Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений социальной политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть сущность социальной политики;
Описать социальную политику зарубежных стран (Швеция, Германия, США)
Осветить основные направления социальной политики Беларуси
Введение 3
1.Социальная политика: цели, основные направления. Показатели результативности социальной политики 4
2.Социальнай политика в зарубежных странах (Швеция, Германия, США)…..14
3. Особенности социальной политики в трансформационной экономике Республики Беларусь 22
Заключение 33
Список использованных источников 34
В соответствии с законом о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей, также назначаются следующие виды пособий: пособия по уходу за больными детьми и детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет; выплачиваются надбавки к государственным пособиям на детей, рожденных вне брака, воспитываемых одним родителем в случаях, установленных законодательством, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.[12]
Пособие по безработице гарантируется и регулируется законом о занятости населения. Правом на это пособие пользуются безработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. Пособие не облагается налогами и подлежит индексации в установленном порядке.[10]
В социально-трудовой сфере политика государства направлена на повышение эффективности занятости населения и удержание безработицы в социально допустимых пределах. Основной целью политики в сфере труда является повышение эффективности использования и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Основные усилия направлены на обновление и улучшение структуры рабочих мест, рационализацию отраслевой структуры занятости в направлении увеличения численности работников в сфере услуг. Благодаря им, по сравнению с рядом других стран, вступивших на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительного уровня безработицы.
Государства – участники СНГ | Уровень безработицы | Удельный вес зарегистрированных безработных, получающих пособие по безработице на конец марта 2007 г. в % |
Азербайджан | 1,2 | 4,1 |
Армения | 7,3 | 13,4 |
Беларусь | 1,0 | 54.2 |
Казахстан | 1,0 | С 1999 г. пособия отменены |
Кыргызстан | 3,4 | 6,2 |
Молдова | 1,7 | 9,6 |
Россия | 2,3 | 85,1 |
Таджикистан | 2,8 | 71,9 |
Достижению контролируемой ситуации на рынке труда служит реализация мероприятий ежегодно разрабатываемых программ содействия занятости населения. В рамках реализации такой программы в первом полугодии текущего года на имевшиеся вакансии и созданные рабочие места трудоустроено 98 тыс человек, в том числе 64 тыс безработных; оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 1.4 тыс безработных; приняли участие в оплачиваемых общественных работах 44 тыс человек, в том числе 29 тыс безработных.
Снижается молодежная и женская безработица. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 66,3% на I июля 2006 г до 63.8% на 1 июля 2007 г. Доля молодежи за этот период сократилась с 44.7% до 40.1%
Создание новых рабочих мест, содействие организации предпринимательской деятельности и самозанятости - основные условия вовлечения в экономику незанятых трудоспособных лиц, перехода из теневой, временной занятости в легальную, постоянную.
Особого внимания требует обеспечение занятости на селе, в малых городах и поселках, особенно проблемных, где уровень безработицы существенно превышает средние показатели и по республике, и по области. Для решения проблем социально-экономического развития этих населенных пунктов реализуется государственная программа возрождения и развития села на 2005- 2010 гг., Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселении на 2007- 2010 гг. .[11]
Важнейшим направлением социальной политики является сокращение уровня малообеспеченности. Государством осуществляется целенаправленная поддержка тех слоёв населения, которые в силу объективных обстоятельств находятся в бедственном положении. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста и повышения всех видов доходов.
В республике действует развитая система социальной защиты населения, которая охватывает широкий круг мероприятий, направленных на предупреждение социального неблагополучия и поддержку социально уязвимых групп населения. Государство обеспечивает поддержку семьям с детьми, одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам, инвалидам, малообеспеченным семьям.
Важную роль в сокращении малообеспеченности играет поступательное повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, прежде всего- минимальной заработной платы и минимального размера пенсии по возрасту.
Минимальная заработная плата увеличилась с 44 тыс. руб. в 2003 г. до 179 тыс.руб. в 2007г. Это позволило более чем в 2,5 раза сократить количество работающих-бедных.
С
2001 года в РБ введена специальная
форма поддержки
Усилению адресности и значимости государственной поддержки малообеспеченных граждан будут также служить Указ Президента РБ об адресной социальной помощи. Документом будут установлены целевые формы государственной поддержки малообеспеченных граждан из числаветеранов труда, учащейся и студенческой молодёжи,др.категорий граждан. Деньги, высвобождаемые от оптимизации льгот, предоставляемых по формально-категориальному типу, пойдут на усиление социальной поддержки действительно нуждающихся. .[12]
Охрана здоровья нации - в центре внимания государственной политики.
Продолжится работа по совершенствованию системы социальных стандартов и территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи. Для того чтобы повысить качество медицинской помощи, предусмотрена дальнейшая стандартизация медицинских технологий.
В сфере лекарственного обеспечения упор будет сделан на совершенствование системы контроля качества и поддержку отечественных производителей медицинских препаратов. Количество выпускаемых медикаментов к 2010 году будет доведено до 700 наименований, что на 200 единиц больше, чем в 2005 году.
Государственная политика будет и впредь направлена на охрану материнства и детства, укрепление семьи, поднятие ее социального статуса и престижа, решение демографических проблем. Этим целям служит Национальная программа демографической ситуации на 2006—2010 гг.
Первостепенное внимание будет уделено развитию медико-генетической помощи, профилактических и реабилитационных технологий. К 2010 году широкое развитие получит телемедицина. Расширится сеть государственных унитарных хозрасчетных учреждений для оказания платных медицинских услуг населению.
Мощным фактором оздоровления нации выступают физическая культура и спорт. В новой пятилетке особое внимание предстоит уделить повышению эффективности физического воспитания подрастающего поколения, активизации физкультурно-массовой и оздоровительной работы в трудовых коллективах, повышению качества и доступности физкультурно-оздоровительных услуг для всего населения.
Создание районных физкультурно-спортивных клубов, филиалов детско-юношеских спортивных школ, восстановление деятельности общества «Урожай», развитие физкультурно-спортивной базы в каждом агрогородке поднимут на новый качественный уровень физическую культуру и спорт на селе.
Формированию
эффективной системы подготовки
спортивного резерва будут
Реализация Национальной программы развития туризма на 2006-2010 гг. позволит создать конкурентоспособный туристский комплекс с предоставлением разнообразных и качественных услуг, повысит вклад туризма в экономику Беларуси. Согласно прогнозам реализация Программы позволит к 2010 году увеличить как минимум в 5 раз количество иностранных туристов, посетивших нашу страну. Наряду с въездным туризмом получат дальнейшее развитие познавательный, транзитный, деловой, экологический, оздоровительный и др. виды.
В качестве основных направлений преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС в ближайшем пятилетии намечены восстановление здоровья и улучшение качества жизни пострадавшего населения, рост эффективности экономической деятельности. Для выполнения этих задач государство выделяет 3,2 трлн. руб. из республиканского бюджета.
Перед системой образования поставлена задача привести ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повысить качество подготовки специалистов для народного хозяйства.
В числе приоритетов, стоящих перед образованием, находятся развитие новых форм дошкольного образования, повышение качества образования в сельской школе, создание эффективных механизмов взаимодействия системы профессионального образования с организациями-заказчиками, укрепление связей высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой. Решению поставленных задач в значительной мере будет способствовать увеличение государственных расходов на образование до 10% ВВП.
На реализацию социальной политики (с учетом средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) в бюджете 2006 год -10,7 трлн.рублей.
При этом расходы на выплату всех видов пенсий гражданам республики составят на 2006 год -6,9 трлн.рублей. [13]
Государственная молодежная политика является приоритетным направлением социальной и экономической политики государства, составной частью культурного и национального развития Республики Беларусь. Социальная защита молодёжи – это поддержка учащейся молодёжи, содействие занятости несовершеннолетних и трудоустройству молодых специалистов, решение жилищной проблемы, социальная помощь молодой семье.
Финансирование республиканской программы "Молодежь Беларуси" осуществляется с 1996 года в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь". В 2006 г. в рамках реализации этой программы увеличилось число выпускников, получивших сразу после окончания учебного заведения; направлено на профессиональное обучение свыше 19 тыс. безработных в возрасте 16-29 лет. За прошедшие 5 лет при поддержке государства более 3,5 тыс. безработных в возрасте до 29 лет стали предпринимателями, в 2006 г. свыше 400 человек получили ссуды и субсидии.
Объем бюджетных расходов на реализацию программы "Молодежь Беларуси" республиканским бюджетом на 2006 год определен в сумме 1320,0 млн. рублей. Местным бюджетам - 1449,3 млн.рублей.
Молодёжная политика белорусского государства направлена на создание условий для свободного развития личности, раскрытия индивидуальных способностей молодых людей, подготовку молодёжи к решению актуальных общественно значимых задач.
В
соответствии с действующим в
республике законодательством
Наиболее
существенная помощь в строительстве
жилья предоставлена