Система пенсионного обеспечения, необходимость и направления её реформирования в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Содержание социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономической политики конкретного государства, и поэтому его трактовка в международной теории и практике неоднозначна. В одних странах это понятие широкоаспектно и включает все меры, связанные с формированием и функционированием всей социальной сферы, в других оно касается помощи больным, инвалидам и пенсионерам, в-третьих, обеспечения неработающих и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
1 Система пенсионного обеспечения: цели, задачи, принципы организации………………………………………………………………………6
Пенсионное обеспечение как инструмент социальной политики государства……………………………………………………………….6
Виды пенсий………………………………………………………………8
2 Сравнительный анализ обеспечения в странах с развитой рыночной и переходной экономикой………………………………………………………14
2.1 Германия…………………………………………………………………14
2.2 Швеция……………………………………………………………………15
2.3 Япония…………………………………………………………………….16
2.4 Великобритания………………………………………………………….18
3 Реформирование пенсионного обеспечения в РБ………………………19
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованных источников………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Частное учреждение образования.docx

— 66.39 Кб (Скачать)

с 1 июня - трудовых пенсий исходя из средней  заработной платы работников за I квартал 2011 г. - 1463,7 тыс. рублей (Указ Президента Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 215);

с 1 августа  – трудовых пенсий исходя из средней  заработной платы работников за II квартал 2011 г. – 1664,5 тыс. руб. (Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 327). 
 
 

2 Сравнительный анализ  обеспечения в  странах с развитой  рыночной и переходной  экономикой 

2.1 Германия 

Социальная  политика заложена в самой финансовой системе Германии, поскольку финансовая система Германии построена таким  образом, что она вполне соответствует  правительственной политике социальной рыночной экономики. Огромное внимание в ней уделяется социальному  обеспечению и поддержанию нормального  уровня жизни населения.

Так, в  Германии существуют специальные правительственные  фонды (помимо основных бюджетов), которые  формируются в основном за счет отчислений с заработной платы. И преобладают  в основном фонды социального  обеспечения, по объему они стоят  на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место  среди них занимает Фонд социального  страхования, который охватывает отдельные  виды страхования - по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев, пенсионное страхование рабочих  и служащих, пенсионное страхование  лиц, не работающих по найму [6, 71c.].

Финансирование  выплат по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, федеральным ведомством занятости  осуществляются страховые выплаты  и выплаты по безработице. Безработные  в Германии получают пособие, которое  зависит от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от возраста, от наличия обязательства  по содержанию детей. Безработные, «снятые» со страхования по безработице, т.е. те, кто исчерпал право на причитающееся пособие, получают выплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для безработных, имеющих детей - 58%, для безработных без детей - 56%.

Социальная  помощь и другие виды социальных услуг, оказываемых государством, финансируются  за счет государственного бюджета.

Система пенсионного обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан в старости: пере распределительную и накопительную. Эта система называется «системой трех уровней». Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется пере распределительным способом)- охватывает, прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Пере распределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсий пожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования (ведомства пенсионного страхования). В Германии этими поступлениями являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом [7, 71c.]. 

2.2 Швеция 

Каждая  социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая  призвана создавать более или  менее нормальные условия воспроизводства  рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место  в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации  классовых антагонизмов и конфликтов.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений  в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию  классовых неравенств и в итоге  построению нового демократического общества на базе государственного благосостояния [8, 132c.].

Уровень жизни в Швеции считается одним  из наиболее высоких в мире и наивысшим  в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире.

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция всегда сохраняла исключительно  низкую безработицу: в послевоенный период, в середине 70-х годов, когда  серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице  в большинстве развитых стран  мира, в настоящее время.

Есть  определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость  сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном  уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям  в доходах. Доходы и жизненный  уровень выравниваются двумя  путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение  и систему обширных государственных  услуг.

Социальное  страхование составляет основной элемент  шведской социальной политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения  в Швеции - обеспечить человека экономической  защитой в случае болезни, при  оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными  случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице и  помощь от рынка труда наличными). Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается  пособие наличными, известное как  страховая помощь [5, 48 c.].

Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она дает возможность людям с  низкими доходами, нуждающимся в  интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционирует  как финансовый инструмент и инструмент государственного управления.

Система социального страхования финансируется  из государственных и местных  налогов, налогов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов  из капитала из различных фондов. Главный  источник (свыше 40%) – взносы с предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда  заработной плат. Распределение средств  ведется через Конторы Социального  Страхования.[6, 110c.] 

2.3 Япония 

Японская  социальная политика в основном направлена на создание достойного уровня жизни  лицам пожилого возраста. Это связано  с тем, что численность данной категории постоянно растет и  к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек  против 2 млн. в 1993 году [7, 163c.]. Кроме  того, из-за роста продолжительности  жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей  силы пожилые люди станут важным компонентом  рынка труда. Пенсионная система  Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета  обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень  жизни. Такая помощь предоставляется  на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны: 75% выплат по общественному вспомоществованию  предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов  власти. К 2025 году планируется поднять  расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень  социальной защищенности всех нуждающихся [9, 57c.].

С середины 80-х годов и до настоящего времени  в Японии осуществляется постепенное  реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая  пенсия), которая охватывает все  население, и пенсий, выплачиваемых  наемным работникам.

Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой  пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 2003 году каждый работающий японец вносил в тот или  иной фонд около 150 долларов в месяц. [10, 62 c.].

Пенсионный  фонд наемных работников частного сектора  состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины. [9, 63 c.].

Пенсионные  фонды работников государственных  и муниципальных предприятий  и учреждений формируются из средств  обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.

Для получения  базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и  более лет. В начале нового тысячелетия  базовая пенсия составляла примерно 65 тысяч иен (примерно 600 долларов).[[12, 63c.].

Таким образом, доход семейной пары пенсионеров  складывается из базовых пенсий мужа и жены плюс пенсия по страхованию  наемного работника. В 2020 году в совокупности это составляло в среднем свыше 2200 долларов. [10, 64c.].

2.4 Великобритания 

Социальная  политика Великобритании характеризуется  политической направленностью страны. В зависимости от того, какая из политических партий руководит в  правительстве, определяются и приоритеты экономического и социального развития страны.

Так, с  приходом к власти правительства  Тэтчер, в Великобритании значительно ухудшилось экономическое и социальное положение. Оказались деградированными все прежние варианты государственного регулирования, основанные на кейнсианской теории, а Британские острова превратились в своего рода полигон для испытаний идейно-политических установок правых консерваторов. За время пребывания консерваторов у власти (80-е-90-е годы) значительной эрозии подверглись многие традиционные ценности и институты. Существенного изменения претерпела и модель социально-экономического развития. Государство приступило к реформированию отношений собственности, ее «распылению», к преобразованию системы социальных услуг – внедрению рыночных начал и конкуренции в «государстве благосостояния», созданию «смешанной» государственно-частной системы здравоохранения, страхования, пенсионного обеспечения, распространению принципа свободы выбора в школьном образовании. Однако с приходом к власти лейбористской партии во главе с Т.Блэром социальная политика претерпевает небольшие изменения: сочетаются социальные ценности старого лейборизма с развитием рыночной экономики

По мнению правительства Т. Блэра, «старый  лейборизм» провозглашал своей целью  обеспечение равенства доходов, «новый» - равенство возможностей: все  больше британцев должны вливаться  в средний класс. Суть социальной реформы состоит в том, чтобы  все меньше государственных средств  шло на социальное вспомоществование и все больше на образование, профессиональное обучение, особенно молодежи, создание новых рабочих мест [11, 101 c.]. 
 
 
 
 
 

3 Реформирование пенсионного  обеспечения в  РБ 

Послевоенный  период относительно стабильного развития мировой экономики в конце  ХХ века отрясли несколько глобальных кризисов, заставивших мировое сообщество по-новому переосмыслить социально-экономическую  ситуацию. Тенденции глобализации экономических  процессов, приводящие к кардинальной переоценке объемов социальных затрат в обществе и роли заработной платы  в социальных отношениях, старения населения, миграции рабочей силы и  перехода к экономике постиндустриального  общества поставили перед правительствами  практически всех государств задачу необходимости реформирования социальной защиты населения с целью ее адаптации  к новым социально-экономическим  условиям. Система социальной защиты подошла к новому рубежу своего развития, а большинство стран мира находятся  в условиях трансформации систем социального развития или, по крайней  мере, в стадии обдумывания путей  и возможностей их преобразования.

Пенсионное  обеспечение является одним из основных элементов системы социальной защиты. В Беларуси, например, пенсионные выплаты  составляют около 80% средств, направленных на финансирование социальной сферы.

Вместе  с тем действующая в республике система пенсионного обеспечения, основанная на финансировании пенсий за счет текущих поступлений, не может  обеспечить достойный уровень пенсий и требует своего реформирования. Это процесс уже начали ряд  государств с переходной экономикой: Россия, Казахстан, Латвия, Литва, Молдова, Венгрия, Чехия, Польша и др. Реформирование пенсионных систем здесь базируется на подходах боле глубокого вовлечения работников в финансирование будущих  пенсий.

Примером  полного перехода от государственного пенсионного обеспечения к частному могут являться пенсионные реформы  в Чили, где с 1981 года начали действовать только частные пенсионные программы. В Казахстане с 1998 года также началось реформирование пенсионного обеспечения с замещением государственной системы на частную. В Российской Федерации негосударственные пенсионные фонды начали свое активное развитие с 1994 года. В настоящее время сумма пенсионных резервов частных пенсионных фондов составляет 61,7 млрд. рублей или свыше 2 млрд. долларов США, а граждане России, по их выбору и желанию, имеют возможность перевести свои пенсионные накопления из государственного в частный пенсионный фонд. [9, 33-37c.]

Информация о работе Система пенсионного обеспечения, необходимость и направления её реформирования в рыночных условиях