Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение социальной политики государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь.
Основными задачами работы являются изучение сущности социальной политики, основные особенности и направления ее реализации; анализ системы социальной политики страны; рассмотрение основных проблем, возникающих у государства по мере реализации программ, связанных с введением новых и усовершенствованием уже существующих форм и методов социальной политики государства.
Введение…………………………………………………………………………3
Социальная политика – как часть государственного управления…………………………........................................................................5
Сущность социальной политики государства и основные подходы к ее реализации………………………………………………………………………….5
Основные направления и методы реализации социальной политики……………………………………………………………………………8
Анализ социальной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………...15
Социальная политика Республики Беларусь в переходный период ……………………………………………………………………………..15
Основные черты современной социальной политики РБ……………….16
Основные направления совершенствования социальной политики РБ…………………………………………………………………………………..25
Социальные проблемы Республики Беларусь……………………………25
3.2Приоритетные направления развития социальной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………….. 36
Приложение……………………………………………………………………38
Необходимость социальной помощи группам населения, которые особо остро в ней нуждаются (многодетные и неполные семья, инвалиды, пенсионеры),а также поддержки таких направлений, без которых невозможно будущее развитие любого государства ( образование, наука, культура, здравоохранение), сориентировало государственное регулирование в Республике Беларусь на стабильное проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения в нее внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций.
Главной
целью социальной политики в республике
является предоставление каждому трудоспособному
человеку возможности своим трудом и предприимчивостью
создать собственное семейное благосостояние,
а для
нетрудоспособных и нуждающихся граждан — обеспечить адресную социальную защиту. В республике разработана и реализуется «Комплексная программа адресной социальной защиты населения».
В
последние десятилетия
Источник: собственная разработка
Вместе
с тем в демографической
предотвращения демографического кризиса был принят Закон РБ от 4 января 2003 г. «О демографической безопасности Республики Беларусь», который включает систему мер, направленных на улучшение репродуктивного здоровья населения, охрану здоровья матери и ребенка; снижение заболеваемости и смертности населения, формирование здорового образа жизни и создание благоприятной среды обитания[4,с.9-11].
Важнейшей составной частью системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. Оно охватывает более чем четвертую часть населения республики: на начало 2010года пенсии получали свыше 2,4 млн. человек. Однако для Беларуси характерен отстающий рост величины пенсии по отношению к росту заработной платы. Если в 2007 г. соотношение средней пенсии и средней заработной платы по народному хозяйству составляло 47,3%, в 2008 г. — 44,9%, а в 2009 г уже 43,8%.[17].
Основные направления деятельности государства по поддержанию социально приемлемого уровня и качества жизни граждан старшего поколения, механизмы их реализации отражены в «Республиканской Комплексной программе по проблемам пожилых людей на 2006-2010 гг.». Программой предусматривается проведение научных исследований в части социально-правовой защиты, развития инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание пожилых людей, предусматриваются конкретные меры по созданию благоприятных условий для реализации их интеллектуальных и культурных потребностей, адресной социальной поддержки и пр.
Другими
приоритетами государственной социальной
политики страны являются социальная
защита семьи, улучшение ее положения
в обществе, охрана материнства и детства.
В Беларуси сформирована законодательная
база по осуществлению государственной
политики в отношении детей, создана сеть
учреждений социального обслуживания
семьи и детей. В Республике Беларусь успешно
выполняется Президентская Программа
«Дети Беларуси», в которой
предусмотрены меры, направленные на повышение уровня жизни и благосостояния детей и семей, улучшение условий для их воспитания.
Здоровье нации также является приоритетным направлением в социальной политике государства. Система здравоохранения республики сохранила гибкость и управляемость, обеспечивая доступность медицинской помощи всем социальным слоям населения без исключения. Так, в республике наблюдается положительная динамика по количеству врачей, приходящихся на 10000 человек населения. Если в 2001 г. на 10 000 человек приходилось 45,1 тыс. врачей, то в 2009 г уже 51,1 тыс. чел.[19 ]
Благодаря поддержке государства, социально-политической стабильности в стране, сохранению лучших традиций в области охраны здоровья, Республика Беларусь по таким показателям здоровья населения, как младенческая и материнская смертность, темпам снижения продолжительности жизни, уровню инфекционной заболеваемости выгодно отличается от всех республик бывшего СССР.
В республике также принята Концепция санаторно-курортной помощи, основными целями которой являются восстановление и укрепление здоровья, улучшение качества жизни белорусского народа.
В стране реализуются Государственная программа «Здоровье народа», Государственные научно-технические программы «Кардиология», «Онкология», «Туберкулез», «Охрана материнства и медицинская генетика», Государственная программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту, Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции, Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь и др.
Огромнейшее
значение придается развитию национальной
системы образования. Выбор Республикой
Беларусь курса на создание социального
государства позволил обеспечить стабильное
функционирование системы образования,
определить верную стратегию ее развития.
В результате уровень
грамотности взрослого населения страны достиг 99,6%. По оценке экспертов ООН, образовательная система Республики Беларусь, которую отличают качество и доступность, относится к ряду лучших в мире. В последние годы расходы на систему образования в Беларуси выросли до 6,7% ВВП, или 24% консолидированного бюджета, что является наивысшим показателем не только среди государств СНГ, но и всех европейских стран с переходной экономикой и в 1,5 раза выше среднемирового уровня[9, с.215].
От уровня развития образования в стране зависят качество жизни и перспективы экономического развития. Система образования играет важную роль в обеспечении технологического перевооружения страны.
В основе государственной политики в области образования, проводимой в Республике Беларусь, лежат следующие принципы:
Высочайшими темпами
Правильность государственной политики в области реформирования системы образования, направленной на повышение эффективности образования, подтверждается и тем, что, по данным последнего отчета ООН о человеческом развитии, Республика Беларусь в глобальном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала переместилась с 57-го на 53-е место, продолжая удерживать лидерство среди стран СНГ[1].
Реализация мероприятий по развитию образования позволило к 2010 г. завершить формирование целостной национальной системы непрерывного образования, обеспечивающей решение задач по формированию гражданина, высокопрофессионального специалиста на уровне требований XXI века.
Рисунок 2.1. Численность обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования в Республике Беларусь( на 10 000 человек населения)
Источник:
Национальный статистический комитет
Республики Беларусь
Огромное значение уделяется обеспечению прав на общее и профессиональное образование инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. С 1998 года в республике широкое развитие получило создание центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. На сегодняшний день в стране функционирует 95 таких центров.
Реализация основных направлений социальной политики Республики Беларусь также обеспечила положительную динамику в области роста реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы ( приложение 1).
В
2006–2010 гг. осуществлялась политика ускоренного
роста доходов и заработной платы. При
росте ВВП за этот период в 1,2 раза реальные
денежные доходы выросли в 1,7 раза, реальная
заработная плата – в 1,6 раза. В 2009 г. денежные
доходы в расчете на душу населения составили
9043,2 тыс.руб. (в 2006г. – 5002,8 тыс. руб., в 2002
г-1722 тыс. руб.), в том числе оплата труда-5163,7
тыс.руб.(57,1%), социальные трансферты-1781,5
тыс.руб.(19,7%), доходы от собственности-253,2
тыс.руб.(2,8%), доходы от
официально
неучтенной предпринимательской
Если рассмотреть структуру доходов населения Республики Беларусь в 1995-2009гг( рисунок 2.3), можно заметить тенденции снижения доли оплаты труда в денежных доходах населения с 63,8%(1995г.)до 57,1%92009г.), роста прочих доходов с 9,8%(1995 г.) до 20,4%(2009 г.) и снижения доходов от собственности с 3,5%(1995 г.) до 2,8%(2009 г.) [1,28; 19 ]
Рисунок 2.3 Структура денежных доходов населения Республики Беларусь в 1995-2009гг.
Источник: Национальный
статистический комитет Республики Беларусь
Оплата
труда остается главным фактором,
влияющим на рост денежных доходов
населения. Номинальная начисленная
заработная плата работающих в экономике
в 2009 г. составила 981,6 тыс. руб. (в 2005 г.-463,7
тыс. руб.). Выше заработная плата в 2009 г.
была в информационно-вычислительном
обслуживании(1410 тыс. руб), строительстве
(1307 тыс. руб.), связи (1149 тыс.руб.), промышленности
(1049 тыс.руб.), транспорте (1048 тыс.руб.) и
др. Ниже среднереспубликанского уровня
заработная плата была в сельском хозяйстве
(674 тыс. руб.), в торговле и общественном
питании (816 тыс.руб.),
отраслях социальной сферы: здравоохранении (799 тыс.руб.), образовании (702 тыс.руб.), культуре (697 тыс.руб.) и др. Причем эта ситуация сохраняется с 1990 г[19 ].
Одной из главных задач проводимой в республике социальной политики является также снижение уровня малообеспеченности. В последние года наметилась устойчивая тенденция роста материального достатка жителей республики. Так, на протяжении последних 15 лет соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения РБ колеблется в пределах 5,2-6,2 раза. Это один из самых низких показателей среди стран СНГ. При этом доля малообеспеченного населения в Беларуси снижается, и это уже стало тенденцией. Доля жителей страны с доходами ниже бюджета прожиточного минимума (уровень малообеспеченности) снизилась с 38,4% в 1995г. до 12,7 % - в 2005 г. и 5,4% - в 2009 г.Положительная динамика снижения уровня малообеспеченности наблюдается как в целом по республике, так и среди городского и сельского населения. В городах и поселках сельского типа доля малообеспеченности населения сократилась с 35% в 1995г. до 10,9% - в 2005г. и 4% - в 2009 г.В сельской местности число малообеспеченных людей уменьшилось с 44,1% в 1995г. до 16,7 %- в 2005 и 9,5% - в 2009г.[17]
Беларусь
обладает значительным трудовым потенциалом,
формирование которого предопределяется
динамикой численности трудоспособных
граждан. Рост их численности обусловил
увеличение среднегодовой численности
занятых в экономике с 4441 тыс. в 2000 году
до 4626 тыс. человек в
2009 году [18 ]. При этом в городах наблюдается
устойчивая тенденция роста, в то время
как село теряет свой трудоспособный потенциал
вследствие миграционного оттока молодежи
в города.
Устойчивая тенденция снижения численности
кадрового персонала наблюдается в промышленности
и сельском хозяйстве, при наметившемся
росте численности занятых в строительстве.
Доля работающих в сфере услуг
по сравнению
с 2000 годом увеличилась с 49,6 процента
до
53,7 процента в 2009году [18 ].
Исследование состояния рынка,
по материалам государственной
статистики 2001—2009 гг., выявляет ряд позитивных
тенденций и в русле согласования интересов
работников и нанимателей при посредничестве
государства. Так, имеет место тенденция
уменьшения численности безработных:
если в 1995 году этот показатель был равен
131 тыс. чел, то в 2005 – 67,9 тыс. чел., и в 2009
г. – 40,3 тыс. чел. Соответственно, уровень
зарегистрированной безработицы (в процентах
от экономически активного населения
) составил:1995г.-2,9%, 2005 г.-1,5%, 2009 г.-0,9%. Это
связано со структурной перестройкой
экономики на фоне увеличения темпов ее
развития. Наметилась
тенденция увеличения
спроса на рабочую силу. Улучшилась его
конъюнктура, хотя
она по-прежнему остается трудоизбыточной. Также
прослеживается тенденция
уменьшения доли женщин (с 68,9% в 2005г и
до 57,0% в 2009) среди временно не работающих
[19].