Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:36, курсовая работа
Целью работы является изучение проблем формирования и реализации социальной политики в России на современном этапе ее развития.
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность социальной политики;
- изучить основные теоретические концепции и реально действующие модели социальной политики;
- провести анализ основных направлений социальной политики в различных сферах;
- выявить основные проблемы и трудности в формировании и реализации социальной политики в России;
- наметить пути совершенствования социальной политики в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования и реализации социальной политики
1.1. Основные подходы к определению социальной политики………………. 5
1.2. Цели, задачи, субъекты и объекты социальной политики……...…………9
1.3. Модели социальной политики в современном мире……………...………13
Глава II. Основные направления социальной политики в современных российских условиях
2.1. Государственная политика формирования и регулирования доходов…..17
2.2. Социальное обеспечение и социальное страхование в системе социальной политики в России…………………………………………………20
2.3. Регулирование рынка труда и занятости как одно из направлений социальной политики в России…………………………………………………24
Глава III. Проблемы и перспективы формирования и реализации социальной политики в современной России
3.1. Актуальные проблемы государственной социальной политики в современной России……………………………………………………………. 27
3.2. Перспективы совершенствования государственной социальной политики в современной России……………………………………………………….…..32
3.3. "Социальная политика для России: обсуждение статьи В.В. Путина"….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..42
На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.
Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.
В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).
В 1991 г. был принят закон "О
занятости населения в
Государственные гарантии для безработных включают:
бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
выплату пособия по безработице;
возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.
Борьба с безработицей
— один из элементов системы
Действия государства, направленные
на снижение уровня безработицы, могут
иметь неоднозначные
Программы переобучения и
повышения квалификации, а также
повышение эффективности
С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.
ГЛАВА III. Проблемы и перспективы формирования и реализации социальной политики в современной России
3.1. Актуальные
проблемы государственной
Государство выступает в качестве гаранта социальной стабильности. Его работа направлена на обеспечение стабильности в сфере социального обеспечения граждан, прежде всего представителей социально незащищенных групп. Совершенствование политики в этой сфере - важная задача российского государства.
Состояние социальной сферы государства все еще нельзя назвать удовлетворительным и не в ближайшее время произойдут перемены, ведущие к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством социальных проблем разного характера - рассмотрим наиболее чувствительные из них.
К результатам социальной политики в России можно отнести выделение некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно.
Правительство и государственная
дума России постоянно принимают
законы о повышении минимальной
зарплаты, пенсий, вводят новые пособия.
Но на практике эти законы не выполняются
или выполняются не повсеместно
и не в полном объеме. Это происходит
из-за не хватки бюджетных средств
в федеральном и местных
Но по существу большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для такого постоянного обеспечения не хватит ни каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности - безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.
Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества.
К числу мер общего характера
относятся социальные выплаты семьям,
связанные с рождением и
Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей не велики, они составляют около одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются "подпиткой" для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях.
При рождении ребёнка выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с новорождённым ребёнком. Также существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с матерью.
Предусмотрено пособие трудоспособному,
неработающему лицу по некоторым
случаям ухода за инвалидами и
престарелыми, детьми инвалидами, которое
составляет не много более половины
МРОТ, что очень мало. Население
редко прибегает к уходу с
работы для ухода за данными группами
людей, неспособных самостоятельно
жить. Это происходит только в крайних
случаях, экстренных случаях. Так же
мало пособие матерям, воспитывающим
малолетних детей. Это пособие выплачивается
из средств предприятий и
Также дело обстоит и с выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.
В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.
Пособия по безработице это особая форма выплат. Эти пособия в России появились не так давно. Нет отлаженного механизма "присваивания звания" безработного и выплаты этого пособия. Средства фонда занятости ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице велико, около МРОТ, и его получение связано с большими сложностями.
Функционирование пенсионной
системы, в сущности, не изменилось.
Также в основном выплачиваются
из государственного бюджета, но деньги
проходят через Пенсионный фонд. Система
пенсионного обеспечения не поставлена
на определённый уровень. Отчисления из
зарплаты в Пенсионный фонд не изменились
в процентном отношении, что не в
полной мере компенсирует затраты на
выплаты пенсий. Создание пенсионных
вкладов в коммерческих банках не
получило массового распространения,
из-за нестабильности в экономической
сфере. Большинство банков не имеет
прочного запаса средств и не известно
будет ли существовать этот банк через
пять-десять лет. Система социального
обслуживания в основном встала на
новый уровень в своём
В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований.
Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.
Существуют проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.
Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:
стабилизация финансового
положения государственных
погашение задолженности работникам по заработной плате;
расширение источников финансирования социальных услуг;
внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.
Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России.
3.2. Перспективы
совершенствования
Современная социальная политика РФ далека от идеала. Опыт ее функционирования в период перехода к рыночному механизму хозяйствования свидетельствует, что полноценная социальная зашита населения и эффективное функционирование социально-культурной сферы пока не достигнуты. Общеизвестны такие факты, как скудность пенсий и пособий, фактическая ликвидация бесплатности услуг здравоохранения, во многом — и образования, застой культуры и искусства. Эти проблемы в немалой степени обуславливают небывалое социальное расслоение, подрывающее национальное единство.
Их решение на современном этапе предполагается посредством реализации ряда реформ в сфере социальной политики: здравоохранения, образования, финансов пенсионной системы. Они призваны перестроить механизм финансирования социальной сферы, повысить его эффективность, обеспечить формирование полноценной финансовой базы внебюджетных фондов, образования, здравоохранения, культуры. В контексте данных реформ и следует рассматривать проблемы и перспективы дальнейшего развития социальной политики нашей страны. Для развития социальной политики определяющее значение имеют традиционные и современные требования, предъявляемые к ее цепям и задачам. Сегодня социальная политика - это не только, и даже не столько поддержка социально незащищенных членов общества, сколько ключевой фактор формирования и развития человеческого капитала.
Грамотно проводимая социальная политика способствует увеличению человеческого капитала. Темпы научно-технического прогресса, уровень организации, культуры и производительности труда – это производные от качеств человека, или человеческого капитала, а значит, вложения в человека имеют наибольшую отдачу. Таким образом, мы приходим к выводу, что рассмотрение человека, как объекта социальной политики, является целью создания предпосылки к накоплению человеческого капитала, так как именно человек способствует социально-экономическому развитию, является основой роста национальной экономики.
Информация о работе Социальная политика России, перспективы ее развития