Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:01, шпаргалка

Описание работы

Это готовая шпаргалка, написанная реальным преподавателем. Здесь изложено все необходимое по предмету, а остальное - дело техники.

Содержание

1. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ТОВАР И ДЕНЬГИ
2. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
3. СТОИМОСТЬ, ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ, ЗАКОН СТОИМОСТИ
4. ДЕНЬГИ КАК РАЗВИТАЯ ФОРМА ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ
5. СПРОС. ЗАКОН СПРОСА
6. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
7. ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ
8. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
9. РЫНОЧНАЯ ЦЕНА. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
10. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
11. ПОНЯТИЕ РЫНКА
12. ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКА
13. ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА. РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО
14. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
15. ПОНЯТИЕ ДЕНЕГ
16. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
17. ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ИНФЛЯЦИЯ
18. ПАРАДОКС ЦЕННОСТИ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК
19. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
20. ЭТАПЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
21. ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА И ИЗДЕРЖЕК
22. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
23. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ НАЛОГОВ И СУБСИДИЙ
24. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ
25. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЫНОЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ С ПОМОЩЬЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
26.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
27. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ
28. МОНОПОЛИЯ
29. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
30. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
31. ОЛИГОПОЛИЯ
32. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
33. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ
34. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИЛЫ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
35. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
36. РАБОЧАЯ СИЛА
37. ПОНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО СОСТАВА
38. ПОНЯТИЕ ИНФЛЯЦИИ
39. БЕЗРАБОТИЦА
40. РЕНТА
41. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
42. КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ
43. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
44. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
45. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
46. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
47. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
48. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
49. СУЩНОСТЬ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ
50. ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА
51. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
52. РИСКИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
53. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ
54. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ
55. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ. ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ
56. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
56. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ
58. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
59. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
60. ПРАВИЛА МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ
61. ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ
62. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА
63. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
64. РЫНОК ТРУДА
65. РЫНОК ЗЕМЛИ
66. РЫНОК КАПИТАЛА
67. СТАДИИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА
68. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОМБИНАЦИЯ
69. ПОНЯТИЕ ФИРМЫ
70. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ И РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ
71. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
72. ВАРИАНТЫ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
73. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ
74. МАРКЕТИНГ
75. БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ
76. ИЗДЕРЖКИ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
77. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
78. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
79. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
80. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ
81. ИЗНОС
82. АМОРТИЗАЦИЯ
83. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
84. ВИДЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ФОРМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
85. ФУНКЦИИ ЗАКОНА СТОИМОСТИ
86. ОТДАЧА ОТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА
87. ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
88. НАЛОГИ
89. ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ
90. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка по микроэкономике_Левкина Е.В_2010 -64с.doc

— 977.00 Кб (Скачать)

В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения  суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.

Эффект замещения в большей части на рынке преобладает. В какой же ситуации эффект дохода может преобладать над эффектом замещения? Конечно, не в той, когда товар (например, фарфоровая посуда) занимает относительно незначительную часть в бюджете того или иного потребителя. Падение цены на фарфоровую посуду сделает потребителя ненамного «богаче» и создаст относительно небольшой эффект дохода. Тем не менее кривая спроса может иметь и положительный наклон, если товары низкого качества составят значительную часть бюджета потребителя.

Существует мнение, что изменение  цены вызывает эффект замещения, а изменение  дохода приводит только к эффекту  дохода. Это неверное утверждение, так  как любое изменение цены на рынке  может вызвать как эффект дохода, так и эффект замещения.

Эффект замещения и эффект дохода позволяют определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.

62. ЗАНЯТОСТЬ  И БЕЗРАБОТИЦА 

 

По структуре выделяют отраслевую, профессиональную и квалификационную занятость, а также по секторам экономики. Научно-технический прогресс влияет на изменение в структуре занятости. Высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. В этой связи необходимо отметить, что для рыночной экономики неприемлема категория «полной занятости», в том числе и по вполне «естественным» причинам.

Во-первых, значительная часть работников в течение своей трудовой активности по различным причинам меняет место  работы по собственному желанию. При  этом до поступления на другое место  работы может пройти тот или иной промежуток времени, в течение которого указанные лица относятся к категории незанятых. Данная категория составляет так называемую фрикционную безработицу.

Во-вторых, научно-технический прогресс постоянно перестраивает структуру  производства, и в этой связи возникает проблема несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. В результате на каждого незанятого вследствие закрытия «старых» отраслей может приходиться лишь несколько вакантных мест в «новых» отраслях. Указанное явление носит название структурной, или технологической, безработицы. Для ее преодоления как государством, так и частными фирмами создается сеть центров по переподготовке кадров.

В-третьих, цикличность развития рыночной экономики приводит к сокращению спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса. Соответственно, возникает циклическая безработица. Ликвидировать этот вид безработицы не представляется возможным, так как нельзя отменить цикличность экономического роста. Другое дело, что антикризисные мероприятия могут «сгладить» экономический спад и, соответственно, уменьшить число временно высвобождаемых работников.

В-четвертых, существует скрытая безработица, которая возникает за счет сезонных работ, особенно в строительстве  и сельском хозяйстве.

Актуальной проблемой в связи  с безработицей является миграция рабочей  силы, которая выступает в двух формах: внутренней и внешней. При  этом экспорт рабочей силы эффективнее  экспорта товаров.

Труд иммигрантов сейчас широко используется. Но в большинстве стран процесс миграции рабочей силы поставлен под контроль государства.

Предприниматели должны согласовать  вопросы найма иностранцев с  государственными органами. Так, в Германии необходимо получить специальное разрешение.

Безработные – это незанятые люди, активно ищущие работу. Уровень безработицы определяется как отношение незанятого, но желающего работать населения к предложению рабочей силы.

Безработицу можно измерить следующими показателями:

1) уровнем безработицы;

2) средней продолжительностью безработицы;

3) естественным уровнем безработицы.  Это доля безработных, которая  соответствует целесообразному  уровню полной занятости в  экономике. В современных условиях  естественный уровень безработицы  составляет 5,5-6,5%.

Выделяются несколько видов  безработицы.

1. Добровольная безработица – это люди, которым лучше не работать, чем получать предлагаемую заработную плату.

2. Вынужденная – такая безработица,  которая возникает в условиях  фиксированной зарплаты.

63. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА  И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 

 

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В  теоретическом отношении решение  поставленного вопроса углубляет  познания о функциях государства. В  практическом плане определенное разграничение указанных понятий направлено на совершенствование структуры и повседневной деятельности государственных органов

Функции государства  – такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.

Функции государственных  органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.

Функции государства выполняются  всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).

Функции органа государства и его  компетенция -не совпадающие понятия. Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Компетенция же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ.

Таким образом, функции государственных органов являются юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства, которые определяются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества. Тем не менее содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц.

В отличие от функций государственных  органов, функции государства выступают  как политико-философское понятие. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей. Перед государством не может стоять вопрос: осуществлять или не осуществлять ему свои функции. Их проведение обязательно и необходимо для существования и развития всякого государства, так как в функциях выражается его сущность, его внутренняя природа.

Функции государственных органов  по своему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. Поэтому деятельность государственных  органов должна быть строго согласована  с функциями государства. Это  правило распространяется на законы и иные нормативные акты, формулирующие права и обязанности органов государства, т.е. их функции.

Понятие функций государственных  органов не тождественно понятию  конкретных действий этих органов. Функции  государственных органов стоят ближе к конкретной деятельности, нежели функции самого государства. Однако как ни близки функции государственных органов к их практической деятельности, эти понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т.е. реализацию их функций, а не сами функции.

Из этого вытекает, что функции  государственных органов являются понятием общим по отношению к  их практическим действиям. Однако оно  более конкретно по сравнению  с понятием функций государства. Следовательно, функции государственных органов располагаются между функциями государства и его практической деятельностью.

64. РЫНОК ТРУДА 

 

Сущность рынка труда. Рынок труда – система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей.

Рынок труда представляет собой  систему общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство  и эффективное использование  товара «рабочая сила». Рынок труда  выполняет функции механизма  распределения и перераспределения рабочей силы по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности.

Основные элементы этого механизма:

1) предложение рабочей силы позволяет  определить численность и состав  различных категорий граждан  попадающих на рынок труда  (по полу, возрасту, образованию, профессиям, квалификации и т.д.).К их числу относятся:

– высвобожденные работники, контингент которых формируется за счет падения объема производства, сокращения финансирования из госбюджета, трансформации госсектора;

– молодежь, не продолжающая дальнейшую учебу или не поступившая на работу после окончания учебных заведений;

– лица, освобожденные из мест лишения свободы;

– уволенные по причине текучести кадров;

– мигранты трудоспособного возраста;

2) спрос на рабочую силу. Устойчивость спроса на труд будет зависеть:

– от производительности при создании товара (услуги);

– от рыночной стоимости товара, произведенного с его помощью.

В результате действия экономических  факторов происходит сокращение потребности  предприятий государственного сектора экономики в работниках.

Одновременно развитие негосударственного сектора экономики сопровождается увеличением численности занятых; 3)соотношение спроса и предложения  рабочей силы. При рассмотрении этого  показателя определяются:

– тенденция превышения предложения над спросом,

– дисбаланс спроса и предложения, вызванный прежде всего нарушением хозяйственных связей, договорных обязательств и финансовых затруднений.

Значение рынка труда. Рынок труда приводит в движение все другие рынки, ресурсы, ибо здесь формируется и распределяется по профессиям, предприятиям, регионам и отраслям и включается в действие наиболее важный национальный ресурс – рабочая сила.

Через рынок труда обеспечивается занятость экономически активного  населения, его включение в  сферу производства и в сферу услуг, создается возможность получения необходимого заработка.

Через рынок идет комплектование предприятий  нужной рабочей силой, в необходимых  количествах и должного качества. Рынок труда показывает, какие  профессии нужны, а какие имеются в излишестве, что должны делать ищущие работу в своей подготовке, переподготовке, расширении имеющихся знаний и умений для получения работы. В связи с вышесказанным видно, что рынок труда является важным источником информации.

Рынок через конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению профессионального мастерства, повышению их квалификации и универсализации.

Рынок труда регулирует складывающиеся на нем потоки рабочей силы.

Рынок труда обеспечивает распределение  и перераспределение экономически активного населения в связи со структурными изменениями в экономике.

65. РЫНОК ЗЕМЛИ 

 

Одним из главных факторов производства является земля. Под землей как ресурсом понимается не только сама земля, но и  все природные богатства, находящиеся  на ней.

Особенность рынка земли. Особенностью этого рынка является ограниченность (иногда и невозможность) воспроизводства. В силу ограниченности данного ресурса собственность на землю является самым доходным видом собственности. Экономическая реализация данного вида собственности чаще всего производится не путем ее продажи, а через сдачу в аренду и получение дохода в виде ренты. Рента – это плата за пользование землей.

Проблемы рынка земли. При огромном земельном потенциале России широкомасштабная платная приватизация земли сдерживается низкой платежеспособностью российских граждан и предприятий. Попытки решить эту проблему через бесплатную передачу или через выпуск земельных приватизационных чеков тоже чреваты серьезными отрицательными последствиями. Массовых спекуляций землей и земельными чеками при этом не избежать. Имущественные права на землю через некоторое время будут сосредоточены в руках крупных банков и иностранных юридических лиц.

На первом этапе как в аграрном, так и промышленном секторе в  качестве основной формы землепользования может быть сохранена аренда земли с правом ее последующего выкупа, с контролем государственных органов за ее использованием.

Одновременно должны целенаправленно  изыскиваться земельные резервы  для решения ключевых задач, таких как жилищное и дачное строительство, пригородное садоводство, фермерство, промышленное и иное строительство. Для создания таких резервов должны быть разработаны и узаконены процедуры изъятия земель у убыточных колхозов и совхозов с объявлением их банкротами,изъятия земель у тех предприятий и организаций, которые не обеспечивают нормативных сроков освоения предоставленных им ранее для строительства или иных целей площадок. Именно эти земли должны стать тем источником открытой аукционной и конкурсной продажи, которая будет реально наполнять федеральный и местный бюджет не символическими суммами или приватизационными чеками, а полновесными деньгами.

Целевое назначение рынка  труда Земля как непременный фактор производства имеет ряд существенных особенностей:

1) ограниченность земельных участков;

2) зависимость эффективности их  использования от местоположения, природных свойств, рельефа местности;

3) особенности и в правовом  режиме использования земель, включая  их назначение, обременения и  ограничения в их использовании.

По своему целевому назначению земли  обычно делятся на семь категорий:

1) земли населенных пунктов;

2) сельскохозяйственные;

3) промышленности;

4) природоохранные;

5) водного фонда;

6) лесного фонда;

7) запаса.

Налог на землю. Чем выше стоимость земли, тем больше сумма налога на нее. Именно из этого налога, поступающего в местный бюджет, оплачивается строительство дорог, создание инфраструктур и многое другое.

Если собственник не в состоянии  эффективно использовать свою недвижимость, то налог оказывается чрезмерно велик. Недвижимость приходится продавать. Старый владелец получает за нее рыночную стоимость, кто-то другой будет готов к уплате высокого налога, обеспечив более эффективное использование.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"