Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:49, курсовая работа
Содержание социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономической политики конкретного государства, и поэтому его трактовка в международной теории и практике неоднозначна. В одних странах это понятие широкоаспектно и включает все меры, связанные с формированием и функционированием всей социальной сферы, в других оно касается помощи больным, инвалидам и пенсионерам, в-третьих, обеспечения неработающих и т.д.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
1 Система пенсионного обеспечения: цели, задачи, принципы организации………………………………………………………………………6
Пенсионное обеспечение как инструмент социальной политики государства……………………………………………………………….6
Виды пенсий………………………………………………………………8
2 Сравнительный анализ обеспечения в странах с развитой рыночной и переходной экономикой………………………………………………………14
2.1 Германия…………………………………………………………………14
2.2 Швеция……………………………………………………………………15
2.3 Япония…………………………………………………………………….16
2.4 Великобритания………………………………………………………….18
3 Реформирование пенсионного обеспечения в РБ………………………19
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованных источников………………………………………30
с 1 июня - трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников за I квартал 2011 г. - 1463,7 тыс. рублей (Указ Президента Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 215);
с 1 августа
– трудовых пенсий исходя из средней
заработной платы работников за II квартал
2011 г. – 1664,5 тыс. руб. (Указ Президента Республики
Беларусь от 26 июля 2011 г. № 327).
2
Сравнительный анализ
обеспечения в
странах с развитой
рыночной и переходной
экономикой
2.1
Германия
Социальная
политика заложена в самой финансовой
системе Германии, поскольку финансовая
система Германии построена таким
образом, что она вполне соответствует
правительственной политике социальной
рыночной экономики. Огромное внимание
в ней уделяется социальному
обеспечению и поддержанию
Так, в Германии существуют специальные правительственные фонды (помимо основных бюджетов), которые формируются в основном за счет отчислений с заработной платы. И преобладают в основном фонды социального обеспечения, по объему они стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, который охватывает отдельные виды страхования - по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму [6, 71c.].
Финансирование выплат по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, федеральным ведомством занятости осуществляются страховые выплаты и выплаты по безработице. Безработные в Германии получают пособие, которое зависит от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от возраста, от наличия обязательства по содержанию детей. Безработные, «снятые» со страхования по безработице, т.е. те, кто исчерпал право на причитающееся пособие, получают выплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для безработных, имеющих детей - 58%, для безработных без детей - 56%.
Социальная помощь и другие виды социальных услуг, оказываемых государством, финансируются за счет государственного бюджета.
Система
пенсионного обеспечения
2.2
Швеция
Каждая
социально-экономическая модель преследует
и создана для определенных целей.
В шведской модели первостепенную роль
играет социальная политика, которая
призвана создавать более или
менее нормальные условия воспроизводства
рабочей силы (преимущественно
В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового демократического общества на базе государственного благосостояния [8, 132c.].
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире.
Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция всегда сохраняла исключительно низкую безработицу: в послевоенный период, в середине 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых стран мира, в настоящее время.
Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.
Социальное
страхование составляет основной элемент
шведской социальной политики благосостояния.
Цель системы социального
Система
страхования здоровья является, прежде
всего, инструментом создания большего
социально-экономического равенства.
Она дает возможность людям с
низкими доходами, нуждающимся в
интенсивной медицинской
Система
социального страхования
2.3
Япония
Японская социальная политика в основном направлена на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году [7, 163c.]. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.
За счет
бюджета финансируется в Японии
так называемое общественное вспомоществование.
Оно охватывает тех, кто сам не
может обеспечить минимальный уровень
жизни. Такая помощь предоставляется
на основе Закона о гарантиях прожиточного
минимума и выплачивается по семи
номинациям: на повседневные нужды, образование,
жилье, медицинское обслуживание, материнство,
по безработице, на похороны: 75% выплат
по общественному
С середины 80-х годов и до настоящего времени в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.
Базовая
пенсия выплачивается по старости,
инвалидности, а также всем нуждающимся.
2/3 финансирования обеспечивается средствами
различных страховых пенсионных
фондов. Имеются, например, фонд базовой
пенсии по старости, фонд потерявших кормильца.
На создание пенсионных фондов работает
практически все население
Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины. [9, 63 c.].
Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.
Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет. В начале нового тысячелетия базовая пенсия составляла примерно 65 тысяч иен (примерно 600 долларов).[[12, 63c.].
Таким образом, доход семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и жены плюс пенсия по страхованию наемного работника. В 2020 году в совокупности это составляло в среднем свыше 2200 долларов. [10, 64c.].
2.4
Великобритания
Социальная политика Великобритании характеризуется политической направленностью страны. В зависимости от того, какая из политических партий руководит в правительстве, определяются и приоритеты экономического и социального развития страны.
Так, с приходом к власти правительства Тэтчер, в Великобритании значительно ухудшилось экономическое и социальное положение. Оказались деградированными все прежние варианты государственного регулирования, основанные на кейнсианской теории, а Британские острова превратились в своего рода полигон для испытаний идейно-политических установок правых консерваторов. За время пребывания консерваторов у власти (80-е-90-е годы) значительной эрозии подверглись многие традиционные ценности и институты. Существенного изменения претерпела и модель социально-экономического развития. Государство приступило к реформированию отношений собственности, ее «распылению», к преобразованию системы социальных услуг – внедрению рыночных начал и конкуренции в «государстве благосостояния», созданию «смешанной» государственно-частной системы здравоохранения, страхования, пенсионного обеспечения, распространению принципа свободы выбора в школьном образовании. Однако с приходом к власти лейбористской партии во главе с Т.Блэром социальная политика претерпевает небольшие изменения: сочетаются социальные ценности старого лейборизма с развитием рыночной экономики
По мнению
правительства Т. Блэра, «старый
лейборизм» провозглашал своей целью
обеспечение равенства доходов,
«новый» - равенство возможностей: все
больше британцев должны вливаться
в средний класс. Суть социальной
реформы состоит в том, чтобы
все меньше государственных средств
шло на социальное вспомоществование
и все больше на образование, профессиональное
обучение, особенно молодежи, создание
новых рабочих мест [11, 101 c.].
3
Реформирование пенсионного
обеспечения в
РБ
Послевоенный
период относительно стабильного развития
мировой экономики в конце
ХХ века отрясли несколько глобальных
кризисов, заставивших мировое сообщество
по-новому переосмыслить социально-
Пенсионное обеспечение является одним из основных элементов системы социальной защиты. В Беларуси, например, пенсионные выплаты составляют около 80% средств, направленных на финансирование социальной сферы.
Вместе
с тем действующая в республике
система пенсионного
Примером
полного перехода от государственного
пенсионного обеспечения к