Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования.
Под ипотечным кредитом понимается ссуда под залог недвижимости. Она выдается на приобретение, строительство жилья, покупку земли, т.е. имеет долгосрочный характер. Ипотечный кредит считается одним из наиболее «надежных» для кредитора. Межбанковский кредит — это такая форма кредита, при которой и заемщиком, и кредитором выступают банки.
Межхозяйственный кредит сходен с коммерческим кредитом, но не имеет товарной основы: подразумевает предоставление денежных средств взаймы различными хозяйствующими субъектами.
Государственный кредит
следует подразделять на собственно
государственный кредит и государственный
долг. В первом случае кредитные
институты государства
Международный кредит отражает движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные фирмы, банки, государственные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.
24 Кредитная и банковская система в рыночной экономике.
Кредитная система государства.
Кредитную систему рассматривают как 1) совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования; 2) совокупность кредитно-финансовых институтов.
Кредитно-расчетные отношения связаны с движением ссудного капитала и включают, как отмечалось выше, различные формы кредита. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуд фирмам, правительству и частным лицам.
Кредитно-финансовые институты подразделяются на: 1) центральные банки; 2) коммерческие банки; 3) специализированные кредитно-финансовые институты (кредитные организации).
Центральные банки — это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое место, будучи «банками банков», и являются, как правило, государственными учреждениями.
Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов.
Специализированные кредитно-финансовые институты включают банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования. Так, внешнеторговые банки специализируются на кредитовании экспорта и импорта товаров, а ипотечные банки и компании — на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли и строений).
Сущность и функции кредита в его различных формах реализуются через кредитную систему. Традиционно кредитная система рассматривается в двух аспектах: функциональном и институциональном.
С точки зрения функционального аспекта, под кредитной системой понимается совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, т.е. кредитная система представлена банковским, коммерческим, потребительским, государственным и международным кредитом.
С точки зрения институционального аспекта, кредитная система представляет собой совокупность кредитных институтов, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства в соответствии с основными принципами кредитования.
Кредитный институт представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли может осуществлять все или часть из следующих банковских операций:
— привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, причем привлекать денежные средства физических лиц могут только организации старше одного года;
— размещение этих средств от своего имени и за свой счет;
— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
— осуществление расчетов по поручению владельцев счетов;
— инкассация денежных документов, средств и кассовое обслуживание;
— купля и продажа иностранной валюты;
— привлечение и размещение драгоценных металлов;
— выдача гарантий.
При этом банки — это кредитные организации, которые имеют право в комплексе осуществлять первые три операции, а небанковские кредитные организации могут осуществлять лишь отдельные банковские операции. Кредитные организации могут также осуществлять различные виды сделок: факторинговые, трастовые и лизинговые операции, выдавать поручительства, сдавать в аренду сейфы, консультировать и заниматься иной деятельностью, кроме производственной, торговой, страховой.
Для решения совместных задач, не преследующих цели извлечения прибыли, кредитные организации могут образовывать союзы и ассоциации, а для совместного осуществления банковских операций — группы, и холдинги. Кредитные организации осуществляют свою деятельность на основании действующего законодательства, своего устава и полученной лицензии, формируют свой уставной капитал не ниже определенного уровня.
Кредитные системы отдельных стран при всем их разнообразии имеют общие черты. Они складываются из банковской системы и совокупности так называемых небанковских банков, т.е. небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их на условиях срочности, платности и возвратности. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые учреждения представлены инвестиционными фондами, финансовыми и страховыми
Обязательные сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства, это и есть налоги. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов гос-ва. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также гасить возникающие «сбои» в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах гос-ва, к-рые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налога относятся:
А.Смит сформулировал 4 основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе:
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного, тройного обложения.
Можно отметить еще 2 принципа налогообложения-справедливость по горизонтали и
справедливость по вертикали. Справедливость по гориз. предполагает, что равные по доходам лица должны платить равные налоги. Принцип справедливости по вертик. заключается в том, что если равные по экономическому положению и социальному положению налогоплательщики платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные налоги.
26.Виды налогов. Налог на добавленную стоимость.Ставка налога- величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, ед-ца земельной площади, ед-ца измерения товара и т.п.). различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки.
Твердые ставки устан-ся в абсолютной сумме на ед-цу обложения, независимо от размеров дохода (н-р, на тонну нефти). Пропорциональные-действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации нго величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только все большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю. Прогрессивные налоги-это те налоги, бремя к-рых сильнее «давит» на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение вел-ны ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно (подоходный налог с юридич. и физич. лиц, налог на недвижимость, налог на операции с ценными бумагами т.п.) и прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги-налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (н-р, акцизы).
В зав-ти от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов госуд-го и местных бюджетов без закрепления за к-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (н-р, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).
Налоги в России разделены на 3 вида: федеральные, республиканские (в составе РФ) и местные.
Федеральные налоги устан-ся и вводятся парламентом РФ и взимаются на всей территории. Все республиканские налоги (как и федеральные) явл-ся общеобязательными. При этом сумма платежей, н-р по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, а также в бюджеты города и района, на территории к-рого нах-ся предприятие.
Местные налоги лишь частично явл-ся общеобязательными (н-р, налог на имущество физич. лиц). Часть налогов может вводиться (или не вводиться) по решению местных властей.
Существуют следующие основные налоги: подоходный, НДС и взносы на социальное страхование.
Налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает зарплату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию и т.п. Ставки НДС не превышают 20-30%.
НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов. НДС позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации. НДС имеет преимущества как для гос-ва, так и для налогоплательщиков: от него труднее уклониться, с ним связано меньше экономич. нарушений, он повышает заинтересованность в росте доходов, к тому же для налогоплательщиков предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов.
НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товара к потребителю.
Фактически НДС-это налог не на производителя, а на потребителя, т.к. в условиях свободных цен ничто не помешает продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Предприятия явл-ся здесь лишь своего рода сборщиками налогов. Еще одной особенностью НДС явл-ся то, что это внутренний налог-при вывозе товаров за границу его вел-на должна компенсироваться покупателю.
От НДС освобождаются: товары, экспортируемые за пределы РФ; услуги городского пассажирского транспорта; услуги в сфере народного образования, культурной и спортивной деятельности; кварплата и др.
27 Социальное страхование, обеспечение и зашита в рыночной экономике.
Социальная политика — это деятельность государства по управлению социальными процессами в обществе, обеспечению материальных и культурных потребностей, регулированию процессов социальной дифференциации, позволяющей каждому члену общества реализовать его социально-экономические права, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности.
Для осуществления социальной политики государство решает ряд задач, среди которых:
• регулирование
социально-трудовых отношений
(заработной платы, доходов, цен, условий
труда и воспроизводства
• формирование и поддержание экономических стимулов для участия в общественном производстве;
• социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;
• развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальных услуг, транспорта, образования, здравоохранения), качество и характер продукции которых отвечают условиям жизнедеятельности,' воспроизводства населения и всестороннего развития человека.