Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики России;
-ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ……………5
1.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…….5
1.2 ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………..8
1.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………………………...13
2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ……………………………...17
2.1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……………........................17
2.2 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ. ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ …………………………………………………...20
2.3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. …………..33

Работа содержит 1 файл

Курсак.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

      В России с 1991 года также действует  периодически пересматриваемый минимальный  размер оплаты труда (МРОТ). В настоящее время минимальный размер оплаты труда составляет 4,33 тысячи рублей [10].   

      Данный  Размер МРОТ применяется исключительно  для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ) [20].

      Особое  значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется  индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен [12].

      Всесторонняя  система индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве стран  Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельных предприятий. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

      В России индексация денежных доходов  распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

      Важным  направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

      Для отнесения определенных категорий  населения, к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень бедности [12]. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

      В зависимости от соответствия доходов  прожиточному минимуму нуждающаяся  часть населения имеет право  на получение социальной помощи. Практикуется избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки соответствия критериев, которых – уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д.

        Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.

      Практикуются  два рода бюджетов: нормативные, которые  являются результатом специальных  исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.

      Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей.

      Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг из них 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. Расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов также включены в МПБ. Структура минимального потребительского бюджета: питание – 46,1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7%. МПБ обеспечивает на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности [13].

      Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности [13]:

      I группа – бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума;

      II группа – малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета;

      III группа – обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.

      IV группа – состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета;

      V группа – богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета.

      Таким образом, социальная политика – это  политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении  доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

      С точки зрения функционирования экономической  системы, социальная политика: Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.  Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Основные направления   социальной политики  

     К важнейшим направлениям реализации социальной политики относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.

      Социальное страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере и основная система социальной защиты населения. Обеспечение человеку экономической защиты в случае болезни и в старости, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине, в связи с безработицей – это является целью системы социального страхования [14]. Случается такое, что в процессе производства работник вследствие каких-либо причин теряет возможность продолжать работать и, следовательно, лишается заработка. Существуют две возможности лишения этой проблемы. Во-первых, он может получить выплату определенной суммы за причиненный ущерб. Во-вторых, может получить социальное страхование. Но единовременная  выплата даст возможность существовать лишь некоторое время. Это значит что для работника предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

      По  форме страхования различают - обязательное и добровольное. Добровольное действует на основе страхового законодательства, и так же как обязательное, но носит добровольный характер и регулируется договором страхования.

      Основным видом социального страхования в развитых странах по своим масштабам и степени развития является пенсионное обеспечение. Государство регулирует условия назначения пенсий (возраст, страховой или трудовой стаж, продолжительность гражданства), принцип определения размера пенсий (фиксированная, минимальная, зависящая от заработка) и порядок образования фондов. Формирование фондов происходит за счет государственных дотаций, социальных налогов на работодателей, взносов страхуемых.

      Государственное социальное страхование по безработице  является видом социального страхования, обеспечивающего социальную защиту. Работник, обратившийся за пособием по безработице должен иметь определенный стаж, получать необходимый минимум заработной платы за определенный период. Этот ряд требований, существенно ограничивающих круг лиц, которым может быть выплачено пособие по безработице. Продолжительность квалификационного стажа в разных странах неодинакова, так же как и продолжительность выплаты пособия [14].

      Система социального страхования строится на определенных принципах. Оно имеет законодательную основу, которая изложена в Гражданском кодексе Российской Федерации. Социальное страхование обязательно для лиц, работающих в условиях риска. Также система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат и ориентируется на помощь прежде всего слабым в экономическом отношении членов общества. Даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогообложения и внесения взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. Более того стабильные и доброжелательные отношения в обществе между наемными работниками и работодателями, достигнутые с помощью социального страхования, выступают не мало важным производственным фактором [15].

      Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда.
      В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение ее предельного уровня и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.
      Государственная политика на рынке труда делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.
      Социальная политика применительно к рынку связана прежде всего с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.
      Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.
      Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).
      Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость для повышения эффективности производства.

Информация о работе Социальная политика государства