Социальная политика России, перспективы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблем формирования и реализации социальной политики в России на современном этапе ее развития.
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность социальной политики;
- изучить основные теоретические концепции и реально действующие модели социальной политики;
- провести анализ основных направлений социальной политики в различных сферах;
- выявить основные проблемы и трудности в формировании и реализации социальной политики в России;
- наметить пути совершенствования социальной политики в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования и реализации социальной политики
1.1. Основные подходы к определению социальной политики………………. 5
1.2. Цели, задачи, субъекты и объекты социальной политики……...…………9
1.3. Модели социальной политики в современном мире……………...………13
Глава II. Основные направления социальной политики в современных российских условиях
2.1. Государственная политика формирования и регулирования доходов…..17
2.2. Социальное обеспечение и социальное страхование в системе социальной политики в России…………………………………………………20
2.3. Регулирование рынка труда и занятости как одно из направлений социальной политики в России…………………………………………………24
Глава III. Проблемы и перспективы формирования и реализации социальной политики в современной России
3.1. Актуальные проблемы государственной социальной политики в современной России……………………………………………………………. 27
3.2. Перспективы совершенствования государственной социальной политики в современной России……………………………………………………….…..32
3.3. "Социальная политика для России: обсуждение статьи В.В. Путина"….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

kursovaya_sotsialnaya_politika_1__1.docx

— 72.96 Кб (Скачать)

Любая из форм государственного регулирования (в том числе социальная) складывается из материальных, институциональных  и концептуальных составляющих. Отметим, что социальное регулирование не является исключительной привилегией  государства, оно охватывает не только перераспределение доходов, но и  прочие показатели уровня жизни. Объектами  социального регулирования являются охрана окружающей среды и зашита прав потребителя. Социальное регулирование  осуществляют деловые единицы, профсоюзы, церковь и прочие неправительственные  организации. Материальное основание  государственного регулирования зависит  от объёма национального производства и той его доли, которая перераспределяется централизованно, через государственный  бюджет. Институциональная основа связана  с организацией процесса перераспределения и деятельностью соответствующих учреждений. Концептуальная основа государственного регулирования – это теория, приобретающая статус правительственной доктрины.

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению  доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и  эффективности.

Государственное перераспределение  доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными  программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и  натуральных трансфертов, а также  услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные выплаты  связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или  частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или  работы (пособия по безработице, компенсации  затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью  или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного  и транспортного секторов. Все  социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться  периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может  зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут  принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются  в систему социального страхования  и социального обеспечения, дополненную  государственной благотворительностью.

В странах с рыночной экономикой финансирование этих сфер осуществляется на трехсторонней основе (государство, работодатели и получатели средств), а в странах с административно-командной  экономикой — централизованно. Реальные доходы населения формировались в основном за счет зарплаты и доходов из общественных фондов потребления (ОФГГ). Распределение ОФП осуществлялось на бесплатной или частично платной основе в соответствии с количеством и качеством трудового вклада в общественное производство, а также с учетом нуждаемости.

Известны различные варианты сочетания государственной и  частной ветвей социальных выплат. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего, трудовой и предпринимательской. Трудовая активность проявляется в  повышении степени использования  резервов труда, росте занятости  и производительности труда, предпринимательская  отражена объемом и структурой инвестиций. Будучи объективно взаимосвязанными, эти формы деятельности осуществляются в каждый данный момент разными субъектами, имеющими разные мотивационные модели поведения. В результате система  государственного регулирования должна одновременно поддерживать доходы и  создавать стимулы повышения  деловой активности всех рыночных субъектов.

 

2.2. Социальное  обеспечение и социальное страхование  в системе социальной политики  в России

Система социального обеспечения  каждой страны имеет свои характерные  особенности в связи с конкретными  социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение  закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой  комплекс взаимосвязанных организационных  и законодательных мер.

 В основном в Российской  Федерации социальная защита  нетрудоспособных и малообеспеченных  групп населения осуществляется  по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.

 Социального обеспечения  в России включает в себя  следующие виды:

- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца,  за выслугу лет, социальные):

- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным  и одиноким матерям, на детей  в малообеспеченных семьях и  военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);

- содержание и обслуживание  престарелых и инвалидов в  специальных учреждениях (домах-интернатах): профессиональное обучение и  трудоустройство инвалидов:

- протезно-ортопедическую  помощь врачебно-трудовую экспертизу  и реабилитацию инвалидов

- льготы и преимущества инвалидам.

 И хотя всей системе  социального обеспечения присущи  общие черты, но в то же  время каждый вид имеет свои  особенности.

 Эффективность работы  социальной системы во многом  зависит от продуманности механизма  финансирования. Выплаты по социальному  страхованию производятся из  страховых фондов, в которых сосредотачиваются  собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.

 Существующая система  социальных служб включает государственную,  муниципальную и негосударственную  службу. Все социальные службы  ориентированы, прежде всего,  на обеспечение нуждающихся лиц  различными видами социальных  услуг.

 В зависимости от  ориентации социальных служб  различаются функции ими осуществляемые, которые были сгруппированы следующим  образом: а) собственно функция  социальной помощи, которая включает  в себя как учет, выявление  лиц нам и профилактику бедности  и надомные услуги нуждающимся  и т. д.; б) функция консультирования  включающая консультации специалистов  по различным вопросам, касающихся  социальных аспектов; в) функция  информирования населения, изучения  и прогнозирования социальных  нужд; г) функция участия, которая  предусматривает разработку чрезвычайных  программ и помощь по преодолению  последствий стихийных бедствий  и социальных конфликтов.

 Следует отметить важность  следующих четырех принципов:

- принципа приоритета  государственных начал в организации  социальной службы и гарантировании  прав граждан на получение  социальных услуг:

- принципа опоры на  общественное участие:

- принципа территориальности:

- принципа информированности:  означающего право на сбор  информации и сведений, необходимых  социальным службам для выполнения  их функций.

 Также необходимо отметить  для успешного функционирования  системы социального обеспечения  роль системы управления социальной  службой. В настоящее время  управление социальной службой  осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

Одним из важных факторов, влияющих на эффективность социального обеспечения, является такой социальный норматив как бюджет прожиточного минимума. К сожалению, этот принцип в настоящее  время существует больше теоретически, нежели практически, так как ухудшающееся социально экономическое положение  не позволяет окончательно определить эту константу.

 Считается также, что  минимум пенсии должен соответствовать  минимуму заработной платы, но, однако уровень минимальной зарплаты  оказался величиной непостоянной, да и практика показала, что  финансово-экономическое положение  страны не позволяет прогрессивно  увеличивать эти важнейшие социальные  показатели.

 Государство уделяет  значительное внимание вопросам  охраны материнства и детства.  Специальные пособия, связанные  с этими вопросами, а также  пособия по временной нетрудоспособные  и некоторые другие выплачиваются  за счет фонда социального  страхования, Пенсионного Фонда  и других внебюджетных фондов. Современная система социального  обеспечения предусматривает новый  вид социальной помощи населению  - пособие по безработице. В  свете расширения социальной  помощи система денежных выплат  гражданам с целью их социальной  поддержки включает новые виды  дополняющие систему пособий,  такие как компенсационные выплаты.  Такие выплаты адресованы пока  еще узкому кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

 Необходимым элементом  федеральной системы социального  обеспечения наряду с пенсионной  системой и системой обеспечения  граждан пособиями является система  социального обслуживания престарелых,  нетрудоспособных и семей с  детьми. В комплекс социальных  услуг входят услуги, оказываемые  в медико-социальных учреждениях,  содержание детей в детских  учреждениях бесплатно либо со  скидкой, профессиональное обучение  и трудоустройство лечения как  вид профилактическую, реабилитационную, инвалидов, обеспечение инвалидов  транспортными средствами и средствами  передвижения, а также протезно-ортопедическая  помощь.

 Система медицинской  помощи и социальной помощи  включает: диагностическую, протезно-ортопедическую  и зубопротезную помощь, а также  меры социального характера по  уходу за больными, нетрудоспособными,  инвалидами, включая выплаты пособий  по временной нетрудоспособности.

 Гарантии осуществления  медико-социальной помощи закреплены  законодательством. Также в условиях  переходного периода большое  значение приобретает такой самостоятельный  вид социального обеспечения  как бесплатная лекарственная  помощь, либо со скидкой, и обеспечение  нуждающихся в подобном виде  услуг путевками для санаторно-курортного  лечения либо бесплатно, либо  со скидкой.

  

2.3. Регулирование  рынка труда и занятости как  одно из направлений социальной  политики в России

Социальная политика политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Социлальная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

На макроуровне высшие органы государственной законодательной  и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

Согласование целей и  приоритетов политики занятости  с экономической, социальной, демографической  и миграционной политикой.

Согласование системы  целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической  политикой.

Выработка политики трудоустройства  и социальной поддержки незанятого населения.

На региональном уровне учитываются  перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая  политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов  своей политики и в рамках своей  компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в  интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного  и производственного строительства  и другие.

На региональном уровне более  эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства  на региональном уровне решаются следующим  образом:

развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);

совершенствование информационного  обеспечения (включая компьютеризацию);

обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными  кадрами центров занятости;

целевая поддержка рабочих  мест для сдерживания высвобождения  работающих;

повышение эффективности  регистрации, трудоустройства и  социальной поддержки безработных;

поддержка на рынке труда  беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально  незащищенных групп населения;

организация общественных и  временных работ.

Информация о работе Социальная политика России, перспективы ее развития