Система пенсионного обеспечения, необходимость и направления её реформирования в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Содержание социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономической политики конкретного государства, и поэтому его трактовка в международной теории и практике неоднозначна. В одних странах это понятие широкоаспектно и включает все меры, связанные с формированием и функционированием всей социальной сферы, в других оно касается помощи больным, инвалидам и пенсионерам, в-третьих, обеспечения неработающих и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
1 Система пенсионного обеспечения: цели, задачи, принципы организации………………………………………………………………………6
Пенсионное обеспечение как инструмент социальной политики государства……………………………………………………………….6
Виды пенсий………………………………………………………………8
2 Сравнительный анализ обеспечения в странах с развитой рыночной и переходной экономикой………………………………………………………14
2.1 Германия…………………………………………………………………14
2.2 Швеция……………………………………………………………………15
2.3 Япония…………………………………………………………………….16
2.4 Великобритания………………………………………………………….18
3 Реформирование пенсионного обеспечения в РБ………………………19
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованных источников………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Частное учреждение образования.docx

— 66.39 Кб (Скачать)
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Макроэкономики»

на тему: «Система пенсионного обеспечения, необходимость и направления её реформирования в рыночных условиях.» 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

«Система  пенсионного обеспечения, необходимость и  направления её реформирования в рыночных условиях» 

Объём работы 31с., в том числе 18 наим. лит.

Ключевые  слова: пенсионное обеспечение, пенсия, виды пенсий, реформирование пенсионного обеспечения.

В курсовой работе исследуется система пенсионного  обеспечения государства.

В результате проведённого анализа системы пенсионного  обеспечения, показано, что одной  из ключевых задач в сфере пенсионного  обеспечения является обеспечение  соответствующего уровня доходов граждан  при нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, потери кормильца  и в других случаях, предусмотренных  законодательством.

Принимаемые в республике меры по обеспечению  экономического роста, повышению оплаты труда работников (плательщиков страховых  взносов), снижению инфляции позитивно  влияют на состояние пенсионной системы  в целом: она функционирует стабильно, пенсии выплачиваются своевременно.

В одном  ряду с повышением благосостояния пенсионеров  стоит задача совершенствования (реформирования) пенсионной системы.

В соответствии с установками Главы государства, в рамках созданной распоряжением  Премьер-министра рабочей группы, выработаны предложения по совершенствованию пенсионной системы в 2007-2011 гг., которые включены в программу социально-экономического развития республики на предстоящее пятилетие. В частности, наиболее кардинальным из них видится предложение о переходе к исчислению пенсии исходя из объема уплаченных взносов (вместо исчисления из заработка и стажа). Его реализация позволит более объективно отражать финансовый вклад в пенсионную систему и будет стимулировать зарабатывание пенсии. 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

1 Система пенсионного  обеспечения: цели, задачи, принципы  организации………………………………………………………………………6

    1. Пенсионное обеспечение как инструмент социальной политики государства……………………………………………………………….6
    2. Виды пенсий………………………………………………………………8

2 Сравнительный анализ  обеспечения в  странах с развитой  рыночной и переходной  экономикой………………………………………………………14

    2.1 Германия…………………………………………………………………14

    2.2 Швеция……………………………………………………………………15

    2.3 Япония…………………………………………………………………….16

    2.4 Великобритания………………………………………………………….18

3 Реформирование пенсионного  обеспечения в  РБ………………………19

Заключение……………………………………………………………………28

Список  использованных источников………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Наличие системы социальной защиты населения  характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для  конкретного гражданина обусловлена  наступлением обстоятельств, исключающих  возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

Значение  и уровень системы социальной защиты населения предопределены факторами  личного характера, системными изменениями  экономико-политического плана, природно-географическими  и культурно-историческими особенностями  государств. В период обострения экономических  проблем и социальной напряженности  необходимость ее расширения и совершенствования  становится наиболее значимой и актуальной. Сущность социальной защиты населения  заключается в системе мер, направляемых на улучшение статуса экономически и социально не защищенных граждан  и ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом  системы является поддержка в  первую очередь нетрудоспособных граждан  за счет формирования и использования  специальных денежных фондов.

Содержание  социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономической политики конкретного государства, и поэтому  его трактовка в международной  теории и практике неоднозначна. В  одних странах это понятие  широкоаспектно и включает все меры, связанные с формированием и  функционированием всей социальной сферы, в других оно касается помощи больным, инвалидам и пенсионерам, в-третьих, обеспечения неработающих и т.д. Исходя из уровня социальных услуг, предоставляемых в той или иной стране населению, все системы социальной защиты комиссией Европейского сообщества условно поделены на две группы: систему Бисмарка, названную в честь ее основоположника – немецкого канцлера Бисмарка, и систему Бевериджи.

В первой группе установлена жесткая связь  между степенью участия в общественном производстве и уровнем социальной защищенности. Это значит, что размер социальных выплат прямо пропорционален тем страховым взносам, которые  делает человек на протяжении всей его активной жизни. Такой принцип  социальной защищенности носит накопительный  характер. Помимо этого, в системе  Бисмарка существует защита солидарного  характера, когда работающие содержат неработающих. Она предназначена  для семей с недостаточным  уровнем трудового участия в  производственной деятельности в виде помощи, реализуемой через социальные муниципальные службы.

Социальная  защита по системе Бевериджи дает право на минимальную защищенность любому человеку, теряющему по ряду причин свой доход. При этом для оказания помощи в случае болезни установлено  обязательное страхование, а всем престарелым  выплачиваются социальные пенсии, независимо от уровня отчислений от заработной платы, в рамках минимального дохода. Данная система основана на концепции социальной справедливости и принципе солидарности.

В мировой  практике «бисмарковская» и «бевериджская» системы реализуются в различных  вариантах либеральной, социально-демократической  и консервативной моделей социальной защиты. Общим для них является принцип самообеспечения, означающий обязанность всех граждан трудоспособного  возраста зарабатывать на себя, и гибкой системы социальных гарантий по случаю болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормильца, безработицы и  т.д.

Сфере социальной защиты населения присущи  такие понятия, как «социальное  обеспечение», «социальное страхование», «социальная помощь», «попечительство», «социальное обслуживание», однако до сих пор в экономической  литературе нет их однозначной трактовки. Нередко они отождествляются, но между тем каждое понятие несет  специфическую смысловую нагрузку. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Система пенсионного  обеспечения: цели, задачи, принципы  организации 

1.1 Пенсионное обеспечение  как инструмент  социальной политики  государства 

Под социальным обеспечением следует понимать установленную  государством систему материального  обеспечения граждан, оказавшихся  в трудном положении. Оно осуществляется в формах социального страхования, социальной помощи, попечительства, социального  обслуживания. Таким образом, социальное обеспечение представляет процесс  социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, попечительство и  социальное обслуживание – его формы.

Социальная  защита населения Республики Беларусь на разных этапах развития имела свою специфику. Так, до 1921 года в республике существовала система социального  обеспечения, финансируемая из бюджета. В начале 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании  лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных  предприятиях, учреждениях» в составе  Наркомата соцобеспечения БССР было создано отделение социального  страхования, переведенное с 7 июля 1922 года на самоокупаемость. В 1933 году социальное страхование было переведено в ведение  профсоюзов, и тарифы страховых взносов  утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам.

В 1964 году было введено социальное обеспечение  и некоторые формы социального  страхования членов колхозов, которые  с 1930-х годов были одной из самых  незащищенных категорий трудящихся. В 1971 году организуются независимые  от бюджета государственного социального  страхования и фонда социального  обеспечения централизованные фонды  социального страхования и социального  обеспечения колхозников. В 1990 году все вышеперечисленные фонды  прекратили свое существование и  на их базе в Республике Беларусь были созданы – фонд социального страхования  и пенсионный фонд.

Постановлением  Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 года на базе пенсионного фонда  и фонда социального страхования, находящегося в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси, был  образован фонд социальной защиты населения (ФСЗН) в подчинении Совета Министров  Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь № 122 от 23.09.1994 года ФСЗН был присоединен к Министерству социальной защиты с правом юридического лица. В 2001 году Указом Президента Республики Беларусь № 516 от 24.09.2001 года ФСЗН преобразуется  в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты.

Социальная  защита населения осуществляется из специализированных государственных  и негосударственных фондов, количество и назначение которых в каждом государстве соответствует уровню его экономического развития, а также  классификации самой социальной защиты. [5, 37-39c.]

В Республике Беларусь этот процесс осуществляется за счет средств государственных  целевых бюджетных фондов: Фонда  социальной защиты населения (ФСЗН), государственного фонда содействия занятости, а также  страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и несчастных случаев. С 1999 года по 2002 год включительно функционировал Фонд социальной защиты молодежи (ФСЗМ).

Фонд  социальной защиты населения образован  в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367-ХII от 10.06.1993 года на базе пенсионного  фонда и фонда социального  страхования. ФСЗН до 2004 года был самостоятельной  финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты, а в 2004 году в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» стал целевым бюджетным  фондом. Его денежные средства не подлежат использованию по другому назначению. В своей деятельности ФСЗН опирается  на Закон Республики Беларусь «Об  основах государственного социального  страхования», введенный в действие с 1 апреля 1995 года.

Главными  задачами фонда являются:

  • финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  • сбор страховых взносов;
  • расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования;
  • международное сотрудничество в области социального страхования.

Функциями ФСЗН являются:

  • методическая и организационная работа по установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;
  • контроль за поступлением и расходованием средств и деятельностью структурных подразделений;
  • координация работы структурных подразделений и методическая помощь им;
  • обеспечение капитализации его средств и привлечение добровольных и благотворительных взносов;
  • совершенствование государственного социального страхования;
  • организация информации всей категории плательщиков;
  • ведение бухгалтерской и статистической отчетности и ответственность за ее достоверность;
  • определение совместно со всеми структурами, чья деятельность связана с социальной защитой населения, направлений расходования дополнительных средств, поступающих в фонд. [1]

Средства  ФСЗН складываются из обязательных взносов  нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности (в основном от капитализации  денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным рискам. Размер обязательных страховых взносов  нанимателей и граждан устанавливается  от фонда заработной платы в соответствии с законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов  в фонд социальной защиты населения  Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.

Информация о работе Система пенсионного обеспечения, необходимость и направления её реформирования в рыночных условиях