Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:36, курсовая работа
Целью работы является изучение проблем формирования и реализации социальной политики в России на современном этапе ее развития.
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность социальной политики;
- изучить основные теоретические концепции и реально действующие модели социальной политики;
- провести анализ основных направлений социальной политики в различных сферах;
- выявить основные проблемы и трудности в формировании и реализации социальной политики в России;
- наметить пути совершенствования социальной политики в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования и реализации социальной политики
1.1. Основные подходы к определению социальной политики………………. 5
1.2. Цели, задачи, субъекты и объекты социальной политики……...…………9
1.3. Модели социальной политики в современном мире……………...………13
Глава II. Основные направления социальной политики в современных российских условиях
2.1. Государственная политика формирования и регулирования доходов…..17
2.2. Социальное обеспечение и социальное страхование в системе социальной политики в России…………………………………………………20
2.3. Регулирование рынка труда и занятости как одно из направлений социальной политики в России…………………………………………………24
Глава III. Проблемы и перспективы формирования и реализации социальной политики в современной России
3.1. Актуальные проблемы государственной социальной политики в современной России……………………………………………………………. 27
3.2. Перспективы совершенствования государственной социальной политики в современной России……………………………………………………….…..32
3.3. "Социальная политика для России: обсуждение статьи В.В. Путина"….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..42
С позиции субъект-объектных отношений термин «социальная политика» многовариантен:
- это деятельность
государства в социальной
- это взаимодействие
всех субъектов
В системе объект-субъектных
отношений объектом социальной
политики выступает все
Субъектами социальной политики
являются государственные органы власти,
организации и учреждения, а также
действующие в социальной сфере
негосударственные организации, общественные
объединения граждан и
Некоторые исследователи
считают, что объект — это
подчиненная, пассивная,
По характеру, содержанию, внутреннему строению социальная политика целостная система качественно нового уровня.
Эта целостность
определяется следующими
1) выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов;
2) единое законодательство,
формирующее целостное
3) протекционизм государства и иных субъектов социальной политики по обеспечению финансирования социальной сферы;
4) единая социальная инфраструктура, единое кадровое и информационное обеспечение».
В зависимости
от периода реализации
Основным субъектом
реализации социальной
Основные виды деятельности по реализации социальной политики государства:
— правотворческая
деятельность законодательных
—организационно-
— контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;
— совместная деятельность
каждой из ветвей власти с
социально-профессиональными и
Конституция определила
Российскую Федерацию как
— государственные ведомства и учреждения;
— органы местного самоуправления;
— внебюджетные фонды;
— общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;
— коммерческие структуры и бизнес;
— профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;
— граждане (например,
через участие в гражданских
инициативах, группах
Субъектом социальной политики являются также работодатели, однако в большинстве случаев их роль пассивна, поскольку они обязаны следовать общим социальным правилам, которые устанавливаются государственными (центральными и местными) властными структурами. Так, в сфере социальной политики работодатели должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы; обязательное страхование по установленным нормативам — пенсионное, социальное, медицинское, по безработице; социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и т.д.).
Существует группа так называемых пассивных субъектов социальной политики, которые выполняют при ее проведении инфраструктурные функции. Это банковские и кредитные учреждения, страховые общества, организации здравоохранения, культуры и т.п., отвечающие за доведение финансовых, материально-технических, духовных и иных ценностей до объекта социальной политики — человека.
Несмотря на существующие
трудности и противоречия, в России
идет процесс формирования гражданского
общества, его основных структур. Возникают
и развиваются
1.3. Модели социальной политики в современном мире
Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении.
Эти различия особенно
заметны при сравнении
Социальное законодательство
европейских стран отличается
от американского более
Европейская модель
социальной защиты в
К этому времени
европейские страны накопили
достаточный экономический
Вслед за очередным
экономическим кризисом
Ко второй половине
80-х гг., по мнению ведущих экспертов
развитых стран и крупнейших
международных организаций,
Среди факторов, определяющих
приоритеты системы
Не только экономические
трудности, переживаемые
В конце XX в. модель
«государства всеобщего
Безусловно, ни одна
из западноевропейских стран
не собирается полностью
Когда речь идет об использовании тех или иных моделей социального развития, нужно иметь в виду, что в реальной практике сегодняшнего дня они не существуют в чистом виде. В странах Европы, как правило, применяются смешанные модели, ориентированные на собственные национальные особенности, уровень экономического развития, политическую ориентацию, культуру, традиции. Но все же в каждом случае социальная практика основывается на одной из трех названных моделей. Анализ социального развития стран Западной Европы позволяет отметить чрезвычайно важную для них тенденцию: целеустремленно и сознательно осуществляя идею единой Европы, ломая государственные границы, сближая экономические и политические структуры, эти страны будут с неизбежностью создавать универсальную социальную модель, объединяющую всю социальную жизнь Западной Европы.
Итак, перспективная
модель социальной политики
ГЛАВА II. Основные направления социальной политики в современных российских условиях
2.1. Государственная
политика формирования и
Формирование совокупных
доходов населения охватывает их
производство, распределение, перераспределение
и использование. Распределение
доходов складывается на этапе формирования
доходов владельцев производственных
факторов (функциональное распределение).
Персональное распределение номинальных
доходов является результатом перераспределения.
Проходя через семейный бюджет, объем
душевого дохода изменяется в зависимости
от величины и структуры семей, соотношения
иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные
доходы. Величина реальных доходов
зависит от параметров инфляционного
процесса. Главным же каналом перераспределения
доходов является государственное
регулирование этого процесса. Налоговые
системы и государственные
Информация о работе Социальная политика России, перспективы ее развития