Социальная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение социальной политики государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь.
Основными задачами работы являются изучение сущности социальной политики, основные особенности и направления ее реализации; анализ системы социальной политики страны; рассмотрение основных проблем, возникающих у государства по мере реализации программ, связанных с введением новых и усовершенствованием уже существующих форм и методов социальной политики государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Социальная политика – как часть государственного управления…………………………........................................................................5
Сущность социальной политики государства и основные подходы к ее реализации………………………………………………………………………….5
Основные направления и методы реализации социальной политики……………………………………………………………………………8
Анализ социальной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………...15
Социальная политика Республики Беларусь в переходный период ……………………………………………………………………………..15
Основные черты современной социальной политики РБ……………….16
Основные направления совершенствования социальной политики РБ…………………………………………………………………………………..25
Социальные проблемы Республики Беларусь……………………………25
3.2Приоритетные направления развития социальной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………….. 36
Приложение……………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

  .     Переход к устойчивому развитию связан не только со сбалансированием экологических и экономических требований, но и созданием новой системы нравственно-духовных и социально-этических ценностей общества, во многом зависящих от состояния культуры.  
Благодаря целенаправленной поддержке отрасли государством, реализации программ возрождения белорусской культуры сохранен культурный потенциал Республики Беларусь. Дальнейшее развитие получило профессиональное искусство, поддерживается историко-культурное наследие. Увеличилось число театров, музеев, выпуск книг и брошюр.  
Однако проблемным остается финансовое обеспечение отрасли.
 
 
 
 
 

  3.ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

  3.1 Социальные проблемы РБ

  Социальные проблемы любого государства всегда очень остро стоят перед руководством страны, они  больше всего волнуют население. Социальная защищенность населения способствует политической ориентации населения,  когда предпочтения отдаётся той партии или тому политическому движению, которое обещает и выполняет обещания о социальных реформах ,улучшения жизни населения, повышения уровня доходов, установлении социальной справедливости, развитии социальной инфраструктуры.

       В ближайшие десятилетия нельзя исключать развития целого ряда негативных тенденций, обозначившихся в Беларуси на рубеже веков. Если говорить о человеческом капитале, то среди них в первую очередь следует выделить: резкое сокращение численности населения в дотрудоспособном возрасте со всеми вытекающими последствиями; ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение; нарастающая инвалидизация; падение трудовой ответственности; «моральный износ» квалификации и образования; отсутствие возможностей (зачастую и желания) получить современное образование и его поддерживать на необходимом уровне».

     Таким образом, выбор в пользу  социально ориентированной экономики  порождает ряд проблем, главные  из которых: проблема баланса  социального и экономического  компонентов, так как издержки, сопровождающие внедрение неэкономических ценностей, предполагают потерю эффективности производства; проблема «оборотной стороны медали» экономических преобразований в виде негативных социальных тенденций; проблема учета экономических интересов различных слоев населения и их готовности участвовать в проведении экономических реформ.

       Для Республики Беларусь актуальными являются такие  проблемные вопросы, как медленный рост реальных денежных доходов населения и угроза значительного повышения цен на потребляемые экономикой энергоресурсы в  

контексте опережающего роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Положение усугубляется недостатками внутренней структуры пенсионной системы: множественностью льгот по досрочному выходу на пенсию; низким по сравнению с другими странами возрастом выхода на пенсию; наличием других норм и условий, влекущих нерациональные расходы. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. Таким образом, сложившаяся система не может способствовать социальной стабильности и нуждается в реформировании.

       Стратегия государства по улучшению качества жизни также требует принятия мер по укреплению здоровья населения, расширению возможностей отдыха и др. В качестве основных механизмов реализации социально-экономической политики предполагаются: рост денежных доходов населения и повышение их реального содержания; сокращение отставания минимальных доходов от минимального прожиточного бюджета; сокращение имущественного расслоения населения; ликвидация бедности.

        Введение рыночных механизмов развития экономики происходит в условиях становления в республике спросоограниченного рынка труда, основные характеристики которого — несоответствие величины заработной платы по основному месту работы стоимости жизни, низкий уровень оплаты труда, сильная дифференциация в оплате труда по разным формам собственности и отраслям производства и др. Рыночное реформирование экономики в подобных условиях требует особой осторожности и просчитывания всех возможных социальных последствий принимаемых решений.

Увеличение  уровня занятости в общественном производстве в последние годы  сопровождается, снижением производительности труда, сохранением  

морально  устаревших и неэффективных рабочих  мест, ухудшением использования рабочего времени.

         Введение в действие  рыночного механизма «переключения» оплаты сферы услуг с бюджетных организаций на население при одновременном, как планировалось, наращивании заработной платы, получилось односторонним, в связи с тем, что высокий уровень инфляции свел на нет это наращивание. Данная реформа приобрела «однобокий» характер и вызвала целый ряд негативных социальных последствий, главные из которых — разочарование населения в социально-ориентированной рыночной экономике, проводимой государством; резкое ухудшение уровня и качества материального положения домохозяйств как основных ячеек общества; изменение стратегии экономического поведения, целиком ориентированного на выживание в осложнившихся экономических условиях. В настоящее время, недостаточный учет в реформировании высоких темпов инфляции привел к тому, что средние суммы коммунальных платежей приблизились к уровню бюджета прожиточного минимума, ниже которого проживает 1/3 населения республики.

       Одной из наиболее важных и значимых социальных проблем в Беларуси является демографическая ситуация, которая характеризуется рядом негативных тенденций, не отвечающих стратегическим интересам страны. Среднегодовая численность населения за 2000 – 2009 годы сократилась на 697 тыс. и составила 9480 тыс. человек[19].При сохранении существующих тенденций процессов рождаемости и смертности и отсутствием внешней миграции, численность населения Беларуси будет неуклонно сокращаться и к 2020 г. снизится до 8,8 млн.чел., что является прямой угрозой безопасности страны[16,с.15] Также сокращается доля молодых возрастов и увеличивается доля лиц старше 40 лет. Происходит естественное старение трудоспособного населения, в связи с чем важнейшей проблемой для экономики республики будет становиться растущее давление на государственный бюджет и обострение потребности в финансировании систем пенсионного обеспечения и  

социальной  защиты. Поэтому без оперативного реагирования на происходящие негативные медико-демографические процессы в  Республике Беларусь будет усугубляться демографический кризис.

     Важной социальной проблемой в Республике Беларусь также является проблема минимизации и преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

  За  прошедшие 16 лет в Республике Беларусь было принято около 100 правительственных и директивных документов по чернобыльской тематике. Разработана и претворяется в жизнь Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг. вопросы преодоления на ЧАЭС выделены отдельным пунктом. Программа предусматривает концентрацию усилий на решении следующих приоритетных проблем: совершенствование системы медицинской помощи пострадавшему населению, особенно ликвидаторам и детям; обеспечение необходимых мер по социальной защите пострадавших граждан; благоустройство загрязненных населенных пунктов Брестской, Гомельской и Могилевской областей .

  Проблемой остается совершенствование систем материального и духовного развития человека, качественное преобразование систем образования, здравоохранения и других отраслей сферы услуг, способствующих формированию всесторонне развитого человека. Необходимо значительно повысить эффективность социальных программ, усовершенствовать механизмы предоставления социальной помощи, создать условия для полной занятости трудоспособных граждан.

  Также следует отметить, что  в стране отсутствует целостная система  государственной политики предупреждения и борьбы с антиобщественными  явлениями. Недостаточно внимания уделяется социальной профилактике антиобщественных явлений. Не в полной мере обеспечивается защита прав жертв преступлений и других правонарушений, неразвита система оказания  

им реабилитационной помощи, отсутствует и специальное законодательство. Неэффективно осуществляется профилактика пьянства и алкоголизма, наркомании и токсикомании, проституции и бродяжничества. Политика предупреждения и борьбы с антиобщественными явлениями нуждается в качественном реформировании и реализации научно обоснованной активной и эффективной стратегии их социального контроля.

  3.2. Основные приоритетные направления социальной политики

  В ближайший период  важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благополучия

           Стратегия государства по реализации целей социальной политики в направлена на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. Тем не менее уровень среднедушевых доходов и средней заработной платы остается низким в сравнении с экономически развитыми странами.

            Приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что способствует созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения. 

Основной целью политики в области народонаселения  
2010 года является создание предпосылок для улучшения демографической
 

ситуации  в стране. Для этого необходимо решить следующие задачи: увеличить  рождаемость, снизить смертность, увеличить  ожидаемую продолжительность жизни, укрепить брачно-семейные отношения  и улучшить условия жизнедеятельности  семьи, оптимизировать миграционные процессы.

В целях  повышения рождаемости следует  принять  ряд следующих мер: совершенствование системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей; совершенствование системы государственной поддержки семей в решении жилищной проблемы; укрепление и развитие системы социального обслуживания семей и др.

        Борьба с бедностью также является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения. 
С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое.  
       Пенсионное обеспечение – еще одно важнейшее направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем. Основная его цель – повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям. 
Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.  
     Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его
 

развитие  необходимо направить на обеспечение  гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков. 
         Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи. 
Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения представлена многообразными социальными программами, которые недостаточно скоординированы.  
Необходимо завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.

Информация о работе Социальная политика Республики Беларусь