Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:43, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении организационной системы и внешней среды предприятия, что предполагает рассмотрению следующих задач:
Рассмотреть понятие организационной системы предприятия;
Изучить характеристики внешней среды;
Введение ……………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ ПРЕДПРИЯТИЯ………….……………………………….6
1.1 Организационная система предприятия…………….....…………..6
1.2 Основные характеристики внешней среды...………………………..18
ГЛАВА 2. Анализ организационной сИСТЕМЫ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ООО «Квик»……………………………..………………………..…23
2.1. Общая характеристика ООО «Квик»…………………………..….23
2.2 Анализ ООО «Квик» …………………..…………………………….29
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ООО «КВИК»………37
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованных источников …………………………………...
Содержание процесса формирования организационной структуры в значительной степени универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы которые осуществляются в организационной системе управления. Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям: 1) формирование общей структурной схемы аппарата управления; 2) разработка состава основных подразделений и связей между ними; 3) регламентация организационной структуры.
Разработка организационной структуры управления предприятием включает:
- определение состава органов управления и их количество;
- установление уровня компетенции, прав, обязательств и ответственности каждого звена;
- установление количественного состава работников;
- формирование применяемых методов руководства;
- определение состава информации и техники ее обработки и использования.
Основные элементы организационной структуры управления предприятием:
- состав и структура функций управления или процессов по обеспечению потребностей и запросов потребителей;
- численность работников управления по функциям или процессам и их профессионально-
- состав самостоятельных структурных подразделений;
- количество уровней управления или автономных групп (бизнес-групп) и распределение работников между ними;
- централизация или децентрализация управления;
- информационные взаимосвязи.
Согласно классической теории организации структура организации должна разрабатываться сверху вниз. Последовательность разработки организационной структуры схожа с последовательностью элементов процесса планирования. Вначале необходимо осуществить разделение организации на широкие сферы, затем поставить конкретные задачи - подобно тому, как в планировании сначала формулируются общие задачи, - а потом составляются конкретные правила.
Рассматривая эволюцию взглядов на управление в прошлом веке, мы отмечали два разных подхода к, организации как системе с позиций ее взаимоотношений с внешней средой. В первых работах по общей теории систем главное внимание уделялось рассмотрению внутренних элементов и связей между ними, структурам и процессам, обеспечивающим достижение целей и получение результата. Такой подход сформировал представление об организации как о закрытой системе.
Модели организаций как объектов управления: закрытые системы
1. На основе положений школы научного управления была разработана модель "механистической конструкции" организации. Основная идея - рассмотрение организации (предприятия) как механизма, состоящего из набора сложных и взаимосвязанных деталей: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов.
Желаемые результаты работы механизма - максимизация прибыли, рентабельности, капитальных вложений, общего оборота капитала. Способы достижения - оптимальное использование ресурсов.
Специфика менеджмента - оперативное управление, оптимизация структур факторов производства и всего производственного процесса.
Употребление термина механистический, по отношению к организации, ассоциируется с машиноподобной системой, созданной для эффективности проведения операций. Вряд ли кто-нибудь стал бы спорить, что эффективность - важная цель организации, однако многие критикуют механистическую структуру за её негибкость.
Оценка эффективности функционирования организации производится по экономическому показателю, определяемому как отношение выпущенной продукции к затраченным ресурсам.Сильные стороны модели -возможность установления технико-экономических связей и зависимости между различными факторами производства. Слабые стороны - влияние человеческого фактора не просчитывается. Модель полностью отражает преимущества и недостатки научной школы управления. Наиболее характерной чертой организации с механистической структурой является возможность прогнозирования. Каждое задание строго запланировано, количество и качество выполнения задания также строго определены. Высокая специализации ролей, система отчетности и расписанная система вознаграждения - составляющие такой стабильности. И сейчас есть разработки по механистической модели и взаимодействию сотрудников, как единой команды, по этому принципу. Роли и функции членов команды жестко регламентированы.
Система отношений и взаимодействий четко определена и отступать от нее, значит нарушать работу команды. Часто такая команда является частью инструменталистской или бюрократической организации, где сотрудник для организации является прежде всего либо инструментом, либо исполнителем четко определенной роли.
Команда, реализующая механистическую модель отношений, очень хорошо управляема в рамках тех задач, для которых команда создавалась. При наличии хорошо отлаженных бизнес-процессов - высоко продуктивна.
Однако в ситуации неопределенности и необходимости изменений эффективность команды резко снижается, членам команды сложно перестроиться, внести изменения в систему взаимоотношений и функционирования.
2. Разработки модели, в которой организация рассматривается прежде всего как коллектив, основанный на разделении труда, производились представителями школы человеческих отношений и поведенческих наук. Поэтому человеческий фактор выделен в этой модели как ось, от положения которой зависят все остальные факторы. Элементы модели - создание благоприятных условий работникам, мотивация персонала, коммуникации, передача полномочий и участие в принятии решений[11,c.184].
Модель формирует систему поддержания человеческих отношений внутри организации.
Ориентация на демократический стиль управления, способствование лояльности работников организации, наиболее полное раскрытие их способностей и вовлечение в процесс разработки управленческих решений.
Основной акцент деятельности менеджеров делается на организацию и управление персоналом, создание внутренних структур, личное воздействие на сотрудников.
По мере усложнения связей организаций с внешней средой акцент в работах по системному представлению организаций переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате сформировались черты модели организации как открытой системы(таб.1.1)
Организация как открытая система
Черты и свойства | Характеристика, обоснование |
Компоненты | Система состоит из некоторого количества частей, называемых компонентами или элементами; они необходимы для достижения целей системы |
Связи | Компоненты системы связаны между собой, что обеспечивает непрерывность протекающих в системе процессов |
Структура | Форма связи организационно закреплена в структуре, что обеспечивает устойчивость и придает системе стабильность; для систем характерна иерархичность построения структур, т.е. наличие в них подсистем |
Взаимодействие | Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в системе и выходом из нее, и только во взаимодействии всех элементов и связей возможны процессы, с помощью которых достигается результат |
Процесс | в систем одновременно осуществляется ряд процессов/каждый из |
Холизм и эмерджентные свойства | Система — целостность (англ. holism, греч. holos — целое), проявляющая свойства, которые возникают только в результате взаимодействия ее компонентов |
Идентификация | Свойства системы, на основании которых ее можно идентифицировать, т.е. отличить от других явлений, не входящих в систему; для этого надо определить границы, отделяющие систему от окружающей среды |
Окружение | Явления и факторы, которые, не являясь частью системы, существенно влияют на нее. Они образуют окружающую среду системы и своим воздействием могут менять ее поведение |
Концепция | Система — это концепция, особая форма которой отражает цели и ценности людей, которые являются ее неотъемлемыми элементами и реализуют собственные идеи о том, какой должна быть система |
Модели организаций как объектов: открытые системы
1. На базе общей теории систем были составлены и такие модели организаций, где они представлены во взаимодействии с внешней средой. Это открытые системы[10,c.88].
Модели открытых систем выделяют как главное направление деятельности менеджеров - стратегическое управление.
Оценка эффективности проводится по способности организации к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий. В центре внимания при оценке эффективности оказываются ресурсы, получаемые из окружающей среды. Вертикальные организационные структуры построены по принципу сложной иерархической системы.
Она способствует минимизации издержек, которая достигается следующими способами, централизованное планирование использования ресурсов и оборудования;
экономия на масштабе;
аккумулирование опыта.
Централизованное планирование позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы и оборудование. Оборотной стороной является потеря гибкости. Экономия на масштабе достигается за счет разнесения фиксированных издержек на весь объем производства. Аккумулированию опыта способствуют большие объемы массового производства[19,c.238].
2. В этой модели предприятия рассматриваются как общественные организации, в деятельности которых заинтересованы различные социальные группы как внутри, так и вне их границ.
Взаимосвязь основана на том, что каждое предприятие выступает одновременно и как производитель и продавец товаров, работ и услуг, и как покупатель, приобретающий для своего производства также товары, работы и услуги.
Цели предприятия позиционируются на удовлетворении запросов определенных групп (потребителей, поставщиков, инвесторов, общества в целом). Модель основана на теоретической концепции заинтересованных групп, в соответствии с которой организации учитывают разные интересы партнеров. Подход означает принятие стратегии ограниченной оптимизации, взаимозависимости целей; достижение какой-либо одной цели лимитируется требованием выполнять другие[12,c.53].
При этом должен соблюдаться баланс между такими разными по значению целями, как объем продаж, прибыль, интересы персонала и местных органов власти, защита окружающей среды.
Главные функции менеджмента в этой модели -достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотрудничества и вовлеченности работников в дела организации, а также постоянного балансирования интересов основных групп вовлеченных в дела организации лиц, необходимого для укрепления позиций предприятий в обществе.
Вывод. Организационная структура - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.
Организационная структура управления с заданными функциями есть ее устройство (строение), соответствующее по составу своих элементов назначению системы.
Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все ее подсистемы, их взаимодействие между собой и взаимоотношения с внешним окружением. В связи с этим объектом изучения являются факторы как внешней, так и внутренней среды.
1.2 Основные характеристики внешней среды
Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х годов[5,c.76].
Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода и необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь имеющую разветвленные связи с внешним миром.
Помимо системного подхода возникает примерно в тоже время концепция ситуационного подхода, согласно которому, наиболее подходящий в данной ситуации метод, определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.
Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание, чем прежде. Даже если бы изменения не были столь значительными, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая относительно обособленная система, зависит от внешнего мира в отношении материальных потоков – поставок ресурсов, энергии, кадров, конкретного спроса потребителей и информационных потоков – законодательных актов, решений различных органов, ситуаций на рынке и т.д.
Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:
взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;
сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;