Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений социальной политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть сущность социальной политики;
Описать социальную политику зарубежных стран (Швеция, Германия, США)
Осветить основные направления социальной политики Беларуси
Введение 3
1.Социальная политика: цели, основные направления. Показатели результативности социальной политики 4
2.Социальнай политика в зарубежных странах (Швеция, Германия, США)…..14
3. Особенности социальной политики в трансформационной экономике Республики Беларусь 22
Заключение 33
Список использованных источников 34
По причине низких доходов около 60 млн. человек в странах ЕС находились в зоне риска социального отторжения (безработные, молодежь, одинокие родители и многодетные семьи). Данная цифра была бы намного больше, если бы не выплачивались пособия по безработице и семейные бонусы. Борьба с бедностью и социальным отторжением – важнейший фактор достижения социальной справедливости и повышения жизненных стандартов. Построение солидарного общества является и экономической проблемой, решение которой предполагает всестороннее использование потенциала человеческих ресурсов стран Евросоюза. Наилучшее средство против социальной отверженности – работа.
Что касается здравоохранения, то чем эффективнее здравоохранение борется с болезнями и за продление жизни, тем большие требования к нему предъявляют: от него ждут все более сложных и дорогих медицинских услуг. Европейская комиссия предложила три критерия, которым должна отвечать современная система здравоохранения: доступность, качественность, устойчивость.[9,с116]
Таким
образом, мы видим, что социальная политика
в странах европейского сообщества
и за пределами европейского континента
реализуется по следующим основным направлениям:
социал-демократическая модель, типичная
для скандинавских стран (Дания, Швеция,
Финляндия); корпоративная модель
(Германия, Австрия, Франция и страны Бенилюкса);
либеральная модель ( США, Австралия, Новая
Зеландия). Социальная политика
в этих странах развивается на достаточно
высоком уровне. Социальные услуги здесь
определяются как гражданские права, где
все граждане имеют право на равное, финансируемое
за счет налогов социальное обеспечение.
Социальная политика этих государств
включает гармонизацию отношений между
участниками рыночной экономики в форме
социального партнёрства, которое
предполагает заключение выступающими
в качестве равноправных партнеров правительством,
национальным объединением работодателей
и профсоюзами общественного договора
в области экономической и социальной
политики.
3.
Особенности социальной
политики в трансформационной
экономике Республики
Беларусь.
Социальная
политика в трансформационной экономике
В рамках выбранной страной социально ориентированной рыночной модели отношений правительство стремится решить задачи, направленные на: создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.
Активная социальная политика и очевидные успехи в экономике позволили Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, самое высокое место среди стран СНГ по индексу человеческого развития, учитывающему уровень жизни населения, его образованность и продолжительность жизни.
Государство рассматривает социальное партнерство как важнейший механизм регулирования трудовых отношений и денежных доходов населения. На принципах такого партнерства и взаимодействия сторон (статья 14 Конституции), которые отвечают международным правилам, осуществляется взаимодействие профсоюзов, нанимателей и государственных органов управления.
Политика
в области регулирования
В основу механизма управления заработной платой положен принцип сочетания государственного и договорного регулирования. Это содействовало решению проблемы экономического стимулирования хозяйствующих субъектов в наращивании объемов производства, повышению ответственности руководителей министерств, других органов управления за поддержание заработной платы на должном уровне и ее своевременную выплату.
Основной целью государственной политики в области оплаты труда в текущем пятилетии является повышение уровня оплаты труда и превращение заработной платы в надежный источник доходов и стимул роста трудовой активности работников. Политика оплаты труда будет основываться на сочетании государственных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы.
Для этого необходимо обеспечить:
Выполнение прогнозных
На 2007 год поставлена задача донести среднемесячную заработную плату по республике до 340 долл. США, в бюджетном секторе экономике - до 300.
Это вполне реально. В июне текущего года среднемесячная заработная плата в целом по экономике достигла 331 долл. в эквиваленте, в бюджетном секторе – 299[9]
В отличие от других государств, идущих по пути рыночных преобразований, в республике в основном преодолены такие явления как задолженность и задержки с выплатой заработной платы.
Вместе с тем остается проблема низкого уровня заработной платы в организациях коммунальной формы собственности, расположенных в районах, а также в таких отраслях как сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность.
Таблица 1 Сравнительная характеристика средних заработных плат государств-участников ЕС, долл. США
Государства - участники CHГ | Средняя заработная плата в декабре 2006 г., в долл. США |
Азербайджан | 173 |
Армения | 221 |
Беларусь | 312 |
Казахстан | 402 |
Кыргызстан | 105 |
Молдова | 168 |
Россия | 545 |
Таджикистан | 45 |
Украина | 253 |
В сельском хозяйстве предусмотрено достичь такого уровня в 2007-2008 гг. Но благодаря опережающим темпам роста оплаты труда в сельском хозяйстве за последний год уже в июне 2007 г среднемесячная заработная плата в этой отрасли составила 209 долл. в эквиваленте В июне текущего года только в двух районах средний уровень заработной платы был ниже 200 долл. США в эквиваленте. [18].
Основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995 г.), в котором закреплена система государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.
К базисным для социальной сферы относится также закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (1999 г.), который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума, его использования при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения.
На социальное обеспечение, помимо ассигнований из государственного бюджета, направляются ресурсы внебюджетного Фонда социальной защиты населения, который формируется за счет взносов на государственное социальное страхование (35% от фонда оплаты труда для нанимателей и 1% от индивидуальной заработной платы работающих граждан).
Основными статьями распределения бюджета этого фонда являются пенсии (на их долю приходится 77% в структуре расходов) и социальные пособия (15,6%).
В республике пенсионерами являются более 2,6 млн. человек, что составляет около 26,3% населения. Из них более 1,9 млн. являются получателями основного вида пенсий - пенсии по возрасту. Законом «О пенсионном обеспечении» (1992 г.) установлены основные виды государственных пенсий, периоди-чески производится перерасчет пенсий: трудовые - в привязке к росту средней заработной платы, социальные (назначаются гражданам, которые не получают трудовой пенсии: инвалидам, в т. ч. инвалидам с детства, лицам, достигшим пенсионного возраста; детям — в случае потери кормильца), а также надбавки к пенсиям - ежеквартально в связи с утверждением бюджета прожиточного минимума. Такой комбинированный механизм пересмотра размеров пенсий ведет к тому, что пенсии раcтут темпами не ниже зарплаты. Так, за 2001-2006 гг реальный размер пенсий (с учетом инфляции) увеличился в 2.5 раза.
Постоянные перерасчеты пенсии наряду с другими мерами обеспечивают относительно стабильную социальную защищенность пенсионеров. Так, в 2006 году по уровню среднедушевых доходов к малообеспеченным в республике относилось 8.4% всех семей, в том числе 13,7% семей с детьми и около 4% семей пенсионеров. По уровню пенсионного обеспечения Беларусь вместе с Россией и Казахстаном занимает лидирующие позиции среди государств- членов СНГ.[18]
В июне 2007 г средний размер пенсии по возрасту в нашей стране составил 293 тыс руб. Последнее повышение пенсий - на 7,5% - произведено в сентябре т. г. Планируется до конца года осуществить еще один перерасчет.
Начиная с 90-х годов финансовая нагрузка на пенсионную систему в Беларуси существенно возросла в связи с увеличением численности пенсионеров относительно числа работающих и в соответствии с демографическим прогнозом будет увеличиваться после 2010 года. Причем в республике удельный вес пенсионеров выше, чем в других государствах - членах СНГ: в Беларуси -26%; России и Украине-25; Азербайджане, Армении. Молдове- 17; Кыргызстане- 12, Таджикистане -8%.[17]
По социально-правовым основаниям обеспечения в Беларуси выделяются следующие важнейшие виды пособий: по временной нетрудоспособности; семьям, воспитывающим детей; по безработице; на погребение.
Пособие по временной нетрудоспособности обеспечивает материальную поддержку граждан, которые по различным причинам временно утратили возможность трудиться, получать заработную плату или иной трудовой доход. На эту статью в 2001 г. приходилось 8,1% в расходах Фонда социальной защиты населения.
Пособиями по временной нетрудоспособности обеспечиваются лица, на которых в соответствии с законодательством распространяется государственное социальное страхование.
Пособия семьям, воспитывающим детей, имеют целью социальную защиту семьи, укрепление ее положения в обществе, охрану материнства и детства. В соответствии с Законом РБ «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» с начала текущею года трижды пересматривались размеры социальных выплат. В результате они увеличились на 9,6%. На 1 августа 2007 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет составил 120,5 тыс. руб., на ребенка старше трех лет - 55,6 тыс руб. Государственную поддержку в виде ежемесячных пособий получили 523.1 тыс детей - 27% их обшей численности. Увеличен размер единовременного пособия при рождении первого ребенка - с двух до пяти бюджетов прожиточного минимума, при рождении второго - с двух до семи, третьего и последующих детей - с трех до семи бюджетов прожиточною минимума.