Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Работа содержит 1 файл

Шпоры по экономике.doc

— 1,015.00 Кб (Скачать)

 

31. Труд как  фактор производства и его  рынок. Спрос на труд и предложение.

Рынок представляет собой  пространство, на котором взаимодействуют  продавцы и покупатели, в результате чего для каждого стандартного товара (или услуги), устанавливается равновесная  цена и равновесный объем предложения. Данное понятие рынка должно быть скорректировано, если речь  идет о таком специфическом товаре как труд. Это связано с тем, что носитель труда (работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду, но и целым спектром других качеств: мотивами трудового поведения, жизненным опытом, психофизиологическими особенностями. В этой связи понятие «рынок труда» носит в какой-то степени абстрактный характер.

Необходимо отметить, что труд имеет не только экономическую ценность (важнейший производственный фактор, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества), но и социальную, так как является источником дохода, определяет социальный статус человека в обществе. Несмотря на «гуманистическую» специфику рынка труда, в экономической теории абстрагируются от этих характеристик и определяют данный вид рынка как пространство, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса и предложения.

Спрос на труд, как на всякий ресурс, является производной, то есть зависит от спроса на продукцию, которая производится с помощью данного вида труда. В свою очередь фирма определяя количество работников, которое необходимо нанять, должна учитывать «цену труда», то есть заработную плату, а цена труда зависит от его предельной производительности. Она вычисляется по формуле:

,

где MPL – предельная производительность труда;

ΔQ – прирост продукции, вызванный дополнительной единицей труда;

ΔS – дополнительная единица труда.

Однако фирму интересует не только величина дополнительной продукции, выпущенная в результате наема нового работника, но и то, какой доход она получить от продажи продукции, созданный добавочной единицей труда. Определить это можно по формуле предельного дохода от продукта труда (MRPL):

,

где MRPL – предельный доход от продукции труда;

ΔR – прирост дохода, вызванной дополнительной единицей труда.

Практика показывает: при неизменной величине других факторов производство дополнительного увеличения численности работников приводит к тому, что MRPL сначала расчет (это увеличивает доход фирмы), а затем начинает снижаться( – это уменьшает доход фирмы), то есть с увеличением численности персонала и при неизменном оборудовании доля капитала приходящаяся на каждого работника, начинает снижаться, что приводит сначала к уменьшению прироста продукции, затем к стабилизации ее объема и, наконец, к абсолютному уменьшению.

В этой связи фирме  важно определить, какова должна быть оптимальная численность занятных, которая обеспечивала максимальную прибыль предприятию. В экономической теории эта зависимость называется «прибыль – максимизирующая занятность» и определяется по формуле:

,

где W – ставка заработной платы.

Графически это можно изобразить следующим образом

Отсюда видно, что ставки заработной платы соответствует  численность работников, равное L1; снижение заработной платы W1 до W2 даст возможность фирме привлечь уже L2 работников. Таким образом, используя правило «прибыль максимизирующая занятость», предприятие может определить оптимальную численность персонала.

 

32 Рынок ценных бумаг и денежный рынок. Предложение денег и спрос на деньги.

На рынке ценных бумаг  обращаются средне- и долгосрочные ценные бумаги. Под ценной бумагой понимается продаваемый и покупаемый финансовый документ, дающий право его владельцу на получение в будущем денежной наличности. К ценным бумагам относятся вексель, чек, акция, облигация, депозитный сертификат, казначейское обязательство или другие аналогичные документы.

Существуют различные  виды ценных бумаг.

1. Ценные бумаги с  фиксированным доходом ( долговое  обязательство )     представлены  облигациями, депозитными сертификатами,  векселями. 

Облигации – долговые обязательства корпорации, выпускаемые обычно большими партиями. Депозитный сертификат – финансовый документ, выпускаемый кредитными учреждениями. Вексель – необеспеченное обещание корпорации – должника выплатить в назначенный срок долг и процент по нему. Государственные ценные бумаги – это долговые обязательства правительства.

2. ценные бумаги с  нефиксированным доходом. Это  прежде всего акции, т.е. ценные  бумаги, удостоверяющие владение  паем в капитале акционерного  общества и дающие право на  получение части прибыли в виде дивиденда.

3. Смешанные формы.  Здесь надо назвать конверсионные  долговые обязательства и опционные  займы, которые обладают известными  сходством с промышленными облигациями  и представляют собой переходную  к акциям форму ценной бумаги  с фиксированным доходом.

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Равновесие на денежном рынке является подвижным, т.е. оно постоянно меняется под воздействием ряда факторов.

При увеличении предложения  денег возникает их кратковременный избыток. Люди стремятся уменьшить количество своих денежных запасов путем покупки других финансовых активов (например, облигаций). Спрос на них растет, цены соответственно увеличиваются процентная ставка или альтернативная стоимость хранения не приносящих процентов денег падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество наличности и чековых вкладов, которые они готовы держать на руках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предложении денег и меньшем проценте.

При уменьшении предложения  денег равновесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первоначальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная  ставке процента.

        Пусть спрос на деньги возрос вследствие роста номинального ВНП, т.е. население и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной форме. Но при неизменном  предложении  денег равновесие  может установиться.

Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку, как подчеркивалось ранее, при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг.

Спрос на деньги формируется из: 1) спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и 2) спроса на деньги как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Вместе с тем спрос  на денежном рынке отличается от привычного тем, что фактически это спрос на капитал в денежной форме. Сумма необходимых денег — это денежный капитал, который люди желают иметь в определенный период времени при специфических условиях.

 Следовательно, спрос  на деньги зависит от того, насколько ценится на данный  момент свойство ликвидности.

Распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации, зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и выше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги (ниже спекулятивный спрос).

Итак, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального ВНП.

   В любом случае проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк в соответствии с присущими ему функциями, а объектами политики являются спрос и предложение на  денежном рынке.

Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос и предложение денег а также формирование равновесной «цены» денег.Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении. Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся перед денежно-кредитной системой страны:

Если целью денежно-кредитной  политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении.

 

33. Потребительские  товары и их рынки. Спрос  на потребительские товары и  их предложение.

     Потребитель и фирма являются главными агентами рыночных отношений. Они формируют спрос, и предложение на рынке взаимодействуют в процессе установления равновесной цены. При этом современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – «высшая и последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он в конечном счете оценивает результаты труда производителя, «голосуя» своими рублями «за» или «против» выпущенных товаров. Решения отдельных потребителей лежат в основе рыночного спроса.

     Каждый  потребитель вынужден решать для себя три вопроса:

1) Что купить? 2) Сколько  стоит? 3)Хватит ли денег на  покупку? Чтобы ответить на  первый вопрос, нам необходимо  выяснить полезность блага для  потребителя. Чтобы ответить на  второй вопрос – исследовать  цену. Чтобы решить третий – определить доход потребителя. Эти три проблемы – полезность, цена, доход – составляют содержание теории потребителя. Все они взаимосвязаны. Очевидно, что существует некоторая связь между спросом, полезностью товара и его ценой. На первый взгляд может показаться, что более полезное благо должно иметь и более высокую цену, однако это далеко не так. Возьмем, например, воду, полезность которой для всего живого, в том числе и для человека, не полежит сомнению, но цена воды часто приближается к нулю. С другой стороны, мы наблюдаем, что бриллианты, которые значительно менее полезны для жизни человека, имеют довольно высокие цены.

     Теория  потребителя исследует основные  принципы потребительского выбора (поведения), в основе которых  лежат такие понятия, как полезность блага, его цена, доход потребителя.

     Полезность  – синоним таких понятий, как  благосостояние, экономическое благосостояние, удовольствие и даже счастье.  Экономисты рассматривают не  полезность благ вообще, например  воды или бриллиантов, а полезность определенного количества того или иного блага. Поскольку потребитель нуждается не в благе вообще, а в определенном его количестве, то потребность в нем удовлетворяется в соответствии с законом насыщения потребителей.

     Первый  закон Госсена (закон убывающей предельной полезности) гласит, что при последовательном потреблении единиц какого-то блага их полезности падает.

      Цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех потребленных благ. Это принцип вошел в науку как второй закон Госсена.

     Для моделирования  потребительского поведения, то  есть спроса отдельного потребителя, используются такие инструменты, как кривые безразличия и бюджетное ограничение.

     Кривая  безразличия – это множество  точек, каждая их которых представляет  собой такой набор из двух  товаров, что потребителю безразлично,  какой из этих наборов выбрать  – они имеют одинаковую полезность, то есть равноценны. Кривая безразличия обычно выпукла к началу координат.

     Для изображения  множества доступных потребителю  товарных наборов используется  бюджетная линия (линия цен  или линия расходов). Смысл бюджетного  ограничения состоит в том, что доход потребителя равен сумме расходов на покупку товаров Х и У.

     Оптимум  потребителя (максимум благосостояния  при данном ограничении) достигается  в точке касания бюджетной  линии к кривой безразличия.

 

34. Предпринимательство. Прибыль, как факторный доход от предпринимательства.            Развитие предпринимательства в РБ.

     При рыночной  экономики хозяйственная деятельность  принимает характер предпринимательской  деятельности (бизнеса). Она состоит  в организации и соединении факторов производства для создания товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности и материальные интересы предпринимателя в получении прибыли.

     Предпринимательство как фактор производства. В своей деятельности предприниматель обычно выполняет три основные функции. Во-первых, факторную, состоящую в мобилизации денежных накоплений, средств производства, работников и других факторов, необходимых для предпринимательской деятельности. Во-вторых, организаторскую, которая состоит в соединении и комбинировании факторов производства, чтобы обеспечить достижение поставленной цели. В-третьих, творческую, связанную с новаторством, инициативой, предприимчивостью и риском, роль, которых в условиях НТР и усиления конкуренции выросла.

     Многообразие  форм предпринимательской деятельности, которая свойственна современной рыночной экономике, содействует развитию, как государственного, так и частного сектора. При этом высокие результаты предпринимательской деятельности зависят не только от форм собственности и хозяйствования, но и качества управления, организации труда и производства, эффективности использования факторов производства.

    Многообразная  деятельность предпринимателя отличается  от деятельности менеджера. Он  является самостоятельным субъектом  рынка, который действует на свой страх и риск, под свою имущественную и другую ответственность. Главное, чем отличается предприниматель от других субъектов экономики,- это предпринимательский доход (прибыль предпринимателя), который меньше, чем валовая и чистая прибыль. Свой личный предпринимательский доход (прибыль) за свои услуги, творчество и риск предприниматель, являющийся собственником факторов производства, получает из чистой прибыли фирмы. Свою прибыль предприниматель должен получать после того, как из валовой прибыли будут сделаны внешние отчисления: налоги, проценты за кредит, арендная плата, отчисление в благотворительные фонды и др., а из оставшейся чистой прибыли будут выделены средства на внутренние потребности фирмы. Данная последовательность распределения валовой и чистой прибыли необходима, чтобы фирма выполнила свои обязательства перед государством, наемными работниками и предпринимателем, обеспечила накопление и индивидуальное расширенное производство.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"