Социальная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений социальной политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть сущность социальной политики;
Описать социальную политику зарубежных стран (Швеция, Германия, США)
Осветить основные направления социальной политики Беларуси

Содержание

Введение 3
1.Социальная политика: цели, основные направления. Показатели результативности социальной политики 4
2.Социальнай политика в зарубежных странах (Швеция, Германия, США)…..14
3. Особенности социальной политики в трансформационной экономике Республики Беларусь 22
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

курс. соц. политика.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

      Прожиточный минимум используется в качестве базы для обоснования минимальной  заработной платы. Минимальная заработная плата представляет собой минимально допустимый уровень выплат работнику за его труд. Минимальная заработная плата — это официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любых форм собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.

      Частными  показателями уровня жизни являются: уровень и динамика заработной платы и трудовых доходов; динамика доходов от различных финансовых активов, включая дивиденды, проценты по вкладам и т.д.; уровень налогов; индекс розничных цен на потребительские товары и услуги; индекс стоимости жизни (бюджетный индекс); удельный вес фонда потребления в национальном доходе; уровень, динамика и структура потребительских расходов населения; уровень занятости; продолжительность рабочей недели; доля механизированного и автоматизированного труда в общих трудовых затратах; расходы государства на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и социальное страхование [5, с. 37].

      II. Качество жизни. Этот показатель характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний. Другими словами, качество жизни — это совокупность характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель включает в себя, помимо уровня жизни, условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие.

      Под качеством жизни также понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье); безопасность; доступность медицинской помощи; возможности для получения образования и развития способностей; состояние природной среды; социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения.[6, с. 41]. 

Социальная  справедливость и  кривая Лоренца.

Задача  построения экономической системы, ориентированной на человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальной справедливости и в связи с этим заключает в себе огромный созидательный потенциал. Социальная справедливость в сфере экономики — это соответствие системы экономических отношений (преимущественно отношений распределения) представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе. Если вклад человека в общественное благосостояние оказывается существенным, то естественным будет и высокое вознаграждение его труда.

      Соблюдение  принципа социальной справедливости предполагает ослабление в обществе основных видов отчуждения (социального, культурного, политического), преобразование человека из фактора производства в субъект труда. Необходимо обеспечить приоритетное развитие социокультурной сферы, которое предусматривает инвестиции в образование, культуру как на макро-, так и на микроуровне.

      Социальная  справедливость предполагает также  персональную ответственность каждого за свою работу. Добросовестный, высокопроизводительный труд требует не только материального, но и морального поощрения.

      В рыночной экономике неизбежны расслоение общества на крупных и мелких собственников, а также существование неравенства доходов. В связи с этим государство должно защищать интересы определенных социальных групп населения, перераспределять доходы через налоговый механизм, развивать и поддерживать малый и средний бизнес, создавать условия для индивидуальной трудовой деятельности и т.д.

      Справедливость  — понятие не только нравственное, но и экономическое. Для того чтобы оплата труда была справедливой, необходимо обеспечивать соблюдение, по крайней мере, двух принципиальных условий:

1)  оплата  труда должна составлять большую  часть вновь созданной стоимости;

2) производитель  должен быть активным потребителем произведенного.

      Первое  условие обеспечивает устойчивый и  весомый доход населения, второе — динамичное развитие экономики.

      Принцип социальной справедливости базируется на соблюдении горизонтальной и вертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагает применение одинаковых мер ко всем лицам, находящимся в одинаковом положении, тогда как принцип вертикальной справедливости основан на применении дифференцированных мер к лицам, находящимся в неравном положении. Так, в соответствии с первым принципом предполагается единая налоговая ставка на равные по величине доходы независимо от их источников, второй же устанавливает разную по величине налоговую ставку на разные по величине доходы.

      Оплата  труда должна как можно более  полно учитывать, кто и как  работает. Она возрастает, если работник относится к делу добросовестно, и уменьшается, если он не стремится искать, созидать, учиться.

      Стремление  к обеспечению равенства доходов приводит к понижению эффективности производства, так как незачем эффективно работать ни «бедному» (все равно общество поддержит), ни «богатому» (все равно общество отнимет). В свою очередь неравенство доходов обеспечивает экономическую эффективность, т.к. порождает стремление к улучшению индивидуальных результатов производственной деятельности с целью получения повышенных доходов.

      К числу наиболее распространенных индикаторов  дифференциации доходов населения относят коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривую Лоренца, характеризующие степень удаления от состояния равенства в распределении доходов. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1 или от 0 до 100%. При этом, чем выше значение индикатора, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Степень неравенства в распределении доходов в западной экономической литературе измеряется по методологии Парето—Лоренца—Джини.

      Согласно  закону Парето, 80% ВВП присваивают 20% населения, а остальные 20% ВВП распределяются среди 80% населения. Поэтому закон Парето называют законом 80/20.

      Распределение доходов в обществе можно проиллюстрировать  на кривой Лоренца (рис. 1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. 

        

Рис.1. Кривая Лоренца 

      Кривая  Лоренца демонстрирует фактическое  распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

      Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

      В современном мире наименьшая дифференциация доходов наблюдается в Норвегии, где 10% самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини равен 0,258. Для Республики Беларусь данный показатель составляет 0, 304.

      В зарубежной экономической теории выделяют четыре принципа справедливости в распределении и перераспределении доходов: эгалитарный, роулсианский, утилитарный, рыночный. Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов. Роулсианский принцип предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества. Утилитарный принцип основан на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми. Рыночный принцип предполагает рыночное распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора [4, с. 225].

     Таким образом, социальная политика — это система мер, направленных на достижение общественного благосостояния, улучшение качества жизни населения и обеспечение социальной стабильности в обществе. Цель реализации социальной политики для трудоспособного населения состоит в создании благоприятных условий для предпринимательства и труда. Для тех, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности удовлетворить свои потребности путем трудового участия, социальная политика должна обеспечить защиту, помощь и поддержку.

     Основополагающим  принципом реализации социальной политики является обеспечение социальной справедливости: с одной стороны, государство должно предоставить гражданам равенство стартовых условий существования, с другой - наиболее активные члены общества должны получать за свой труд больший объем благ и услуг. Основными направлениями социальной политики являются политика доходов, политика обеспечения занятости, политика социальных гарантий и защиты, развитие отраслей социальной инфраструктуры. 
 
 
 
 
 

     2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

      (ШВЕЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, США)

      Социальная политика в зарубежных странах  реализуется по следующим основным направлениям.

     I. Социал-демократическая модель или модель социальной политики (Дания, Швеция, Финляндия) основана на праве всех граждан на социальное обеспечение и получение широкого спектра социальных услуг. Высокое качество договорных отношений между объединениями работодателей и работников при постоянном контроле со стороны государства обеспечивает через систему налогообложения перераспределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения. Реальная социальная защита, повышая жизненный уровень малообеспеченных граждан, способствует увеличению их потребительского спроса на товары и услуги, стимулируя тем самым экономический рост. Пенсии в такой модели дифференцируются как народные (социальные), выплачиваемые каждому жителю страны из бюджета по достижении им пенсионного возраста, и трудовые, зависящие от успешности трудовой деятельности. В этом находит отражение реализация двух типов справедливости уравнительного и распределительного.

     В результате осуществления рядя социальных программ в скандинавских странах созданы относительно равные стартовые возможности для всех групп населения, а шведскую модель развития называют «функциональным социализмом». Вместе с тем следует признать некоторое несовершенство данной модели в области обеспечения роста экономической эффективности.

     Рассмотрим  подробнее шведскую модель. Этой стране  принадлежит приоритет по многим важным начинаниям социально-экономического плана: в проведении активной политики выравнивания доходов и высокой доли перераспределения через госбюджет национального продукта; организации социального диалога; переходе от политики потребительского отношения к окружающей человека природной среде к экологически дружественной политике промышленного развития через ужесточение норм загрязнения и других экологических стандартов, запрет на строительство АЭС.

     Социальная  политика Швеции гарантирует всем гражданам  определенные фундаментальные права в случае, если они сталкиваются с такими проблемами, как безработица, болезнь или вынужденное иждивенчество. Шведскую модель  определяют следующие ключевые принципы:

     1.Универсализм. Все нуждающиеся граждане имеют право на получение социального пособия и социальное обслуживание независимо от их принадлежности к рынку труда.

     2.Налоговое финансирование. Пособия по социальному обеспечению и социальное обслуживание финансируются главным образом из бюджета.

     3.Ответственность государства. Государственный сектор несет ответственность за предоставление пособий в рамках программ социального обеспечения и социальных услуг.

     4.Возможности присоединения к рынку труда. Предоставление более широкого спектра услуг пожилым и инвалидам, обеспечивает работоспособным членам семьи возможность трудиться.

     5.Активные социальные меры. Они не должны сводится к пассивному выделению субсидий и средств к существованию.

     6.Ориентация на местные органы власти. Социальный сектор организован таким образом, что ответственность децентрализована и возложена на местные органы власти.

     7.Деятельность на местах. При осуществлении различных схем социальной защиты местные и центральные органы власти действуют автономно.

     8. Деятельная позиция тех, кто пользуется помощью. Граждане и претенденты на получение социальной помощи должны быть вовлечены в организацию программ социальной защиты.

Информация о работе Социальная политика РБ