Система пенсионного обеспечения, необходимость и направления её реформирования в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Содержание социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономической политики конкретного государства, и поэтому его трактовка в международной теории и практике неоднозначна. В одних странах это понятие широкоаспектно и включает все меры, связанные с формированием и функционированием всей социальной сферы, в других оно касается помощи больным, инвалидам и пенсионерам, в-третьих, обеспечения неработающих и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
1 Система пенсионного обеспечения: цели, задачи, принципы организации………………………………………………………………………6
Пенсионное обеспечение как инструмент социальной политики государства……………………………………………………………….6
Виды пенсий………………………………………………………………8
2 Сравнительный анализ обеспечения в странах с развитой рыночной и переходной экономикой………………………………………………………14
2.1 Германия…………………………………………………………………14
2.2 Швеция……………………………………………………………………15
2.3 Япония…………………………………………………………………….16
2.4 Великобритания………………………………………………………….18
3 Реформирование пенсионного обеспечения в РБ………………………19
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованных источников………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Частное учреждение образования.docx

— 66.39 Кб (Скачать)

Средства  ФСЗН расходуются  на следующие цели:

  • выплата пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальных пенсий;
  • выплата пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, по беременности, по случаю рождения ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, по болезни и временной нетрудоспособности, по уходу за инвалидом первой группы и ребенком-инвалидом до 16 лет, на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных или больных СПИДом.

Помимо  этого из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики в соответствии с ее международными договорами, финансируются расходы  на оздоровление трудящихся, повышение  социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков.

Пенсионное  обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. В этом случае рабочий стаж и заработок  в течение трудоспособного периода  слабо влияет на размер получаемой пенсии. 
 

1.2 Виды пенсий

Пенсия – это гарантированная регулярная денежная выплата для материального обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением в определенных сферах трудовой деятельности установленного стажа работы.

Назначаются:

а) трудовые пенсии:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет;
  • за особые заслуги перед республикой.

б) социальные пенсии.

Право на трудовую пенсию имеют лица, которые  в период работы или занятия иными  видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных  законодательством о государственном  социальном страховании случаях  уплачивались страховые взносы, и  их семьи, а также учащиеся общеобразовательных  школ.

Лицам, имеющим одновременно право на различные  государственные пенсии, назначается  одна пенсия по их выбору.

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения  права на пенсию без ограничения  каким-либо сроком.

Выплата трудовых пенсий осуществляется из средств  Фонда социальной защиты населения  Министерства социальной защиты Республики Беларусь. Он не входит в состав государственного бюджета Республики Беларусь, формируется  за счет взносов нанимателей, страховых  взносов лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, обязательных страховых  взносов граждан, а также средств  государственного бюджета Республики Беларусь.

Положение о Фонде социальной защиты населения  Министерства социальной защиты Республики Беларусь утверждается Советом Министров  Республики Беларусь. Размеры обязательных страховых взносов в указанный  фонд устанавливаются законом. Пенсии не подлежат обложению налогами.

Пенсионное  обеспечение производится органами социальной защиты. Управление Фондом социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. К ведению Совета Министров Республики Беларусь относятся также вопросы, связанные с порядком назначения и выплаты пенсий, определением особенностей исчисления стажа отдельных категорий  граждан с соблюдением гарантий, а также решение вопросов пенсионного  и иного материального обеспечения  некоторых категорий граждан  за их особые заслуги перед республикой. [5, 289-292c.]

Право на пенсию по возрасту имеют:

  • мужчины – по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
  • женщины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Право на пенсию по возрасту в связи с  особыми условиями труда независимо от места последней работы имеют:

А) работники, занятые полный рабочий день на подземных  работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих  мест:

  • мужчины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
  • женщины по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей  по результатам аттестации рабочих  мест:

  • мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
  • женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

В) работницы  текстильного производства, занятые  на станках и машинах, - по списку производств и профессий, утверждаемому  в порядке, определяемом Советом  Министров Республики Беларусь, - по достижении 50 лет и при стаже  указанной работы не менее 20 лет.

Г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, - по достижении 50 лет и при общем  стаже работы не менее 20 лет, из них  не менее 15 лет на указанной работе.

Д) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в  колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства:

  • мужчины – по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе.

Е) женщины, работающие доярками (операторами машинного  доения), телятницами, свинарями-операторами  в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, - по достижении 50 лет и при стаже указанной  работы не менее 20 лет при условии  выполнения установленных норм обслуживания.

Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются  в порядке, определяемом Советом  Министров Республики Беларусь.

Ж) водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных  пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским  перевозкам: [2]

  • мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
  • женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.

З) работники  экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые  на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных  работах:

  • мужчины – по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
  • женщины – по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.

Наниматели  из средств, предназначенных на оплату труда, возмещают Фонду социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь расходы  на выплату пенсий из расчета 10 процентов  среднегодовой численности работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.

Работникам  других производств, профессий и  должностей досрочные пенсии в зависимости  от условий труда (но не ранее, чем  по достижении 55 лет - мужчинами и 50 лет - женщинами) могут устанавливаться  по результатам аттестации рабочих  мест за счет средств предприятий  и организаций, предназначенных  на оплату труда, до достижения работником пенсионного возраста.

Пенсии  исчисляются по установленным нормам в процентах к среднемесячному  заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией.

При этом для исчисления пенсии принимается  заработок не свыше 130% средней заработной платы рабочих и служащих в  республике, применяемой для корректировки  фактического заработка пенсионера.

Лицам, имеющим право на пенсию, пенсия исчисляется из среднемесячного  фактического заработка за любые 5 лет  подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 15 лет работы (уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь) независимо от имеющихся перерывов.

Среднемесячный  заработок за последние 5 лет определяется путем деления общей суммы  заработка за 60 календарных месяцев  работы подряд (в пределах последних 15 лет работы) на 60. При этом, по желанию  обратившегося за пенсией, месяцы с  неполным числом рабочих дней в связи  с поступлением на работу или увольнением  учитываются как полные календарные  месяцы работы.

Согласно  статье 57 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» с 1 января 2000 года пенсия исчисляется из фактического заработка за любые 6 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 16 лет работы (уплаты страховых  взносов) независимо от имеющихся перерывов, с 1 января 2001 года – за 7 лет подряд из последних 17 лет работы, с 1 января 2002 года – за 8 лет подряд из последних 18 лет работы и так далее, но не более чем из числа полных лет  фактически имеющегося стажа работы. [3]

К пенсиям  отдельных категорий пенсионеров  устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона)

Нетрудоспособным  гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Эти  пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах (с 1 августа 2011 г.):

инвалидам I группы, в том числе инвалидам  с детства, – 110 процентов; инвалидам  с детства II группы – 95 процентов; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и  часть четвертая статьи 35) на каждого  ребенка – 85 процентов; инвалидам III группы, в том числе инвалидам  с детства –75 процентов; лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, – 50 процентов; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 80 процентов, второй – 85 процентов, третьей – 95 процентов, четвертой – 110 процентов.

Одним из приоритетных направлений государственной  социальной политики в области пенсионного  обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется:

  • в связи с ростом средней заработной платы;
  • в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней  заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной  величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов. В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерасчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы работников в республике за III квартал.

Одновременно  с таким повышением перерасчитывается размер доплаты к минимальным пенсиям.

В соответствии со статьей 69 Закона минимальные трудовые пенсии и социальные пенсии, а также  надбавки к пенсиям и повышения  пенсий перерассчитываются при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В 2011 году произведены  перерасчёты:

c 1 февраля, 1 мая, 1 августа - минимальных трудовых  пенсий, социальных пенсий, а также  надбавок и повышений к пенсиям  в связи с изменением бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения. При этом  перерасчет социальных пенсий  с 1 августа обусловлен также  изменением их размеров относительно бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 327);

Информация о работе Система пенсионного обеспечения, необходимость и направления её реформирования в рыночных условиях