Социальная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение социальной политики государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь.
Основными задачами работы являются изучение сущности социальной политики, основные особенности и направления ее реализации; анализ системы социальной политики страны; рассмотрение основных проблем, возникающих у государства по мере реализации программ, связанных с введением новых и усовершенствованием уже существующих форм и методов социальной политики государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Социальная политика – как часть государственного управления…………………………........................................................................5
Сущность социальной политики государства и основные подходы к ее реализации………………………………………………………………………….5
Основные направления и методы реализации социальной политики……………………………………………………………………………8
Анализ социальной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………...15
Социальная политика Республики Беларусь в переходный период ……………………………………………………………………………..15
Основные черты современной социальной политики РБ……………….16
Основные направления совершенствования социальной политики РБ…………………………………………………………………………………..25
Социальные проблемы Республики Беларусь……………………………25
3.2Приоритетные направления развития социальной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………….. 36
Приложение……………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

    В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития существенно повышается значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего, на использование социальных механизмов компенсации и адаптации. 
Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи. 
     Обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь во многом зависит от уровня и качества образования граждан, от их знания правовых и этических норм, регулирующих отношение человека к природе и обществу, и умения учитывать эти знания в повседневной и профессиональной
 

деятельности, от их способности понимать сущность происходящих социально-экономических преобразований. 
       Снижение уровня жизни населения, негативное изменение среды обитания привели к ухудшению здоровья населения.  
Стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения.

  Особое  внимание уделяется охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы. 
    Стратегической целью государственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций. 
      Развитие физической культуры и спорта является одним из ведущих направлений в физическом и духовном оздоровлении народа, важным фактором формирования здорового образа жизни человека, совершенствования человеческого капитала. 
Главной целью развития национальной системы физической культуры и спорта является укрепление здоровья и физическое совершенствование населения.  
Главная цель развития физической культуры и спорта заключается в подъеме уровня массовости физкультурно-спортивного движения в стране, повышении эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и обеспечении социально гарантированных минимальных потребностей населения в услугах отрасли.  
       Стратегия устойчивого развития жилищной сферы предусматривает создание комфортного, долговечного, экономичного по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, способного удовлетворять жилищные
 

потребности нынешнего и будущих поколений  граждан, и обеспечить условия доступности приобретения жилья для всех слоев населения. 
Целями жилищной политики являются повышение уровня обеспеченности граждан жильем, развитие жилищного строительства с преимущественным использованием средств внебюджетных источников финансирования и долгосрочных форм кредитования граждан на приобретение жилья, дальнейшее развитие рынка жилья и жилищных услуг, эффективное использование существующего жилищного фонда. 
              Белорусское государство и общество проводит активную деятельность по борьбе с антиобщественными явлениями как в плане совершенствования экономической, социальной и культурной политики, так и принятия нового национального законодательства и повышения эффективности работы правоохранительных и других органов и общественных организаций.  
Основная цель борьбы с антиобщественными явлениями – создание экономических, социальных, культурных и нравственно-правовых условий для гармоничного развития личности, слияния ее образа жизни с общепринятыми позитивными нормами морали и права, лишения преступности питательной среды. 
В Республике необходимо сократить уровень потребления абсолютного алкоголя на душу населения с 10 до 8 литров, стабилизировать уровень наркомании, антиобщественного пьянства, алкоголизма и самоубийств. Уменьшить масштабы бродяжничества, детской беспризорности, проституции, сократить количество неблагополучных семей и численность социально-деградированных групп населения, ведущих антиобщественный образ жизни. 
  
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  На  основе изученного материала и исследованных  в ходе выполненной курсовой работы данных можно сделать вывод, что государство может и должно играть значительную роль в жизни населения, не только корректируя рыночные реформы, но и обеспечивая социальную справедливость в обществе. Рыночный механизм, предоставленный самому себе, оставляет большому количеству людей слишком мало ресурсов для выживания. Государство регулирует финансовый сектор, обеспечивая работу рынков капитала в соответствии с их назначением; создает систему социального страхования; содействует как развитию инновационных технологий, так и формированию новых социально-экономических отношений. Без умелого использования государством рыночных механизмов невозможны успешное решение проблем выхода из социально-экономического кризиса, повышение уровня и качества жизни.

  Можно привести следующие аргументы в  доказательство этого высказывания:

  1. Рыночные механизмы, которые порождают дух предпринимательства, соперничества, деловой активности, напряжения трудовой энергии людей, являются главным источником роста национального богатства и увеличения личных доходов работников, а также к образованию средств, выделяемых на поддержку науки и культуры, на воспитание и образование детей, на содержание инвалидов. Чем богаче нация, тем более значительные потоки средств она может направлять на социальное развитие и поддержку своей страны;
  2. Социальная сфера, отрасли услуг и духовного воспроизводства – не только потребители национального богатства, но и его производители. Значимость сферы услуг, в качестве источника общественного богатства нарастает с каждым годом за счет рыночных услуг. Развивая науку и образование, культуру и здравоохранение мы способствуем увеличению национального богатства, которое является единственным источником роста уровня и качества жизни;
 
      
  1. Социальная  сфера становиться все более эффективным полем приложения капитала. Спрос на услуги здравоохранения, образования, культуры, искусства растет с опережающими темпами, увеличивается отдача от инвестиций в эти сферы. Десятки миллионов прибыльно вкладываются медицину, здравоохранение, услуги отдыха и туризм, который вскоре завоюет первенство на мировом рынке.

    Без сомнения основой  устойчивого  социально-экономического развития  Беларуси является ее духовный  потенциал, высокий интеллект  и богатейшее культурное наследие, развитая система образования. Если  наше государство сумеет сделать сферу науки, культуры, образования и здравоохранения полем выгодного применения государственного и частного капитала, то вопрос с решением сложнейших проблем социального характера можно считать успешно разрешенным.

    Следует также отметить, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики и успешного создания эффективного социально-защитного механизма является такие шаги, как принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно- законодательных актов, направленных на дальнейшее повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких институтов, как биржа труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.

    Таким образом, совершенствование  социальной политики и реформирование  социальной сферы должны осуществляться  в рамках общей стратегии социально-экономического  развития страны, что и будет  способствовать развитию важнейших отраслей социальной сферы, более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения, реализации прав, предоставляемых Конституцией Республики Беларусь. 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Беларусь  в цифрах. Статистический справочник/Под ред. В.И.Зиновский. -Мн.: Национальный Статистический комитет РБ, 2009г.-97с.
  2. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред.М.И.Ткачук. Мн.,2001.-204с
  3. Данилов А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации. - Мн. :ООО «Харвест», 1998г.
  4. Жарко.В.И. О практике применения Закона Республики Беларусь «Одемографической безопасности Республики Беларусь» в области здравоохранения / В.И.Жарко, и.В.Малахова, А.А.Гракович, Е.А.Петровская, И.И.новик, Д.Ф.Куницкий, И.В.Бровко//Материалы респ. Науч.-практ. Конф. «Управление здравоохранением и обеспечение демографической безопасности Республики Беларусь», Мн.:28 июня 2007г. – Минск, 2007.-с.11.
  5. Концепция Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года./Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь. – Мн.,2003.-112с.
  6. Лемешевский И.М. Макроэкономика :социально-экономический аспект – Мн.: ФУ Аинформ,2006. – 544с.
  7. Лукашевич С.Демографическая ситуация//Юстиция Беларуси.2002. №6. с.4-3.
  8. Лутохина Э.А. [и др.]; под ред. Лутохиной Э.А. Макроэкономика: социально ориентированный подход:учебник для студентов экон. Специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования.-Мн.:ИВЦ Минфина, 2005.-400с.,ил.
  9. Макконелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика.-Мн., 1992.
  10. Национальная экономика Беларуси / под ред. В.Н. Шимова. – Мн., 2005. – 345с.
  11. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие / Под ред. В.И. Борисевича, Г.А.Кандауровой. – Мн.:ИП «Экоперспектива», 2006.-432с.
  12. Программа социально-экономического развития республики Беларусь на 2006-2010 гг.-Мн.,2006. - 160с.
  13. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. Учеб.Курс экономической теории.- Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003.-496с.
  14. Соколовский Н.К. Экономика социально-культурной сферы. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 208с.
  15. Солодовников С.Ю.Демографическая ситуация, человеческий и социальный капитал Республики Беларусь: Системный анализ и оценка/С.Ю.Солодовников, Т.В.Куницкая, В.А.перепелкин, Д.П.Рыбка, С.Л.Черныш, Л.П.Шахотько. – Минск:»Белорусская наука», 2008. – 75с
  16. Социально-экономическая статистика/ Под ред. С.Р.Нестерович. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 351с.
  17. Шахотько Л.П. Демографические проблемы: истоки и пути преодоления/Шахотько//Экономика и общество Беларуси: диспропорции и перспективы развития.Национальный отчет о человеческом развитии ПРООН, 2005-2005.-Минск, 2005.
  18. Шевко А. Белорусы стали жить лучше//Белорусская нива.2010.№195 от 19.10.10, с.1.
  19. http:www.mintrud.gov.by
  20. http:www.belstat.gov.by

Информация о работе Социальная политика Республики Беларусь