Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:54, курсовая работа
Цель: изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике
Задачи:
1) выяснить сущность социальной политики и ее основные направления;
2) определить особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области;
3) выявить связь социальной политики и социальной работы;
4) узнать, как реализуются социальные программы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной политики
1.1 Сущность социальной политики и ее основные направления
1.2 Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области
Глава 2.Основные механизмы реализации социальной политики
2.1 Связь социальной политики и социальной работы
2.2 Реализация социальных программ
Заключение
Список литературы
Также, по мнению В. В. Колкова, на основе анализа деятельности современных государств можно выделить следующие структурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа [11, с. 235]. А, В.М. Капицин, к числу ее основных направлений относит: 1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование; 2) поддержку семьи, материнства, детства и отцовства; 3) жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения; 4) поддержку престарелых и инвалидов; 5) социальное обслуживание населения; 6) охрану окружающей природной среды; 7) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев [11, с. 234].
Итак, по сути говоря, смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране [2, с. 35].
Однако социальная
политика не может рассматриваться
как исключительно
Таким образом, говоря
о социальной политике государства,
мы подразумеваем прежде всего действия
правительства, направленные на распределение
и перераспределение доходов различных
членов и групп общества. Так можно определить
социальную политику в узком смысле слова.
В широком смысле, социальная политика
- это одно из направлений макроэкономического
регулирования, призванное обеспечить
социальную стабильность общества и создать,
насколько это возможно, одинаковые “стартовые
условия” для всех граждан страны.
1.2 Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области
Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод [6, с. 293].
Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью, а нередко и противостоянием, чему мы, россияне, являемся непосредственными свидетелями.
Особенностью современного
российского государства
Нынешнее кризисное, переломное время, существующее состояние сфер общественной жизни свидетельствуют о трех возможных тенденциях:
а) возвращение к социалистическим порядкам (вероятно, в измененных формах);
б) окончательный отказ от социалистического пути развития и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и на новой основе;
в) развитие, связанное с нестабильностью, неустойчивостью сочетающее элементы разных типов общественно-политических систем. Как известно, есть сторонники и противники и у первого, и у второго путей развития. В связи с этим возникает закономерный вопрос: не станет ли процесс конвергенции общественно-политических и социально-экономических систем реальной тенденцией развития не только других цивилизованных обществ наших дней, но и российского общества? Очевидно, что реализация первого, второго или третьего пути самым непосредственным образом скажется и на социальной политике окончательно сформировавшегося государства как политического института [4, с. 250].
Можно высказать и такую мысль: особенность современного этапа российского общества состоит в переходе от более высокой организации социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом (хотя имеются, как известно, и совершенно противоположные позиции по этому вопросу). Во всяком случае, с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) - это именно так [6, с.239] .
Без всякого преувеличения можно утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства населения. В связи с этим не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. Сейчас в последней нуждается действительное большинство.
А ведь крайняя степень
неравенства способна привести к
нестабильности в обществе, социальным
взрывам, разрушению производительных
сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому
в цивилизованных обществах политические
структуры стремятся смягчить социальное
неравенство, создать условия для
удовлетворения хотя бы минимальных
материальных и духовных потребностей
людей, что достигается путем
налоговой политики, расширения и
углубления социальной работы по защите
наиболее ущемленных слоев населения
[3, с. 415].
В условиях кризисного
состояния российского общества
ни теоретически, ни тем более практически
нельзя ставить задачу ликвидации неравенства
(это - иллюзия). Речь должна идти о предотвращении
его крайностей, т.е. о недопущении
глобальной поляризации социальных
групп, слоев и классов во избежании
социального взрыва и нестабильности
в обществе [6, с. 43].
Нельзя признать
нормальной ситуацию в нынешнее России,
когда в социальной структуре преобладают
маргинальные слои (безработные, беженцы,
нищие), не связанные с производством.
Также нельзя признать нормальной ситуацию,
когда преобладают маргинальные группы
в материальном отношении: свехбедные
и сверхбогатые, причем в соотношении
(по уровню доходов) 1 : 20 : 50 и более ( по
данным разных источников). Хотя в развитых
странах это состояние составляет 1 : 5
: 10 [6, с. 44].
Политики (правящие
круги) понимают взрывоопасность такой
ситуации. И поэтому, принимаются
определенные шаги для ее предотвращения.
Но они часто непоследовательны,
а принимаемые меры оказываются
далеко неполными и, самое главное,
плохо реализуются.
Нет сомнения в том,
что сравнительный анализ содержания
социальной политики разных государств,
прения об общем, особенном и единичном
в организации социальной защиты
населения в разных странах позволят
значительно обогатить теорию и
практику этой деятельности. В то же
время при освоении зарубежного
опыта в сфере социальной поддержки
населения необходимо в полной мере
учитывать исторические условия
и национальные особенности России.
Надо иметь в виду уже сложившуюся
в нашей стране (и имеющую место
в прошлом) систему социального
обеспечения населения (а также,
естественно, особенности культуры,
менталитета, образа жизни российского
общества), разумно дополняя ее нововведениями,
исходя из новой общественно-политической
ситуации. На предстоящий обозримый
период целесообразно сохранение преимущественно
государственной помощи в сфере здравоохранения,
распределения жилья и т.д. в первую очередь
для неимущих и малообеспеченных слоев
населения.
Известно, что в
разных странах сложилась разная
система социальной помощи «слабым»
слоям населения. Если, к примеру,
в США и Японии делается акцент,
в основном, на частный сектор, благотворительные,
общественные организации, то в большинстве
европейских стран главную роль
в решении этих проблем играет
государство. Так, к примеру, для
Германии и Дании характерен широкий
охват социальной сферы государством
[15, с. 31].
Показателем развитости
системы социального
направления, механизмы
реализации, особенности в современном
российском обществе, специфика участия
в ней социальных ра»
Вид:курсовая работа
Описание
Сущность социальной
политики, ее направления. Особенности
современной социальной политики в
России и опыт иностранных государств.
Основные механизмы реализации социальной
политики. Связь социальной политики
и социальной работы. Социальные программы.
Скачать бесплатно [47
K]
тва не существует вообще
[15, с. 12]. Существенным в определении социальной
политики того или иного государства являются
источники финансирования социальных
расходов (бюджетные и внебюджетные). Бюджетные
источники пополняются за счет налогов,
деятельности государства в экономической
сфере, а так же за счет иных средств, поступающих
в бюджет государства. Внебюджетные - за
счет взносов работодателей и наемных
работников. В последнем случае пополнение
может происходить как равными, так и неравными
долями со стороны работодателей и наемных
работников, а некоторые внебюджетные
фонды пополняются только за счет работодателей.
Наиболее развитой
системой социальной политики на сегодняшний
день принято считать систему социальной
политики датского государства.
Так, оно через определенных механизм налогов, сборов и различных денежных платежей, а также их перераспределения делает возможным осуществление такой социальной политики, когда в государстве не существует бедного слоя населения, а уровень социальных противоречий снижен до такой степени, что возникновение различного рода социальных конфликтов практически невозможно. Именно поэтому, Данию принято называть « государством всеобщего благосостояния» [15, с. 32].
Что же касается России,
то здесь в плане проведения социальной
политики также следует отдавать
предпочтение государству, и не только
потому, что частный сектор, коммерческие
и другие негосударственные структуры
до последнего времени были слабы
и неразвиты (сейчас о них этого
не скажешь), но и потому (а возможно,
и прежде всего), что они в значительной
своей части недостаточно цивилизованы,
порой, криминальны (скрытие доходов,
игнорирование налоговой
Ныне в России
в период кризиса экономики, нехватки
средств очень важно
Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватой социальным взрывом, особенно опасным сегодня в России. Безусловно, это требует оптимального подхода к проблеме приватизации, сроков осуществления разгосударствления, оптимального сочетания различных форм собственности. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных, официальных структур наиболее дальновидные и «незаангажированные» специалисты.
Как показывает зарубежный (а теперь и отечественный) опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях России - сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это предопределяется (в том числе) сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствия всеобщего системного кризиса [5, с. 28].
Но сегодня, несмотря на оживление в экономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей, и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики.
Главными задачами
сегодня остаются стабилизация экономического
положения, повышения уровня жизни
и снижение числа бедных. В ближайшие
годы необходимо восстановить размеры
личного потребления на уровне 1991
года, повысив потребительские
Итак, подводя итоги,
можно сказать о том, что на
сегодняшний день в России положение
ее граждан пока оставляет желать
лучшего, хотя нельзя отрицать и тот
факт, что государство пытается изменить
эту ситуацию посредством различных
мероприятий, проводимых в рамках социальной
политики. Главная задача последней
состоит в гармонизации общественных
отношений путем выработки и
осуществления организационно-