Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение социальной политики государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь.
Основными задачами работы являются изучение сущности социальной политики, основные особенности и направления ее реализации; анализ системы социальной политики страны; рассмотрение основных проблем, возникающих у государства по мере реализации программ, связанных с введением новых и усовершенствованием уже существующих форм и методов социальной политики государства.
Введение…………………………………………………………………………3
Социальная политика – как часть государственного управления…………………………........................................................................5
Сущность социальной политики государства и основные подходы к ее реализации………………………………………………………………………….5
Основные направления и методы реализации социальной политики……………………………………………………………………………8
Анализ социальной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………...15
Социальная политика Республики Беларусь в переходный период ……………………………………………………………………………..15
Основные черты современной социальной политики РБ……………….16
Основные направления совершенствования социальной политики РБ…………………………………………………………………………………..25
Социальные проблемы Республики Беларусь……………………………25
3.2Приоритетные направления развития социальной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………….. 36
Приложение……………………………………………………………………38
Под политикой занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Основными принципами политики занятости можно считать:
Для реализации этих и других принципов политики обеспечения занятости государство может использовать два типа регулирующего воздействия:
Политика
регулирования доходов
Под
доходом понимается общая сумма
денежных поступлений субъекта из всех
источников в течение конкретного периода
времени. Основными современными формами
доходов считаются: заработная плата,
прибыль, рента, процент (на капитал) и
государственные (трансфертные) платежи.
Все эти доходы могут предоставляться
в виде: номинального, располагаемого
и реального. При этом доход, оцениваемый
в денежном выражении, есть
номинальный доход, а реальный – та сумма товаров и услуг, которые приобретены на денежный доход. Располагаемым же считается номинальный доход за вычетом налогов.
Осуществляя
регулирующую деятельность в области
доходов, государство изучает
Рисунок
1.1. Кривая Лоренца
Инструментами государства для регулирования доходов с целью уменьшения неравенства их распределения служат:
При
социально ориентированном
Политика социальных гарантий – совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума условий, достаточных для жизнедеятельности членов общества. Социальные гарантии – это комплекс социально- экономических и правовых условий, обеспечивающих право членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.
Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.
Важнейшим
видом государственных минимальных
социальных стандартов служит минимальный
потребительский бюджет (МПБ). Это граница
доходов, ниже которой не может быть обеспечено
простое воспроизводство и социально
приемлемый образ жизни граждан данного
общества. Порядок формирования, а также
направления использования минимального
потребительского бюджета определяются законами государства, которые опираются на его экономическое состояние и возможности.
Еще одним важным видом минимальных социальных гарантий является минимальная заработная плата (МЗП), представляющая социально-экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы.
Кроме того, в систему социальных гарантий включаются: гарантии равного доступа к государственному бесплатному образованию, государственному здравоохранению, социальным и культурным благам, ранкам товаров и услуг, средствам экологической безопасности и др.
В структуру социальной политики входит политика социальной защиты - система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально-экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.
Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).
Для
проведения политики социальной защиты
создается и развивается система социальной
защиты, которая представляет собой
совокупность форм и мер, обеспечивающих
поддержание жизнеобеспечения тех групп
населения и граждан, которые оказываются
в ситуациях социального риска по не зависящим
от них обстоятельствам. Социальная защита
осуществляется в двух основных формах:
денежной и натуральной. В денежной форме
при определенных обстоятельствах выплачиваются
разного рода пособия (по безработице;
по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые,
социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой
жилья) и т.д. А в натуральной форме
социальная защита может реализоваться
в виде бесплатных школьных завтраков
или обедов, обеспечения одеждой и питанием
детских домов и приютов и т.п.
Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются:
Каждая страна формирует собственную систему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социальной защиты достигнут в Швеции, Норвегии, Дании, Германии.
Политика защиты здоровья и экологической безопасности – новая составляющая социальной политики. Она должна быть самостоятельной частью социальной политики по причине двух основных тенденций:
Если учесть, что без здорового населения функционирование экономики невозможно, то становится ясной важнейшая роль этого направления социальной политики. В ее проведении существует все более требовательная и острая необходимость.
Проблема экологической обстановки и современного экологического кризиса внутренне связана с проблемой человека, которой является частью природы. Ведь только за последние 150 лет своего индустриального развития человечество нанесло природе ( а значит, и себе) больший урон, чем за все 4 млн.лет истории человечества, поставив природу (и себя как ее часть) на грань острого кризиса [ 8, с.211]
В
таких условиях необходимость экологической
политики как части общей социальной
политики не вызывает никаких сомнений.
Ее главные цели – гармонизация
взаимоотношений в системе
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Социальная политика Республики Беларусь в переходный период
Начало рыночных преобразований совпало с распадом СССР, глубоким системным кризисом как в нашей стране, так и в других республиках бывшего СССР.
В 1991-1995гг. наблюдались постоянный спад производства, интенсивно растущая инфляция, затухающая инвестиционная активность, что привело к снижению реальных доходов населения, увеличению безработицы, отсутствию всяческих социальных гарантий.
За период 1991-1995 гг. индекс ВВП снизился со 100%(1990 г.) до 65%, т.е. на 35%; индекс конечного потребления – на37%; индекс валового накопления – на 54%. Резко упали объемы промышленной продукции, производства товаров народного потребления и капиталовложений [9, с.362].
Следствием указанных процессов сало систематическое снижение уровня жизни населения республики: снизились доля минимальной заработной платы в минимальном потребительском бюджете до 22 % и реальная среднемесячная заработная плата работающих в экономике со 100% (1990 г.) до 56% (1995 г.), или на 44% [9, с.363].
Тем
не менее, в этот очень трудный
период государство приняло ряд
мер как в области
В
1994г. в Республике Беларусь начался
процесс формирования новых экономических
приоритетов и механизмов экономической
политики. Была принята Программа неотложных
мер по выходу из кризиса, основными элементами
которой являлись меры по финансовой стабилизации
экономики,
усилению
рыночных стимулов. Этот комплекс мер
стал базой для разработки и принятия
Основных направлений социально-
Сложившиеся в этот период тенденции получили продолжение в 2001-2009 гг., когда была обеспечена положительная динамика ведущих социально- экономических показателей, в том числе реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы (см. приложение 1).
2.2. Основные черты современной социальной политики РБ
Реформирование общества, создало новую социальную среду и потребовало выработки эффективной социальной политики, которая на данном этапе развития реализуется в рамках «Программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг». Она является необходимым условием для экономического подъема, а соответствующие социальные программы способствуют достижению согласия в обществе и являются основополагающими в осуществлении успешных реформ.