Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики России;
-ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ……………5
1.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…….5
1.2 ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………..8
1.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………………………...13
2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ……………………………...17
2.1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……………........................17
2.2 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ. ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ …………………………………………………...20
2.3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. …………..33

Работа содержит 1 файл

Курсак.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

      Другой  не менее важный источник увеличения среднего заработка – государственный  бюджет, особенно если это касается занятых в бюджетной сфере [21].

      Для решения проблемы поляризации доходов населения возникает необходимость введения прогрессивной шкалы налогообложения. Сегодня даже в Государственной Думе подтверждают, что установление пропорциональной шкалы подоходного налога с физических лиц было ошибкой. Целесообразно установить четырехступенчатую шкалу подоходного налога с физических лиц: работники с заработком ниже и на уровне прожиточного минимума безоговорочно освобождаются от подоходного налога, работники с заработком ниже 2 прожиточных минимумов платят минимальный налог в размере 10%, работники с заработком ниже 3 прожиточных минимумов облагаются налогом среднего уровня – 15%, остальные – 20%-м налогом.

      Освобождение  от подоходного налога заработной платы  в размере ниже прожиточного минимума будет способствовать повышению доходов именно тех семей, которые находятся в бедственном положении. Подобный шаг соответствует решению генеральной задачи – повышение минимального заработка до величины прожиточного минимума. Разумеется, что подобная реструктуризация налогов возможна лишь при соответствующем повышении оплаты труда. Но если это не удается отменить пропорциональную систему налогообложения, то необходимо, по крайней мере, освободить от подоходного налога те заработки, уровень которых не дотягивает даже до прожиточного минимума. И это будет вклад в решение проблемы преодоления нищеты.

      Все выше сказанное, позволит [21]:

               а) включить механизм перераспределения  доходов в пользу бедных и  наименее оплачиваемых;

               б) возродить цивилизованные формы  страхования основных социальных рисков, включая активное участие застрахованного, что позволит осуществить солидарность поколений;

               в) снизить аномальную поляризацию  в материальной обеспеченности  отдельных групп населения; кстати, уменьшение различий в оплате  труда, в конечном счете, позволяет повысить ее уровень при меньшем фонде заработной платы как компоненты себестоимости, что будет способствовать интересам предпринимателя.

      После рассмотрения и анализа вышеизложенных предложений по решению социальных проблем, можно сделать вывод, что для нормального функционирования социальной политики государства являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Изучив  социальную политику государства, можно  сделать выводы:

  1. Социальная политика - это система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей.
  2. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом социальная политика должна обеспечивать минимальные условия жизни и создавать благоприятные социальные условий для граждан.
  3. В ходе реализации социальной политики государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает бедняком продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.
  4. К важнейшим направлениям реализации социальной политики относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.
  5. Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

      В современном понимании социальная политика – это, прежде всего часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста. Эффективная социальная политика приносит следующие результаты: повышаются возможности населения уплачивать налоги, что увеличивает доходную часть госбюджета; сокращается количество индивидов, нуждающихся в социальной помощи, что ослабляет нагрузку на расходную часть госбюджета, повышая его сбалансированность; увеличиваются доходы и сбережения населения, служащие новыми источниками для инвестиций; возрастает спрос на товары и услуги, что стимулирует экономический рост; повышается образовательный и квалификационный уровень рабочей силы - главный фактор современного экономического роста.

      Анализ  современной социальной политики России не утешителен: неравенство и социально-экономическая поляризация общества создает угрозу социального раскола, и помимо этого они являются факторами прямого действия, препятствующими экономическому и социально-демографическому развитию страны, в особенности — в долговременной перспективе.

      В современных условиях актуальность приобрели проблемы безработицы, инфляции, алкоголизма, беспризорности, загрязнения  окружающей среды, преступности, проституции, наркомании, бедности и социального неравенства.

      Наиболее  острыми из них являются социальная поляризации и бедность. Острота бедности определяется, ее масштабами (в России в 2010 году численность бедных составила 18.5 млн. человек [18]) и негативным воздействием на производительность и мотивацию труда, снижение здоровья, ухудшение образования, социальное поведение и нравственные ценности. А негативные последствия социальной поляризации проявляются в направлении размежевания и нагнетания социальной напряженности и  в дестабилизации социальных связей.

      Государство РФ проводит различные меры по решению социальных проблем: разрабатывает программы, проводит национальные проекты, принимают указы и законы. Но по существу большинство этих мер направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Большинство попыток правительства  улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы.

      Все явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое  и политическое положение государства. Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

      Нуждается в осмыслении и система управления социальными процессами на разных уровнях, необходима новая концепция социальной политики, в которую была бы вписана как политика развития человека, так и политика социальной защиты, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Выступая в роли механизма целеполагания и регулирования развития общества, социальная политика требует разработки нормативной базы и критериев эффективности, касающихся как изменений общества в целом, так и его подсистем

      Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что России нужно проводить  социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Ярская  В.Н. Социальная политика, социальное государство  и социальный менеджмент: проблемы анализа [Текст] / Ярская В.Н. // Журнал исследований социальной политики — 2006 - №1
  2. Объекты и субъекты социальной политики в социально-классовой структуре общества [Электронный ресурс] //Официальный сайт социологии и социальной работы - Режим доступа: http://new.soc-work.ru/
  3. Чичканов А.В. Социальная политика России: проблемы развития [Текст] / Чичканов А.В. // Чиновник — 2005 - № 1
  4. Романов П.В. Социальные изменения и социальная политика [Текст] / Романов П.В.// Журнал исследований социальной политики — 2004 - №1
  5. Моисеев В.Е. Экономические реформы России [Текст]: учебно-методическое пособие/В.Е. Моисеев, О.И. Уланова. - Пенза: РИО ПГСХА. - 2005. – С 76 - 93.
  6. Кочетков, А.А. Основы экономической теории [Текст] /Курс лекций / А.А. Кочетков. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2005. – С 387-492.
  7. Николаева, И.П. Экономическая теория [Текст]: Учебник для вузов/ И.П. Николаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С 220-224.
  8. А.И. Стребков Социальная политика государства: понятийный фрагмент [Текст] // Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева / А.И. Стребков – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002 - С.396-403- (Мыслители, выпуск 12)
  9. Холостова Е.И. Социальная политика [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Холостова Е.И - М.: СТИ МГУС, 2008 - С 21
  10. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/
  11. Экономика [Электронный ресурс] // Сайт конспект экономиста - Режим доступа: http://konspekts.ru/
  12. Экономика [Текст] : Учебник / Под ред. Булатова А.С. - М,  2005. C 369-401
  13. Кравцова Г.Ф. Основы экономической теории (макроэкономика) [Текст]: Учебное пособие / Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. - Хабаровск: ДВГУПС, 2001
  14. Морозовой Т.Г. Государственное регулирование экономики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов М.: «ЮНИТИ-ДАНА, 2002 – С    255
  15. Павлюченко В.Г. Социальное страхование [Текст]: учебное пособие / Павлюченко В.Г. - М.: "Издательский дом Дашков и К", 2007.
  16. Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. – М. : Изд-во РАГС, 2005. – 544 с.
  17. Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики [Текст] / В.В. Куликов, В.Д. Роик // Российский экономический журнал. - 2007. -№1. – С 3-17.
  18. Официальная статистическая информация [Электронный ресурс] //Официальный сайт Госкомстата РФ - Режим доступа: www.gks.ru
  19. Батчиков С.А Бедность в России как социальная и духовная проблема [Электронный ресурс] //Антиглобализм: информационный портал - 2009 г. - Режим доступа: http://www.anti-glob.ru/st/batbed.htm
  20. Направления, основные мероприятия и параметры нацпроектов [Электронный ресурс] //Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике  - Режим доступа: http://www.rost.ru/
  21. Филиппов А.П. Социально-экономические проблемы России и поиски их решения [Текст] / А.П. Филиппов // ЭКО – 2011- № 2
  22. Социальная политика [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации - Режим доступа:  http://www.minzdravsoc.ru

Информация о работе Социальная политика государства