Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:36, курсовая работа
Целью работы является изучение проблем формирования и реализации социальной политики в России на современном этапе ее развития.
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность социальной политики;
- изучить основные теоретические концепции и реально действующие модели социальной политики;
- провести анализ основных направлений социальной политики в различных сферах;
- выявить основные проблемы и трудности в формировании и реализации социальной политики в России;
- наметить пути совершенствования социальной политики в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования и реализации социальной политики
1.1. Основные подходы к определению социальной политики………………. 5
1.2. Цели, задачи, субъекты и объекты социальной политики……...…………9
1.3. Модели социальной политики в современном мире……………...………13
Глава II. Основные направления социальной политики в современных российских условиях
2.1. Государственная политика формирования и регулирования доходов…..17
2.2. Социальное обеспечение и социальное страхование в системе социальной политики в России…………………………………………………20
2.3. Регулирование рынка труда и занятости как одно из направлений социальной политики в России…………………………………………………24
Глава III. Проблемы и перспективы формирования и реализации социальной политики в современной России
3.1. Актуальные проблемы государственной социальной политики в современной России……………………………………………………………. 27
3.2. Перспективы совершенствования государственной социальной политики в современной России……………………………………………………….…..32
3.3. "Социальная политика для России: обсуждение статьи В.В. Путина"….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..42
Выделим императивы совершенствования социальной политики РФ на современном этапе - признание ее важнейшей роли для развития производительных сил общества, что не может быть обеспечено при чрезмерной коммерциализации социальной сферы.
Отсюда вытекает необходимость социализации финансовой политики, и государственной политики в целом. Основная доля затрат бюджета приходится на оборонные расходы, обслуживание государственного долга, государственное управление. Социальная сфера остается в тени. Соответствующий пересмотр бюджетных приоритетов необходим не только с социальной точки зрения, но и с позиции интересов государства в целом. Это позволит наиболее эффективно решать такие проблемы, как сокращение численности трудоспособного населения, ухудшение квалификации рабочей силы, снижение конкурентоспособности отечественных товаров и фирм.
Намечаются следующие мероприятия:
- стимулирование
-сочетание государственного
заказа на профессиональное
-дополнение бюджетного финансирования средствами, полученными от эффективного управления переданной им собственностью. Данные меры адекватны современной роли образования в обществе, и возразить против них сложно. Но практическая реализация их в настоящее время обозначила ряд трудностей. Не стал массовым образовательный кредит. Уместно напомнить, что Правительство не первый год пытается расширить масштабы ипотечного кредитования, но достигнутые результаты весьма скромны. Образовательное кредитование (как и ипотечное) предполагает наличие у банков долгосрочных пассивов, поэтому в условиях их недостатка вряд ли получит широкое распространение.
По мере увеличения доходов граждан средства последних будут играть все возрастающую роль в финансировании здравоохранения. Но на сегодняшний день наиболее приемлемым вариантом следует считать финансирование за счет средств медицинского страхования, дополняемое ресурсами населения и бюджета.
Наибольшую роль в увеличении финансовых ресурсов здравоохранения -фонда ОМС, как Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, играет ЕСН, который формирует основную часть их доходов. В настоящее время величина ЕСН, а, следовательно, доходной базы внебюджетных фондов, является очень низкой. Это происходит, в основном, вследствие низкой налоговой культуры в России, стремления любыми путями уклониться от уплаты обязательных платежей. Очень велики масштабы сокрытия доходов населения — налогооблагаемой базы по ЕСН. Теневая экономика достигает около 30-40% (по разным оценкам) ВВП, что и приводит к недостаточному объему поступления ЕСН. Да и в «легальном», официальном бизнесе весьма распространена выплата части заработной платы неучтенными наличными деньгами («черным налом»), с которой ЕСН не уплачивается.)
Подобное положение дел подрывает страховой принцип формирования средств социальных внебюджетных фондов. Государство становится на путь прямого финансирования выплат пенсий, пособий, оказания медицинских услуг. По сути дела, легализуется право работодателей не доплачивать труд наемных работников. Заработная плата в условиях реализации страхового принципа финансирования социальной защиты складывается из двух частей: денежного вознаграждения на обеспечение текущего потребления и социальной страховки на покрытие перспективных потребностей (пенсии, пособия, медицинские услуги).
Подводя итог рассмотрению перспектив социальной политики в РФ, я бы хотела сказать, что экономическое развитие страны и увеличение финансовой базы социальной сферы находятся в тесной взаимосвязи. С одной стороны, позитивная экономическая динамика, рост национального дохода позволяет увеличить объем ресурсов в этом секторе. Но и активизация социальной политики играет сегодня немалую роль для экономического роста и развития, т.к. напрямую влияет на производительность труда, качество и конкурентоспособность отечественных товаров. Поэтому особенно важно в условиях роста реального сектора экономики обеспечить эффективный механизм финансирования социальной политики, увеличить приток ресурсов в данную сферу. Это обусловит динамичное развитие экономики в дальнейшем, на ее основе - новое расширение финансовой базы социальной политики, т.е. сформируется «сотрудничество» социальной политики и экономики, что является реальной основа устойчивого развития, при котором на фоне экономического роста гармонично развиваются личность и общество.
3.3. "Социальная политика для России: обсуждение статьи В.В. Путина"
15 февраля 2012г. ученые, аналитики, руководители организаций, предприниматели и журналисты приняли участие в заседании Экспертного клуба, посвященном обсуждению статьи В.В. Путина "Строительство справедливости. Социальная политика для России".
Открывая заседание, политолог Павел Клачков подчеркнул, что статья развивает и конкретизирует положения, намеченные в его предыдущих текстах. Поставлена задача обеспечить социальное равенство в получении образования. В.В. Путин заявил: "Дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей". Прямо сказано, что не будет сокращен прием в вузы. Следовательно, приоритетом государства является подготовка профессионалов высокого уровня, всесторонне развитых граждан. Дан решительный отпор социал-дарвинистам, призывавшим к увеличению пенсионного возраста. Также Павел Клачков указал на сложность внешнеполитической ситуации и подчеркнул: социальная несправедливость ослабляет государство, делая его легкой добычей для внеших манипуляций. Американские политтехнологи, добившиеся успеха на Украине, в Киргизии, а потом на Ближнем Востоке, будут стараться использовать внутрироссийские противоречия в своих интересах. Конечно, социальные противоречия существуют объективно. Однако надо понимать и то, что цель внешних сил - не решить эти проблемы, а ослабить и раздробить Россию, установив при этом свой контроль над ядерным потенциалом.
По мнению политического обозревателя Александра Чернявского, стержнем статьи Путина стала тема сбережения народа. Именно такую постановку вопроса предлагал и выдающийся русский мыслитель А.И. Солженицын, сын которого регулярно принимает участие в Красноярском экономическом форуме. Социальная политика имеет основополагающее значение, однако ее целью отнюдь не является поддержка иждивенческих настроений. Как справедливо отметил В.В. Путин, государство должно помогать тем, кто по объективным причинам не может позаботиться о себе сам, а также обеспечивать равные "стартовые условия" для всех граждан. Александр Чернявский подчеркнул: Путин ставит четкие задачи и называет конкретные сроки их исполнения. Это означает, что Премьер не боится брать на себя ответственность за развитие страны.
Заведующий кафедрой Отечественной
истории СФУ Михаил Северьянов высказал
свое мнение об актуальных проблемах
социальной работы, науки и культуры.
Если в Германии в социальной сфере
занят каждый девятый работающий,
то в Красноярском крае - лишь 15 тысяч
человек, что совершенно недостаточно.
Продолжает быть острой демографическая
проблема. Специалисты полагают, что
для преодоления негативных последствий
1990-х годов может
Директор "Института муниципального развития" Алексей Менщиков указал на риски, связанные с таким традиционным свойством отечественного государственного аппарата как ригидность. Речь идет о сочетании сверх напряжения и хрупкости. Государство должно учиться более гибким, но при этом эффективным методам управления. Заместитель председателя регионального отделения организации по поддержке малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Нестеров назвал еще один недостаток современного госаппарата. По мнению эксперта, немало внимания уделяется подготовке и принятию решений. При этом, к сожалению, "хромает" контроль над их реализацией. Государственное и муниципальное управление требуют системного подхода.
Ведущий инженер ОАО "Енисейгеофизика" Павел Полуян и журналист Леонид Фельдман указали, что угрозы социальной стабильности исходят не только от неэффективности органов власти. По мнению эксперта, олигархи в погоне за прибылью нередко переходят грань допустимого в социальном государстве. Примером тому является ситуация в Пикалево, разрешенная только благодаря личному вмешательству Премьера. Леонид Фельдман подчеркнул, что благополучие общества во многом зависит от добросовестной работы средств массовой информации. В современном мире нет места цензуре, но ситуация, когда у микрофона оказываются люди, откровенно ненавидящие "эту страну", не может расцениваться как нормальная. Многое здесь зависит от позиции гражданского общества.
По словам сопредседателя
красноярского движения "Здоровый
мир" Владимира Черных, экономическое
развитие немыслимо без создания
полноценной инфраструктуры. Если лет
30-40 назад трудовой энтузиазм строителей
социализма заставлял их мириться с
отсутствием в территориях
Системный аналитик Антон Таран подчеркнул взаимосвязанность, логичность статей Премьера. Эти тексты выстраданы, отталкиваются от реального опыта. Ни чистый либерализм, ни крайний этатизм не соответствуют потребностям страны. Проблемы социальной политики сложны, и их решение отнюдь не сводится к тому, чтобы выделять средства всем желающим (даже если бы возможности бюджета это позволяли). Важно, что Путин дал четкую дефиницию социальной политики, определил приоритетные задачи государства в этой сфере.
Заведующая кафедрой культурологии,
декан факультета искусствоведения
и культурологии Гуманитарного
института Сибирского федерального
университета Наталья Копцева дала
историко-философский анализ "социального
государства" (Sozialstaat). Эта концепция
возникла по историческим меркам недавно.
Сам термин был впервые употреблен
в 1850 г. Лоренцем фон Штейном. Этот ученый
сказал, что государство «обязано
способствовать экономическому и общественному
прогрессу всех своих граждан, ибо
в конечном счете развитие одного
выступает условием развития другого".
Поднимая тему социальной справедливости,
Путин обращается к подавляющему
большинству российского
Эксперты клуба сошлись
во мнении, что "Строительство справедливости.
Социальная политика для России"
- самая народная из вышедших пока статей
Премьера. Она написана четко и
последовательно, содержит ответы на многие
злободневные вопросы российской действительности.
Председатель Правительства ставит
конкретные задачи, принимая на себя ответственность
за их решение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Россия — социальное государство. Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза — а в доле ВВП с 21% до 27%. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 — 2009 годов. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты. Но наши граждане отнюдь не удовлетворены существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива.
Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей — справедливо ли устроено общество, в котором мы живем.
В данной курсовой работе были
рассмотрены такие немаловажные
вопросы социальной политики государства,
как регулирование доходов
В заключение исследования можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях развивающейся рыночной экономики (особенно в период экономического кризиса) регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ.
Рассмотрев основные направления
социальной политики РФ, можно сделать
вывод, что, не смотря на наличие некоторых
негативных моментов, существует множество
и положительных. И, на мой взгляд, намечая
ориентиры активной социальной политики
в России, следует учитывать опыт развитых
стран с их достижениями и проблемами.
Нельзя не учитывать и того, что даже в
условиях развитой экономики будут усиливаться
трудности в ресурсном обеспечении социальной
сферы. Это предъявляет не только более
высокие требования к душевому объему
валового внутреннего продукта и к уровню
затрат на его производство, но и может
порождать необходимость определенного
ужесточения условий предоставления социальной
поддержки. Эти мировые тенденции необходимо
своевременно учитывать и в российской
практике.
Информация о работе Социальная политика России, перспективы ее развития