Система пенсионного обеспечения, необходимость и направления её реформирования в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Содержание социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономической политики конкретного государства, и поэтому его трактовка в международной теории и практике неоднозначна. В одних странах это понятие широкоаспектно и включает все меры, связанные с формированием и функционированием всей социальной сферы, в других оно касается помощи больным, инвалидам и пенсионерам, в-третьих, обеспечения неработающих и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
1 Система пенсионного обеспечения: цели, задачи, принципы организации………………………………………………………………………6
Пенсионное обеспечение как инструмент социальной политики государства……………………………………………………………….6
Виды пенсий………………………………………………………………8
2 Сравнительный анализ обеспечения в странах с развитой рыночной и переходной экономикой………………………………………………………14
2.1 Германия…………………………………………………………………14
2.2 Швеция……………………………………………………………………15
2.3 Япония…………………………………………………………………….16
2.4 Великобритания………………………………………………………….18
3 Реформирование пенсионного обеспечения в РБ………………………19
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованных источников………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Частное учреждение образования.docx

— 66.39 Кб (Скачать)

Нужно отметить, что проблемы общего старения населения, роста демографической  нагрузки, разбалансировки коэффициентов, обеспечивающих комфортное существование  действующего пенсионного обеспечения, наблюдаются не только в Беларуси, но и в целом в мире.

Таким образом, с каждым годом нагрузка на работающее население по покрытию расходов на пенсионное обеспечение  увеличивается. Выходом из сложившейся  ситуации при оставлении распределительной  системы пенсионного обеспечения  может быть увеличение размера отчислений и (или) увеличение пенсионного возраста. Однако введение таких мер противоречит в целом существующей политике нашего государства, поэтому ожидать, по крайней  мере, увеличения пенсионного возраста не следует. Когда создавались первые системы социального обеспечения, ожидаемая в среднем продолжительность  жизни была меньше пенсионного возраста, определенного государством, и, собственно, социальное обеспечение являлось страхованием на тот случай, если человек проживет «слишком долго». В большинстве развитых стран вследствие увеличения продолжительности жизни предполагается, что после выхода на пенсию люди проживут еще около 20 лет.

Решением  сложившейся ситуации может быть переход от распределительной системы  пенсионного обеспечения к накопительной.

Общий принцип накопительного метода применяется  не только в системах пенсионного  обеспечения, но и в практике граждан, стремящихся накопить какую-то сумму  денег, - они ежемесячно откладывают  денежные средства, размер которых  находится в прямой зависимости  от того, сколько денег им потребуется  при наступлении определенной даты (пенсионного возраста). Если распределительный  метод пенсионного обеспечения  предполагает, что работающие лица обеспечивают средствами других, фактически находящихся на их иждивении лиц (находящиеся на пенсии получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами, а точнее – работодателями за своих работников фонду оплаты труда), то при накопительном методе пенсионного обеспечения соблюдается принцип справедливости: чем больше человек зарабатывает (и, соответственно, отчисляет в виде процента от заработной платы), тем большая сумма у него будет накоплена к моменту выхода на пенсию.

Однако, отчисляя деньги на длительный срок, мы сталкиваемся с проблемой инфляции, поскольку со временем на одни и  те же деньги мы можем приобрести все  меньше и меньше вещей. При этом инфляция может быть высокой, но может быть и низкой. Инфляция – это плата  за экономический рост, без которого страна рискует стать нищей.

При накопительной  системе во избежание обесценивания  денежных средств накопления пускают  в оборот, т.е. инвестируют в какие-либо проекты, обещающие прибыль. На вложенные  денежные средства начисляется процент. Аналогию данной схемы можно провести с размещением денежных средств  на депозит в банке. Положить деньги на банковский депозит означает получить заранее определенный доход. При  этом проценты могут начисляться  по простой ставке или по сложной. В случае применения начисления процентов  по сложной ставке учитывается еще  и процент, начисленный за прошедший  период, т.е. реинвестирование – включение  в общую сумму инвестиций регулярно  получаемой выгоды. Именно поэтому  один из самых лучших методов накопления – это вкладывать средства так, чтобы  иметь возможность реинвестировать  регулярно получаемые доходы. Потому что основная цель накопления –  создать максимальный размер капитала, используя как можно меньше регулярно  инвестируемых средств.

Переход к накопительной системе пенсионного  обеспечения также потребует  понимания граждан, что чем больше будут в процессе осуществления  трудовой деятельности отчисления, тем  больший размер пенсии будет обеспечен  при выходе на пенсию. Этого трудно достичь при существующей распределительной  системе, т.к. действующая система  напрямую зависит от внешних условий  – спада производства, роста безработицы, расширения теневого рынка труда, уменьшения реальной заработной платы. Так как  зависимость величины сбора пенсионных отчислений полностью зависит от размера зарплаты работающего, то результат  очевиден: снижение числа официально работающих в совокупности с падением реальной заработной платы снижает  величину сбора средств, которые  идут на выплату пенсий. Кроме того, до сих пор существует проблема выплаты  работникам двух видов заработной платы  – «белой» и «черной». При этом «белая» зарплата составляет лишь небольшую  величину, фигурируя в официальных  отчетах. Введение накопительной системы  пенсионного обеспечения должно улучшить сложившуюся ситуацию.

Накопительные пенсионные системы предполагают использование  пенсионных взносов для приобретения финансовых активов. Их совокупность, состоящая к моменту выхода на пенсию из основного капитала (реально  переведенного в систему) и накопленного капитала (как результат инвестиций), обеспечивает выплаты пенсий. Исследователи  единодушно отмечают большую справедливость данной системы, поскольку она исходит  из необходимости аккумулировать взносы на протяжении всей трудовой деятельности. Кроме того, когда данная система  работает длительное время, она оказывается  значительно устойчивее по сравнению  с распределительной системой. В  намеченных преобразованиях пенсионной системы Беларуси делается акцент на повышение личной ответственности  за формирование средств для своего материального обеспечения в  старости, в том числе путем  участия в добровольных программах пенсионного страхования.

Можно сделать вывод о том, что стратегической задачей является создание стабильно  функционирующей пенсионной системы, отвечающей интересам разных поколений, и обеспечение более высокого уровня жизни в старости и при  нетрудоспособности. [12, 39-45c.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Одной из ключевых задач в сфере пенсионного  обеспечения является обеспечение  соответствующего уровня доходов граждан  при нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, потери кормильца  и в других случаях, предусмотренных  законодательством. Она полностью  согласуется с принятыми программными документами по социально-экономическому развитию Республики Беларусь на 2007-2011гг., предусматривающими в качестве одного из заданий пятилетки – кардинальное улучшение уровня и качества жизни населения.

Принимаемые в республике меры по обеспечению  экономического роста, повышению оплаты труда работников (плательщиков страховых  взносов), снижению инфляции позитивно  влияют на состояние пенсионной системы  в целом: она функционирует стабильно, пенсии выплачиваются своевременно.

Увеличение  пенсий достигается путем их периодических  перерасчетов, в среднем не менее 2-х раз в год.

Планируется, что дополнительные расходы на выплату  увеличенных пенсий составят около 70 млрд. рублей в месяц.

Повышение и индексация пенсий у нас в  республике воспринимается как данность. Люди отлично знают об этой тенденции. Пенсионеры активно и со знанием  дела обсуждают, когда в следующий  раз и на сколько им увеличат выплаты, сколько каждый из них получит  в следующем месяце.

В будущем  планируется сохранение тенденции  поступательного увеличения пенсий. Особое внимание будет уделено обеспечению  реального роста пенсий к концу пятилетия (2011 год) в полтора раза.

В одном  ряду с повышением благосостояния пенсионеров  стоит задача совершенствования (реформирования) пенсионной системы. В соответствии с установками Главы государства, в рамках созданной распоряжением  Премьер-министра рабочей группы, выработаны предложения по совершенствованию пенсионной системы в 2007-2011 г.г., которые включены в программу социально-экономического развития республики на предстоящее пятилетие. В частности, наиболее кардинальным из них видится предложение о переходе к исчислению пенсии исходя из объема уплаченных взносов (вместо исчисления из заработка и стажа). Его реализация позволит более объективно отражать финансовый вклад в пенсионную систему и будет стимулировать зарабатывание пенсии. Предполагается также введение системы профессионального пенсионного страхования, которое позволит расширить возможности для высвобождения пенсионных средств для обеспечения государственных пенсионных гарантий. Финансирование досрочных пенсий работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда, предполагается осуществлять за счет целевых страховых взносов соответствующих работодателей по накопительной схеме.

Заканчивая  работу, мне хотелось бы добавить, что  достигнуть достойных пенсий без  увеличения нагрузки на экономику в  условиях нашей республики возможно. Для этого, на мой взгляд, необходимо, прежде всего, избавиться от стереотипов, сложившихся в пенсионных делах (это, пожалуй, самое главное и  самое сложное), отметить приоритеты и на основе оценки реальных перспектив развития перейти к более рациональному  использованию тех средств, которые  имеются в наличии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

  • 1.Закон  РБ «О пенсионном обеспечении» (с изменениями и дополнениями) от 17.04.1992г.
  • 2.Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь»
  • 3.Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. // «Рэспублiка», 24 лютага 2006.
  • 4.Пенсионное законодательство РБ. Сборник нормативных правовых актов./Автор-составитель В.Ф. Бохан. – Мн.: Дикта, 2008
  • 5.Алешкевич, И.Н. Моделирование актуарной системы пенсионного и социального страхования в Республике Беларусь / И.Н. Алешкевич // Экономика и управ. – 2006. – №7. – С. 42-46.
  • 6.Экономика: учебное пособие / В.Л. Клюня [и др.]; под ред. В.Л. Клюни, Н.С. Тихонович. – Мн.: БГУ, 2007. – 423с.
  • 7.Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи: Учеб. пособие / Л.В. Лемешевская – Мн.: Книжный Дом: Мисанта, 2007. – 336с.
  • 8.Экономическая теория: учебное пособие: в 3-х частях. Часть 3. Макроэкономика: курс лекций / Э.А. Лутохина [и др.]; под общ. ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 327с.
  • 9.Экономическая теория. Практикум: учеб. пособие / А.А. Головачёв [и др.]; под ред. А.С. Головачева. – Мн., Выш. шк., 2007. – 446с.
  • 10.Макроэкономика: Учеб. пособие / П.Г. Никитенко, Э.А. Лутохина, В.В. Козловский и др.; Под общ. ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ОДО «Равноденствие»; 2007. – 296с.
  • 11.Экономическая теория: Учеб. пособие / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, Н.И. Базылева и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко – Мн.: БГЭУ, 2008. – 432с.
  • 12.Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие / М.Н. Плотницкий, Л.В. Воробьева, Н.Н. Сухарева и др.; Под ред. М.И. Плотницкого – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2008. – 224с.
  • 13.Туманова,Е.А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник/Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас; МГУ им. М.В. Ломоносова.-Москва: ИНФА-М,2004.-399с.
  • 14.Национальная экономики Беларусь : учебник для студентов экон. спец. вузов/[В.Н. Шимов и др.]; под ред. В.Н. Шимов.-3-е изд. –Минск: БГЭУ,2009.-751с.
  • 15.Макроэкономика: учебное пособие для студентов экон. спец.вузов/ [А.В. Бондарь и др.]. -2-е изд. –Минск; БГЭУ,2009. -415 с.
  • 16.Дорнбуш, Р. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ./ Р. Добруш, Фишер Стенли.- Москва: Изд-во МГУ: ИНФА-М, 1997. -783 с.
  • 17. Ивашковский С.Н.  Макроэкономика: Учеб. – М.: Дело, 2007. – 472с.
  • 18. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие/ Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.;  Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Тесей, 2003. – 320с.

Информация о работе Система пенсионного обеспечения, необходимость и направления её реформирования в рыночных условиях