Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:26, курсовая работа
Безналичные расчеты играют существенную роль в развитии экономических отношений как внутри страны, так и за ее пределами. Безналичные расчеты составляют основу денежных расчетов между предприятиями и организациями за различные товары и услуги. Безналичные расчеты позволяют осуществить платежи в короткие сроки. Безналичные расчеты содействуют поддержанию непрерывности воспроизводственного процесса.
Банк-эмитент на основании поступивших реестров платежей совершает проводки:
- Д 40702 плательщика – К 30102
(Д 40702 плательщика – К 47422),
- Д 47422 – К 30102
- сумма комиссии банку-эмитенту:
Д 40702 – К 70107 (Д 40702 – К 47422),
Д 47422 – К 70107.
Банком-эквайером после поступления и обработки слипа или электронного журнала терминала составляются проводки:
- сумма совершенных операций на предприятии торговли за минусом торговой уступки:
Д 47423 – К 40702 получателя средств,
- сумма торговой уступки:
Д 47423 – К 61304,
- на основании выписки по счету в расчетном агенте:
Д 30102 – К 47423,
- сумма торговой уступки:
Д 61304 – К 70101,
- сумма комиссий за процессинг и межбанковской комиссии:
Д 70209 – К 30102.
На 1.01.2007 года количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию или эквайринг, с 12 сократилось до 11.
Количество клиентов возросло на 3335 по сравнению с предыдущим годом, количество карточек возросло на 25111, в основном это расчетные карточки.
Также возросло количество банкоматов и терминалов,а соответственно и суммы сделок, совершаемые кредитными организациями.
Однако в торгово-сервисную сеть карты внедряются весьма осторожно, только 2,1% всех расчетов осуществляется при помощи карт (приложение 19) «Структура расчетов посредством банковских карт за 1 квартал 2007года».
Структуру количества карт в обращении можно проследить по диаграмме «Структура платежных систем по количеству карт в обращении на 01.01.2008».
Основную массу составляют карточки Visa –52%, затем Union Card-30,9%.
Увеличению объема безналичных форм расчетов и ускорению расчетов республике способствует развитие платежных систем с использованием банковских карт.
Республиканская платежная система была образована постановлением Республики Бурятия № 118 от 26 марта 1999 года. Данным постановлением определены основные цели создания и принципы функционирования Республиканской платежной системы.
Основные цели создания Республиканской платежной системы:
1. Снижение социальной напряженности путем снижения розничных цен, отпускаемых безналичным путем, на продукты и товары первой необходимости.
2. Упорядочение контроля за финансовой дисциплиной в экономике, минимизация налично-денежного оборота для повышения налогооблагаемой базы.
3. Ограничение вывоза наличных денежных средств из республики.
4. Общее ускорение оборота денежных средств.
5. Привлечение денежных средств населения для последующего инвестирования их в экономику республики, в том числе инвестирования местных производителей легкой и пищевой промышленности Республики Бурятия, оптовых розничных предприятий торговли, сферы обслуживания.
В целях выполнения возложенных на Республиканскую платежную систему задач устанавливаются следующие принципы функционирования:
- добровольность участия в республиканской платежной системе населения, торговых и сервисных предприятий, банков-участников;
- экономическая привлекательность вложения средств для физических и юридических лиц в систему безналичного обращения;
- независимость платежного оборота системы от финансового состояния отдельных банков и их объединений, работающих в данной системе, в том числе и с точки сохранности средств;
- минимизация затрат участников программы при ее реализации и дальнейшем сопровождением.
- безопасность функционирования, обеспеченная постоянным контролем за финансовой деятельностью банка-агента, банков-участников и иных участников системы.
В основу Республиканской платежной системы легла российская межрегиональная платежная система «Золотая Корона».
Республиканская платежная система «BaikalCard» эмитирует пока только дебетовые карточки (хотя «Золотая корона» эмитирует кредитовые карточки), т. е. денежные средства на карточку должен вносить сам владелец или кто-либо другой, например, предприятие вносит заработную плату своим работникам сразу на карточке [40].
В БайкалБанке (банк-агент Республиканской платежной системы) находится в состоянии разработки ряд проектов:
Внедрение кредитовой карточки, т.е. банк-агент Республиканской платежной системы в пределах определенного лимита, в разрезе каждого клиента, будет контролировать владельца карточки. При отсутствии собственных денежных средств владелец карточки «BaikalCard» может получить недостающие ему в данный момент времени денежные средства в кредит. Предполагаемый размер кредита 80 % от перечисляемой заработной платы по льготной процентной ставке, кредит оформляется в режиме овердрафта, т.е. клиент может получить кредит в любой момент времени и нет необходимости каждый раз обращаться в банк.
Оплата коммунальных платежей через пластиковую карточку Республиканской платежной системы «BaikalCard», а именно, оплата электроэнергии, услуг связи, квартплаты и т.п.
Через пластиковую карточку «BaikalCard» осуществляются международные переводы по самой быстрой в мире платежной системе «Вестерн Юнион».
В 2007 году осуществляли эмиссию и эквайринг банковских карт две кредитные организации и три филиала кредитной организации. АК «БайкалБанк» эмитировал платежные карты «Золотая корона» с логотипом «Байкалкард»; КБ «Сибирское ОВК» - платежные карты общероссийской системы STB Card и международных систем Visa, Europay; Бурятское отделение Сбербанка РФ – платежные карты АС «Сберкарт» и международные платежные карты Visa, Europay; Филиал «Бин-Азия» АКБ «БИН» - международные карты Cirrus/Maestro; БФ «Банка Москвы» - международных систем Visa, Europay.
Рисунок 11 Динамика объемов расчетов посредством пластиковых карт в Республике Бурятия
По состоянию на 1 января 2007 участниками систем расчетов в республике использовалось 77,3 тысяч банковских платежных карт по сравнению с показателем на 1 января 2008 года их количество возросло в 1,5 раза. На рост количества банковских карт повлияла работа, проводимая кредитными организациями по заключению «зарплатных» и «студенческих» договоров с предприятиями и организациями республики, по расширению инфраструктуры обслуживания банковских карт [30].
«Зарплатными» и «студенческими» проектами в 2007 году были охвачены 237 предприятий города и три высших заведения. В года заключены «зарплатные» договоры со 100 предприятиями и организациями республики, в результате чего дополнительно открыто 20 тысяч картсчетов.
Карточки к оплате принимались 274 предприятиями торговли и сервиса, по сравнению с соответствующим периодом 2006года их количество увеличилось в 1,6 раза (на 1 января 2008 года – 169 предприятий торговли и сервиса).
По состоянию на 1 января 2008года открыто 88 пунктов выдачи наличных денежных средств и установлено 27 банкоматов.
По сравнению с 2006 годом оплата товаров и услуг, совершенных с использованием банковских карт в республике, в 2007году увеличилось по количеству сделок в 1,9 раза, по сумме в 2,2 раза, по снятию наличных денег с картсчетов увеличилось по количеству в 1,4 раза, по сумме в 1,9 раза.
Проводимые кредитными организациями мероприятия способствовали увеличению удельного веса оплаты товаров и услуг с использованием карт по количеству на 5,6 п.п., по сумме на 1,6 п.п. и соответственно сокращению удельного веса операций по снятию наличных денег через картсчета.
В результате доля совершенных в республике безналичных операций с использованием банковских карт в общем объеме платных услуг населению, оборотов общественного питания и розничной торговли возросла на 0,5 п.п. и составила 1,1 %.
Развитие системы обращения банковских карт важно с точки зрения внедрения цивилизованных способов расчетов и является одним из путей возможной легализации части денежных потоков. Банковские карты – это не только инструмент привлечения средств населения, но и один из способов получения кредитными организациями непроцентных доходов. Это также инструмент кредитования физических лиц.
Развитие инфраструктуры обслуживания карт должно происходить за счет более эффективного использования имеющейся сети, продвижения ее в районы, модернизации банковского оборудования, а также за счет увеличения точек приема карт в городе Улан-Удэ.
Для развития пластиковых форм расчетов необходимо эмитировать кредитные карточки, так как они более удобны для населения, а также позволяют осуществлять кредитные операции. А более широкого привлечения юридических и физических лиц снизить взимаемую комиссию.
Развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских платежных карт позволит:
- увеличить долю безналичного оборота, снизить наличную денежную массу в обороте, уменьшить затраты на ее содержание.
- автоматизировать платежи в сфере торговли и услуг
- повысить собираемость налогов, обеспечить своевременность поступлений в бюджет.
3.2 Развитие электронных расчетов
Электронные расчеты – это комплекс услуг для клиента, основывающийся на передаче корреспонденту-клиенту соответствующим образом зашифрованных и подписанных документов по линиям телефонной связи.
Проведение банками республики мероприятий по внедрению новых технологий и методов передачи платежной информации обеспечило приоритетное развитие электронных платежей. В 2002 году кредитными организациями республики 97,2 % от общего количества расчетных документов и 96,2 % всех платежей по сумме совершалось электронным способом против 80,6 % по количеству и 88,3 % по сумме платежей.
Таким образом, электронные расчеты осуществляются и в республике Бурятия. Их примером могут служить расчеты, осуществляемые посредством системы «Банк-Клиент».
Система «Банк-Клиент» представляет собой программно-технический комплекс, который позволяет юридическому или физическому лицу передавать в обслуживающий его банк по линиям связи в электронной форме расчетные документы и иную информацию.
Для работы с данной системой в компьютер клиента загружается специальная программа. Связь с компьютером банка осуществляется через телефонную сеть с помощью модема. Каждому пользователю системы «Банк-Клиент» присваивается идентификационное имя и пароль, без знания которых связь с банком невозможна. Безопасность передачи расчетных документов обеспечивается за счет использования специального алгоритма создания и проверки контрольного ключа по всем реквизитам этих документов. Кроме того, подлинность расчетных документов и иной передаваемой информации подтверждается с помощью электронного аналога подписи клиента.
Для принятия решения о внедрении системы «Клиент-Банк» необходимо рассмотреть ее достоинства и неудобства, как для клиента так и для банка.
Таблица 3.1 Достоинства и недостатки системы «Клиент-Банк» Для клиента
Достоинства | Недостатки |
- позволяет работать со своими счетами не выходя из конторы; - обеспечивает более полную защиту информации о счетах; - позволяет получать разнообразную справочную информацию из банков в едином связанном виде; - позволяет выбирать банк, не обращая особого внимания на территориальную удаленность.
|
- иногда требует дополнительного оборудования и более высокой квалификации пользователей компьютера; - часто требует некоторого времени для повышения квалификации сотрудников для работы с электронными документами. |
Для банка
Достоинства | Недостатки |
- экономит время операционистов на прием и обработку документов клиентов - позволяет унифицировать работу с документами клиентов и обеспечение их разнообразной информацией - выступает фактором в конкурентной борьбе за клиентов - позволяет получать дополнительный доход
|
- требует затрат на приобретение либо создание системы, ее внедрение и обучение сотрудников - требует затрат на обслуживание, в том числе каналов связи высокой пропускной способности при обслуживании большого числа клиентов |