Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:49, курсовая работа
Содержание социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономической политики конкретного государства, и поэтому его трактовка в международной теории и практике неоднозначна. В одних странах это понятие широкоаспектно и включает все меры, связанные с формированием и функционированием всей социальной сферы, в других оно касается помощи больным, инвалидам и пенсионерам, в-третьих, обеспечения неработающих и т.д.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
1 Система пенсионного обеспечения: цели, задачи, принципы организации………………………………………………………………………6
Пенсионное обеспечение как инструмент социальной политики государства……………………………………………………………….6
Виды пенсий………………………………………………………………8
2 Сравнительный анализ обеспечения в странах с развитой рыночной и переходной экономикой………………………………………………………14
2.1 Германия…………………………………………………………………14
2.2 Швеция……………………………………………………………………15
2.3 Япония…………………………………………………………………….16
2.4 Великобритания………………………………………………………….18
3 Реформирование пенсионного обеспечения в РБ………………………19
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованных источников………………………………………30
Средства ФСЗН расходуются на следующие цели:
Помимо этого из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики в соответствии с ее международными договорами, финансируются расходы на оздоровление трудящихся, повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков.
Пенсионное
обеспечение в Республике Беларусь
осуществляется по солидарному принципу,
когда работающие содержат неработающих.
В этом случае рабочий стаж и заработок
в течение трудоспособного
1.2 Виды пенсий
Пенсия – это гарантированная регулярная денежная выплата для материального обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением в определенных сферах трудовой деятельности установленного стажа работы.
Назначаются:
а) трудовые пенсии:
б) социальные пенсии.
Право
на трудовую пенсию имеют лица, которые
в период работы или занятия иными
видами деятельности подлежали государственному
социальному страхованию и за
них, а также ими самими в предусмотренных
законодательством о
Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.
Обращение
за назначением пенсии может осуществляться
в любое время после
Выплата трудовых пенсий осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь. Он не входит в состав государственного бюджета Республики Беларусь, формируется за счет взносов нанимателей, страховых взносов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, обязательных страховых взносов граждан, а также средств государственного бюджета Республики Беларусь.
Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Размеры обязательных страховых взносов в указанный фонд устанавливаются законом. Пенсии не подлежат обложению налогами.
Пенсионное
обеспечение производится органами
социальной защиты. Управление Фондом
социальной защиты населения Министерства
социальной защиты Республики Беларусь
осуществляется в порядке, определяемом
Советом Министров Республики Беларусь.
К ведению Совета Министров Республики
Беларусь относятся также вопросы,
связанные с порядком назначения
и выплаты пенсий, определением особенностей
исчисления стажа отдельных категорий
граждан с соблюдением
Право на пенсию по возрасту имеют:
Право
на пенсию по возрасту в связи с
особыми условиями труда
А) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест:
Б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей по результатам аттестации рабочих мест:
В) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, - по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.
Г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, - по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.
Д) трактористы-машинисты,
непосредственно занятые в
Е) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Ж) водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам: [2]
З) работники
экспедиций, партий, отрядов, участков
и бригад, непосредственно занятые
на полевых геологоразведочных, гидрологических,
лесоустроительных и
Наниматели
из средств, предназначенных на оплату
труда, возмещают Фонду социальной
защиты населения Министерства социальной
защиты Республики Беларусь расходы
на выплату пенсий из расчета 10 процентов
среднегодовой численности
Работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее, чем по достижении 55 лет - мужчинами и 50 лет - женщинами) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств предприятий и организаций, предназначенных на оплату труда, до достижения работником пенсионного возраста.
Пенсии исчисляются по установленным нормам в процентах к среднемесячному заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией.
При этом для исчисления пенсии принимается заработок не свыше 130% средней заработной платы рабочих и служащих в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера.
Лицам, имеющим право на пенсию, пенсия исчисляется из среднемесячного фактического заработка за любые 5 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 15 лет работы (уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь) независимо от имеющихся перерывов.
Среднемесячный заработок за последние 5 лет определяется путем деления общей суммы заработка за 60 календарных месяцев работы подряд (в пределах последних 15 лет работы) на 60. При этом, по желанию обратившегося за пенсией, месяцы с неполным числом рабочих дней в связи с поступлением на работу или увольнением учитываются как полные календарные месяцы работы.
Согласно статье 57 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» с 1 января 2000 года пенсия исчисляется из фактического заработка за любые 6 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 16 лет работы (уплаты страховых взносов) независимо от имеющихся перерывов, с 1 января 2001 года – за 7 лет подряд из последних 17 лет работы, с 1 января 2002 года – за 8 лет подряд из последних 18 лет работы и так далее, но не более чем из числа полных лет фактически имеющегося стажа работы. [3]
К пенсиям
отдельных категорий
Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах (с 1 августа 2011 г.):
инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 110 процентов; инвалидам с детства II группы – 95 процентов; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35) на каждого ребенка – 85 процентов; инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства –75 процентов; лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, – 50 процентов; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 80 процентов, второй – 85 процентов, третьей – 95 процентов, четвертой – 110 процентов.
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется:
В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов. В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерасчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы работников в республике за III квартал.
Одновременно с таким повышением перерасчитывается размер доплаты к минимальным пенсиям.
В соответствии со статьей 69 Закона минимальные трудовые пенсии и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий перерассчитываются при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В 2011 году произведены перерасчёты:
c 1 февраля,
1 мая, 1 августа - минимальных трудовых
пенсий, социальных пенсий, а также
надбавок и повышений к