Социальная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений социальной политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть сущность социальной политики;
Описать социальную политику зарубежных стран (Швеция, Германия, США)
Осветить основные направления социальной политики Беларуси

Содержание

Введение 3
1.Социальная политика: цели, основные направления. Показатели результативности социальной политики 4
2.Социальнай политика в зарубежных странах (Швеция, Германия, США)…..14
3. Особенности социальной политики в трансформационной экономике Республики Беларусь 22
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

курс. соц. политика.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

       В соответствии с законом о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей, также назначаются следующие виды пособий: пособия по уходу за больными детьми и детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет; выплачиваются надбавки к государственным пособиям на детей, рожденных вне брака, воспитываемых одним родителем в случаях, установленных законодательством, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.[12]

     Пособие по безработице гарантируется и  регулируется законом о занятости населения. Правом на это пособие пользуются безработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. Пособие не облагается налогами и подлежит индексации в установленном порядке.[10]

     В социально-трудовой сфере политика государства направлена на повышение эффективности занятости населения и удержание безработицы в социально допустимых пределах. Основной целью политики в сфере труда является повышение эффективности использования и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Основные усилия  направлены на обновление и улучшение структуры рабочих мест, рационализацию отраслевой структуры занятости в направлении увеличения численности работников в сфере услуг. Благодаря им, по сравнению с рядом других стран, вступивших на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось  не допустить значительного  уровня безработицы.  

     Государства – участники СНГ      Уровень безработицы      Удельный  вес зарегистрированных безработных, получающих пособие по безработице на конец марта 2007 г. в %
     Азербайджан      1,2      4,1
     Армения      7,3      13,4
     Беларусь      1,0      54.2
     Казахстан      1,0      С 1999 г. пособия отменены
     Кыргызстан      3,4      6,2
     Молдова      1,7      9,6
     Россия      2,3      85,1
     Таджикистан      2,8      71,9
 

     Достижению  контролируемой ситуации на рынке труда  служит реализация мероприятий ежегодно разрабатываемых программ содействия занятости населения. В рамках реализации такой программы в первом полугодии текущего года на имевшиеся вакансии и созданные рабочие места трудоустроено 98 тыс человек, в том числе 64 тыс безработных; оказана финансовая поддержка в  организации собственного дела 1.4 тыс безработных; приняли участие  в оплачиваемых общественных работах 44 тыс  человек, в том числе 29 тыс безработных.

     Снижается молодежная и женская безработица. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 66,3% на I июля 2006 г до 63.8% на 1 июля 2007 г. Доля молодежи за этот период сократилась с 44.7% до 40.1%

     Создание   новых   рабочих   мест,  содействие   организации   предпринимательской  деятельности   и  самозанятости -  основные    условия  вовлечения  в экономику незанятых трудоспособных лиц, перехода  из  теневой,  временной занятости в легальную, постоянную.

     Особого внимания требует обеспечение занятости  на селе, в малых городах и поселках, особенно проблемных, где уровень безработицы существенно превышает средние показатели и по республике, и по области. Для решения проблем социально-экономического развития этих населенных пунктов реализуется государственная программа возрождения и развития села на 2005- 2010 гг., Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселении на 2007- 2010 гг. .[11]

     Важнейшим направлением социальной политики является сокращение уровня малообеспеченности. Государством осуществляется целенаправленная поддержка тех слоёв населения, которые в силу объективных обстоятельств находятся в бедственном положении. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста и повышения всех видов доходов.

     В республике действует развитая система  социальной защиты населения, которая  охватывает широкий круг мероприятий, направленных на предупреждение социального неблагополучия и поддержку социально уязвимых групп населения. Государство обеспечивает поддержку семьям с детьми, одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам, инвалидам, малообеспеченным семьям.

     Важную  роль в сокращении малообеспеченности играет поступательное повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, прежде всего- минимальной заработной платы и минимального размера пенсии по возрасту.

     Минимальная заработная плата увеличилась с 44 тыс. руб. в 2003 г. до 179 тыс.руб. в 2007г. Это  позволило более чем в 2,5 раза сократить количество работающих-бедных.

     С 2001 года в РБ введена специальная  форма поддержки малообеспеченных граждан – государственная адресная социальная помощь. Она предоставляется тем семьям (гражданам), чей среднедушевой доход ниже установленного гарантированного минимума, и выплачивается в виде  ежемесячного и единовременного социальных пособий. В 2006 г. адресную помощь получили  около 58 тыс. человек,а удельный вес малообеспеченного населения составил 11,1% против 12,7% в 2005 году.

     Усилению  адресности и значимости государственной поддержки малообеспеченных граждан будут также служить Указ Президента РБ об адресной социальной помощи. Документом будут установлены целевые формы государственной поддержки малообеспеченных граждан  из числаветеранов труда, учащейся и студенческой молодёжи,др.категорий граждан. Деньги, высвобождаемые от оптимизации льгот, предоставляемых по формально-категориальному типу, пойдут на усиление социальной поддержки действительно нуждающихся.  .[12]

     Охрана  здоровья нации - в центре внимания государственной политики.

     Продолжится работа по совершенствованию системы социальных стандартов и территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи. Для того чтобы повысить качество медицинской помощи, предусмотрена дальнейшая стандартизация медицинских технологий.

     В сфере лекарственного обеспечения  упор будет сделан на совершенствование системы контроля качества и поддержку отечественных производителей медицинских препаратов. Количество выпускаемых медикаментов к 2010 году будет доведено до 700 наименований, что на 200 единиц больше, чем в 2005 году.

     Государственная политика будет и впредь направлена на охрану материнства и детства, укрепление семьи, поднятие ее социального статуса и престижа, решение демографических проблем. Этим целям служит Национальная программа демографической ситуации на 2006—2010 гг.

     Первостепенное  внимание будет уделено развитию медико-генетической помощи, профилактических и реабилитационных технологий. К 2010 году широкое развитие получит телемедицина. Расширится сеть государственных унитарных хозрасчетных учреждений для оказания платных медицинских услуг населению.

     Мощным  фактором оздоровления нации выступают  физическая культура и спорт. В новой пятилетке особое внимание предстоит уделить повышению эффективности физического воспитания подрастающего поколения, активизации физкультурно-массовой и оздоровительной работы в трудовых коллективах, повышению качества и доступности физкультурно-оздоровительных услуг для всего населения.

     Создание  районных физкультурно-спортивных клубов, филиалов детско-юношеских спортивных школ, восстановление деятельности общества «Урожай», развитие физкультурно-спортивной базы в каждом агрогородке поднимут на новый качественный уровень физическую культуру и спорт на селе.

     Формированию  эффективной системы подготовки спортивного резерва будут способствовать укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы, создание национальных и региональных центров олимпийской подготовки.

     Реализация  Национальной программы развития туризма  на 2006-2010 гг. позволит создать конкурентоспособный  туристский комплекс с предоставлением разнообразных и качественных услуг, повысит вклад туризма в экономику Беларуси. Согласно прогнозам реализация Программы позволит к 2010 году увеличить как минимум в 5 раз количество иностранных туристов, посетивших нашу страну. Наряду с въездным туризмом получат дальнейшее развитие познавательный, транзитный, деловой, экологический, оздоровительный и др. виды.

     В качестве основных направлений преодоления  последствий катастрофы на ЧАЭС в ближайшем пятилетии намечены восстановление здоровья и улучшение качества жизни пострадавшего населения, рост эффективности экономической деятельности. Для выполнения этих задач государство выделяет 3,2 трлн. руб. из республиканского бюджета.

     Перед системой образования поставлена задача привести ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повысить качество подготовки специалистов для народного хозяйства.

     В числе приоритетов, стоящих перед  образованием, находятся развитие новых  форм дошкольного образования, повышение  качества образования в сельской школе, создание эффективных механизмов взаимодействия системы профессионального образования с организациями-заказчиками, укрепление связей высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой. Решению поставленных задач в значительной мере будет способствовать увеличение государственных расходов на образование до 10% ВВП.

     На  реализацию социальной политики (с  учетом средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) в бюджете 2006 год -10,7 трлн.рублей.

     При этом расходы на выплату всех видов  пенсий гражданам республики составят на 2006 год -6,9 трлн.рублей. [13]

     Государственная молодежная политика является приоритетным направлением социальной и экономической политики государства, составной частью культурного и национального развития Республики Беларусь. Социальная защита молодёжи – это поддержка учащейся молодёжи, содействие занятости несовершеннолетних и трудоустройству молодых специалистов, решение жилищной  проблемы, социальная помощь молодой семье.

     Финансирование  республиканской программы "Молодежь Беларуси" осуществляется с 1996 года в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об общих началах государственной  молодежной политики в Республике Беларусь". В 2006 г. в рамках реализации этой программы увеличилось число выпускников, получивших сразу после окончания учебного заведения; направлено на профессиональное обучение  свыше 19 тыс. безработных в возрасте 16-29 лет. За прошедшие 5 лет при поддержке государства более 3,5 тыс. безработных в возрасте до 29 лет стали предпринимателями, в 2006 г. свыше 400 человек получили ссуды и субсидии.

     Объем бюджетных расходов на реализацию программы "Молодежь Беларуси" республиканским бюджетом на 2006 год определен в сумме 1320,0 млн. рублей. Местным бюджетам - 1449,3 млн.рублей.

     Молодёжная  политика белорусского государства  направлена на создание условий для  свободного развития личности, раскрытия  индивидуальных способностей молодых людей, подготовку молодёжи к решению актуальных общественно значимых задач.

     В соответствии с действующим в  республике законодательством малообеспеченные граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на государственную поддержку при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений в виде льготных кредитов, одноразовых безвозмездных субсидий, финансовой помощи в погашении кредитов, предоставления жилых помещений социального пользования и др.

     Наиболее  существенная помощь в строительстве  жилья предоставлена многодетным семьям, гражданам, проживающим и работающим в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек.

Информация о работе Социальная политика РБ