Социальная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение социальной политики государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь.
Основными задачами работы являются изучение сущности социальной политики, основные особенности и направления ее реализации; анализ системы социальной политики страны; рассмотрение основных проблем, возникающих у государства по мере реализации программ, связанных с введением новых и усовершенствованием уже существующих форм и методов социальной политики государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Социальная политика – как часть государственного управления…………………………........................................................................5
Сущность социальной политики государства и основные подходы к ее реализации………………………………………………………………………….5
Основные направления и методы реализации социальной политики……………………………………………………………………………8
Анализ социальной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………...15
Социальная политика Республики Беларусь в переходный период ……………………………………………………………………………..15
Основные черты современной социальной политики РБ……………….16
Основные направления совершенствования социальной политики РБ…………………………………………………………………………………..25
Социальные проблемы Республики Беларусь……………………………25
3.2Приоритетные направления развития социальной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………….. 36
Приложение……………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 318.00 Кб (Скачать)
 
 

  Под политикой занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Основными принципами политики занятости можно считать:

  • принцип равных возможностей в трудоустройстве всех трудоспособных;
  • принцип содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
  • принцип предоставления социальной защиты безработным.

  Для реализации этих и других принципов  политики обеспечения занятости  государство может использовать два типа регулирующего воздействия:

  1. пассивный – применяется при наличии в стране безработицы. Формой реализации служит социальное страхование;
  2. активный – такое регулирование занятости, при котором государство влияет на состояние рынка труда для предотвращения развития безработицы. Формами реализации такого типа регулирования служат: повышение спроса на рабочую силу (например, при помощи введения льготного налогообложения там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу) и сокращение предложения рабочей силы ( например, введением оплачиваемых учебных отпусков для лиц, повышающих свою квалификацию).

   Политика  регулирования доходов населения  – еще одна составляющая социальной политики, представляющая собой совокупность принципов, мер и средств регулирующего  воздействия государства в области доходов.

   Под доходом понимается общая сумма денежных поступлений субъекта из всех источников в течение конкретного периода времени. Основными современными формами доходов считаются: заработная плата, прибыль, рента, процент (на капитал) и государственные (трансфертные) платежи. Все эти доходы могут предоставляться в виде: номинального, располагаемого и реального. При этом доход, оцениваемый в денежном выражении, есть  
 
 

номинальный доход, а реальный – та сумма товаров  и услуг, которые приобретены  на денежный доход. Располагаемым же считается номинальный доход за вычетом налогов.

   Осуществляя регулирующую деятельность в области  доходов, государство изучает фактическое  их распределение с помощью специальных  показателей и методов. Для этого используют кривую Лоренца. Кривая Лоренца – это кривая, показывающая, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан и кончая самыми богатыми. График кривой Лоренца показывает степень неравенства в распределении доходов. На вертикальной оси графика – процент совокупного дохода Q, а на горизонтальной оси – процент семей L, получающих определенный процент дохода (см.рисунок 1.1). Область абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20% всех семей получают 20% от всего дохода, 40% -40%, а 60% -60% и т.д., то соответствующие точки расположены на биссектрисе. Однако реальное распределение доходов отклоняется больше или меньше от этой прямой и образует кривую Лоренца. Чем больше ее вогнутость, тем больше неравенство доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез[8, с.206 ].

   Рисунок 1.1. Кривая Лоренца 

     

   Инструментами государства для регулирования  доходов с целью уменьшения неравенства  их распределения служат:

    • трансфертные платежи;
    • налоги;
    • регулирование цен и др.

   При социально ориентированном подходе политике регулирования доходов занимает очень важное место. Ее главная задача не допускать или минимизировать ту часть населения, которая оказывается за чертой бедности.  Этим связана и вторая задача – сгладить поляризацию населения по доходам.

   Политика социальных гарантий – совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума условий, достаточных для жизнедеятельности членов общества. Социальные гарантии – это комплекс социально- экономических и правовых условий, обеспечивающих право членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей  человека, меры регулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.

   Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные  социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

   Важнейшим видом государственных минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский бюджет (МПБ). Это граница доходов, ниже которой не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества. Порядок формирования, а также направления использования минимального  

потребительского  бюджета определяются законами государства, которые опираются на его экономическое  состояние и возможности.

   Еще одним важным видом минимальных социальных гарантий  является минимальная заработная плата (МЗП), представляющая социально-экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы.

   Кроме того, в систему социальных гарантий включаются: гарантии равного доступа к государственному бесплатному образованию, государственному здравоохранению, социальным и культурным благам, ранкам товаров и услуг, средствам экологической безопасности и др.

  В структуру социальной политики входит политика социальной защиты - система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально-экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

  Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).

  Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам. Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п. 

  Методы  социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются:

  • Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной форме. Производится на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастроф и т.п.).
  • Социальное страхование - система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Эта система может быть как государственной, так и частной.
  • Социальное попечительство - метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с появившейся  объективной потребностью (например,  в случае, когда дети остались без родителей).
  • Социальная поддержка - способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.
  • Социальное обслуживание - система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально-медицинских услуг на дому, и социально-бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.
  • Качество жизни - обобщающее социально-экономическое понятие, включающее уровень потребления благ, удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни и безопасность труда, морально-психологический климат, душевный комфорт и др.
 
 
 

  Каждая  страна формирует собственную систему  социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социальной защиты достигнут в Швеции, Норвегии, Дании, Германии.

  Политика  защиты здоровья и экологической безопасности – новая составляющая социальной политики.  Она должна быть самостоятельной частью социальной политики  по причине двух основных тенденций:

  1. Депопуляции населения в связи с общим ухудшением здоровья под влиянием распространения новых грозных болезней (СПИД, онкология и др.), распространения наркомания наркомании, алкоголизма и пр.;
  2. Нарастания опасности экологической катастрофы.

  Если  учесть, что без здорового населения  функционирование  экономики невозможно, то становится ясной важнейшая роль этого направления социальной политики. В ее проведении существует все более требовательная и острая необходимость.

  Проблема  экологической обстановки и современного экологического кризиса внутренне  связана с проблемой человека, которой является частью природы. Ведь только за последние 150 лет своего индустриального развития человечество нанесло природе ( а значит,  и себе) больший урон, чем за все 4 млн.лет истории человечества, поставив природу (и себя как ее часть) на грань острого кризиса [ 8, с.211]

  В таких условиях необходимость экологической  политики как части общей социальной политики не вызывает никаких сомнений. Ее главные цели – гармонизация взаимоотношений в системе природа-человек-общество и обеспечение экологической  безопасности. 
 
 
 
 
 
 

  2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

  2.1. Социальная политика Республики Беларусь в переходный период

        Начало рыночных преобразований совпало с распадом СССР, глубоким системным кризисом как в нашей стране, так и в других республиках бывшего СССР.

      В 1991-1995гг. наблюдались постоянный спад производства, интенсивно растущая инфляция, затухающая инвестиционная активность, что привело к снижению реальных доходов населения, увеличению безработицы, отсутствию всяческих социальных гарантий.

  За  период 1991-1995 гг. индекс ВВП снизился со 100%(1990 г.) до 65%, т.е. на 35%; индекс конечного  потребления – на37%; индекс валового накопления – на 54%. Резко упали  объемы промышленной продукции, производства товаров народного потребления  и капиталовложений [9, с.362].

  Следствием  указанных процессов сало систематическое  снижение уровня жизни населения  республики: снизились доля минимальной  заработной платы в минимальном  потребительском бюджете до 22 % и  реальная среднемесячная заработная плата  работающих в экономике со 100% (1990 г.) до 56% (1995 г.), или на 44% [9, с.363].

  Тем не менее, в этот очень трудный  период государство приняло ряд  мер как в области макроэкономической политики, борьбы с инфляцией и  финансовой стабилизацией, так и  в области социальной политики, создания правовой базы этой деятельности. Социальная политика была направлена на сохранение в условиях инфляции определенного уровня заработной платы низкооплачиваемым слоям населения и реальной стоимости социальных выплат путем их периодических повышений; на увеличение рабочих мест и социальную защиту безработных и т.д.

  В 1994г. в Республике Беларусь начался  процесс формирования новых экономических  приоритетов и механизмов экономической  политики. Была принята Программа неотложных мер по выходу из кризиса, основными элементами которой являлись меры по финансовой стабилизации экономики,  

усилению  рыночных стимулов. Этот комплекс мер  стал базой для разработки и принятия Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы. Их успешная реализация стала важным этапом в обеспечении устойчивого экономического роста и повышении доходов населения. ВВП за 1996-2000 гг. увеличился на 36%, продукция промышленности товаров возросло на 84% , розничный товарооборот – более чем в 2 раза. Реальные денежные доходы населения повысились на [9, с.369].

  Сложившиеся в этот период тенденции получили продолжение в 2001-2009 гг., когда была обеспечена положительная динамика ведущих социально- экономических  показателей, в том числе реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы (см. приложение 1).

  2.2. Основные черты современной социальной политики РБ

  Реформирование общества,  создало новую социальную среду и потребовало выработки эффективной социальной политики, которая на данном этапе развития реализуется в рамках «Программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг». Она является необходимым условием для экономического подъема, а соответствующие социальные программы способствуют достижению согласия в обществе и являются основополагающими в осуществлении успешных реформ.

Информация о работе Социальная политика Республики Беларусь