Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики России;
-ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ……………5
1.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…….5
1.2 ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………..8
1.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………………………...13
2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ……………………………...17
2.1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……………........................17
2.2 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ. ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ …………………………………………………...20
2.3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. …………..33

Работа содержит 1 файл

Курсак.doc

— 213.50 Кб (Скачать)
      Обычно это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства [16].

      Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает бедняком продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Особенности социальной  политики России

2.1 Социальные проблемы  современной России

      На начальном этапе радикальных экономических преобразований в России в связи с рядом причин, основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни [17].

      Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что России нужно проводить  социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения.

      В современных условиях актуальность приобрели проблемы безработицы, инфляции, алкоголизма, беспризорности, загрязнения окружающей среды, преступности, проституции, наркомании, но наиболее острые из них это проблема бедности и социального неравенства.

      Официально  бедность понимается как число жителей  нашей страны, которые получают доход  ниже прожиточного минимума. Снижение реальных доходов населения и их чрезмерная дифференциация – это две основные тенденции в изменении уровня жизни граждан России с начала 90-х годов ХХ века по настоящее время. Согласно данным Госкомстата России, доля бедных в населении России составляла в 2000 году 29% населения, что составляет 42.3 млн. человек, в 2002 году – 25%, в 2004 году – 20,3%, в 2006 году – 15,2%, в 2008 году – 13,4%. В 2009 году удельный вес бедных в населении России снизился до 13,2% (18,5 млн. человек) [18]. По вышеприведенным данным наблюдается тенденция снижения уровня бедности, но все равно в современной России проблема бедности – это проблема десятков миллионов граждан страны.

      В новых экономических условиях, как  и в советское время, в наиболее сложном материальном положении  оказались неполные и многодетные  семьи: доля бедных среди них достигает 60-80%. Многодетные семьи попадают в бедные не только из-за высокой иждивенческой нагрузки детьми, но и из-за низких индивидуальных доходов родителей,.

      Еще одной социально-демографической  группой, наиболее подверженной риску  бедности, являются одинокие пенсионеры старших возрастов. При общем уровне бедных среди пенсионеров, не отличающемся от показателей других возрастных групп, данные выборочных обследований показывают более высокий уровень бедности среди одиноких пенсионеров старших возрастов, 90% которых составляют женщины.

      Высоким риском падания в бедные характеризуются  семьи, имеющие в своем составе  инвалидов, безработных, семьи беженцев и вынужденных переселенцев.

      Если  рассматривать дифференциацию бедности в поселенческом аспекте, то следует отметить более высокий риск попадания в бедные для сельских жителей. Это объясняется высоким уровнем общей безработицы и низким уровнем оплаты труда на селе.

      В РФ возникла уникальная, невиданная категория  «новых бедных» – большие группы работающего населения, которые по своему образовательному уровню и квалификации никогда ранее и нигде в мире не были бедными. В РФ обеднели целые категории работающих людей, причём людей квалифицированных, выполняющих сложную работу.

      В 1990-е годы в России возникли беспрецедентные по сравнению с советской эпохой различия как в текущих доходах и потреблении населения, так и в его обеспеченности недвижимостью, предметами длительного пользования. Как следствие, в стране усилилось социальное расслоение, которое выражается не только в количественных параметрах. Образовавшиеся новые группы населения (богатые, средние классы, средне- и малообеспеченные) сформировали собственные уклады жизни.

      Избыточное  экономическое неравенство в  России и поляризация российского общества между полюсами богатства и бедности - факт, признаваемый практически всеми, и относящийся к числу наиболее актуальных проблем дальнейшего реформирования и развития экономических, социальных и государственных институтов в России [19].

      Несмотря  на позитивную динамику роста средних показателей денежных доходов и сокращение масштабов бедности  в период 2000-2009 гг., в сфере распределительных отношений наблюдались сложные и неоднозначные тенденции: социальная поляризация и концентрация доходов не уменьшались,  а  продолжали нарастать.

      Эта поляризация, в первую очередь, отразилась на структурных пропорциях роста  оплаты труда: хотя в 2005-2009гг. этот рост значительно опережал рост ВВП, это был рост в пользу богатых, а не в пользу бедных. Действительно, примерно 45% совокупного прироста оплаты труда были обусловлены ростом оплаты труда 10% наиболее высокооплачиваемых работников, и более 60% — ростом оплаты труда 20% работников с самыми высокими зарплатами. Вклад прироста оплаты труда 20% работников с самыми низкими зарплатами в общий прирост оплаты труда составил менее 3% [17].     

      Анализ  зарплаты по различным отраслям нашей  экономики показывает, что диспропорции в оплате труда крайне велики. в сельском хозяйстве зарплату ниже прожиточного минимума получали около 70% работников, в сфере культуры и искусства — 52.3%, в сфере образования — 43.5%, а в здравоохранении — 38.5% [17].

      В государственном секторе зарплаты 10% наиболее высоко оплачиваемых работников превышали зарплаты 10% самых низкооплачиваемых работников в 2003 г. в 26 раз, в негосударственном секторе — в 35 раз. Средняя государственная зарплата составляла около 70% от негосударственной средней зарплаты [17].

      Зарплата 80% работников российской экономики  составляла в среднем 13492,3 руб. в  месяц и превышала прожиточный  минимум трудоспособного населения  всего лишь в 2,4 раза. Тогда как около одной трети работников банковской сферы получали зарплату, превышающую прожиточный минимум в среднем в 26 раз [17].

      Еще более сильно поляризация проявилась в росте доходов от собственности, поскольку наиболее высокие доходы на душу поступают не за счет заработной платы, а именно за счет собственности.

      Этот  рост неравенства в последние годы вызван усилением неравномерности роста доходов: более низкими темпами роста денежных доходов бедного населения.

      Неравенство и социально-экономическая поляризация  российского общества создает угрозу социального раскола, который порождает требования административного вмешательства в экономику вплоть до передела и огосударствления собственности, что едва ли будет способствовать экономическому росту. Но помимо того, что избыточное неравенство и бедность могут послужить источником негативных социально-политических последствий, они являются факторами прямого действия, препятствующими экономическому и социально-демографическому развитию страны, в особенности — в долговременной перспективе. 
 
 
 
 
 
 

2.2 Система социальной  защиты населения.  Программы государственной помощи

      Состояние социальной сферы государства нельзя назвать удовлетворительным и в  ближайшее время не будут происходить перемены перемены, ведущие к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством социальных проблем разного характера.

      Правительство и государственная дума России постоянно  принимают законы о повышении  минимальной зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти  законы не выполняются или выполняются  не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за нехватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многих регионах задерживаются на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Массовая остановка предприятий ведёт к увеличению числа безработных,  большинство из которых идут в "теневую экономику". Отсюда не полная уплата налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов формируется бюджет. И как следствие из всего этого нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества.

      Но  по существу большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Большинство попыток правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для  такого постоянного обеспечения не хватит никаких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности, безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу. Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества.

      В России обеспечение населения жильем и повышение потребительских  качеств жилой среды как была, так и остается одной из наиболее острых социальных проблем - достаточно сопоставить количество квадратных метров, приходящихся на каждого гражданина в России и, скажем, в Германии и Соединенных Штатах: 19,6 м2 против 35 и 70 м2 соответственно, не говоря уже о различии качественных параметров среднестатистического жилья.

      Не  менее 15% населения страны ютится в  жилище, малопригодном для жизни, причем 12% - в принципе не имеют коммунальных удобств. В относительно же благополучных - по отечественным меркам - жилищных условиях, то есть в отдельном доме или квартире со всеми коммунальными удобствами, из расчета 18 м2 на человека, проживает четверть населения России.

      Национальный  проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" во многом был ориентирован на то, что люди будут брать ипотечные кредиты  и приобретать квартиры. Увы, в нынешних условиях большинство граждан, которые рассчитывали на ипотеку, взять ее не смогут. Многие банки прекратили выдавать кредиты или изменили условия договоров, поскольку наблюдается нестабильная ситуация на финансовых рынках и существует проблема низкой ликвидности [20].

Информация о работе Социальная политика государства