Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:31, шпаргалка
1. Теория конкуренции и антимонопольного регулирования. Виды монополий и специфика их проявления на агропродовольственном рынке. Законодательное обеспечение.
2. Формы платы за землю. Порядок отчисления земельного налога на сельскохозяйственного назначения. Налогооблагаемая база.
1. Теория конкуренции и антимонопольного регулирования. Виды монополий и специфика их проявления на агропродовольственном рынке. Законодательное обеспечение.
Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»
Конкуренция – борьба за более выгодные условия производства и сбыта товаров.
Конкуренция – это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается.
Предмет конкуренции – товар или услуга, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги. Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Теории конкуренции.
А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка – автоматически равновесным механизмом рынка. Он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала, регулятору частных и общественных интересов.
Для условий, рассмотренных Д.Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости.
Существенные результаты, дополняющие модель совершенной конкуренции, но с позиции закона стоимости, предложил в «Капитале» К.Маркс. По его мнению, конкуренция, регулируя распределение капитала между отраслями, способствует тенденции нормы прибыли к понижению, образованию средней нормы прибыли. Равенство прибыли во всех отраслях промышленности и народного хозяйства предполагает полную свободу конкуренции, свободу перелива капитала из одной отрасли в другую. А частная собственность на землю создает монополию, помеху этому свободному переливу.
Критики модели совершенной конкуренции указывали на элементы монополии, пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции. Хронический дефицит платежеспособного баланса многих европейских стран, резкое замедление темпов роста экспорта, увеличение могущества монополий и другие последствия первого этапа общего кризиса в начале XX века подтвердили несостоятельность подходов невмешательства в процесс установления рыночного баланса.
Введенное Э.Чемберлен понятие «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию «чистая конкуренция». Он утверждал, что сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. дифференциацией продукта. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны заменителей. Исходя из этого, он полагал, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».
Теории государственного регулирования экономики в рыночном хозяйстве имеют два направления. Одно из них опирается на учение Дж.М. Кейнса и его последователей. Другое направление обосновывает альтернативные кейнсианству концепции, авторов которых принято называть неолибералами.
Функции конкуренции:
1. Функция размещения. Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос.
2. Инновационная функция конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и техники, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг, и т.д.
3. Распределительная функция. Заключается в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями.
4. Контролирующая функция. Конкуренция является инструментом, который препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке.
Степень конкурентности рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок.
Типы строения рынков по Штакельбергу:
Покупатели | Продавцы | ||
| Много | Несколько | Один |
Много | Двухсторонняя полиполия | Олигополия | Монополия |
Несколько | Олигопсония | Двусторонняя олигополия | Монополия, ограниченная олигопсонией |
Один | Монопсония | Монопсония, ограниченная олигополией | Двухсторонняя монополия |
Конкурентоспособность можно определить как степень притягательности продукции фирмы для потребителей, обеспечивающей эффективность функционирования фирмы. Она приносит ощутимые выгоды в себестоимости производства и качестве продукции, но в первую очередь отражается не на величине прибыли, а на жизнеспособности фирмы.
Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причём данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
В экономической литературе присутствует три подхода к определению конкуренции:
1. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.
2. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.
3. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
2. Формы платы за землю. Порядок отчисления земельного налога на сельскохозяйственного назначения. Налогооблагаемая база.
В соответствии с законом Принятый 11 октября 1991 г. Закон РФ "О плате за землю" выделяют три формы платы за землю: 1)земельный налог, 2)арендную плату 3) нормативную цену земли
ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ - по российскому земельному законодательству произво-дится в формах: земельного налога, арендной платы, нормативной цены земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участ ков, в случаях, установленных законодательством, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из по дохода за расчетный срок окупаемости.
ЗН-местный налог.Земельный налог уплачивают граждане и организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения (или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах); занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (или предоставленных для жилищного строительства); предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
Порядок исчисления и уплаты земельного налога.
формула исчисления земельного налога:
Зн = П х С х К
П - площадь участка соответствующего назначения;
С - ставка земельного налога по каждой категории земель, имеющихся у владельца;
К - коэффициент корректировки ставки земельного налога.
В ст.3 Закона РФ "О плате за землю" устанавливается, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
2.Нормативные правовые основы регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве. Государственное регулирование оборота земель с\х назначения.
На сегодняшний день законодательство Российской Федерации, регулирующее оборот сельскохозяйственных земель, состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними федеральных нормативных правовых актов, законов субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации закрепляет основополагающие положения относительно земли в целом: её особую роль в жизнедеятельности народов, формы собственности на землю, правомочия собственников земли; относит правовое регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (регионов). Гражданский кодекс Российской Федерации содержит общие характеристики правового режима земель и, соответственно, земель сельскохозяйственного н
1. Оборот земель сельскохозяйственного назначения
Оборот земель сельскохозяйственного назначения[1] основывается на следующих принципах:
1) сохранение целевого использования земельных участков;
2) установление размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-
3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
4) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;
5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;
6) предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами.
Конституции Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Федеральный закон «О регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения» Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения в целях недопущения обезземеливания крестьян, фермеров, производственных сельскохозяйственных кооперативов, создания земельных латифундий, недопущения удорожания производства продовольствия за счет ренты частной собственности на землю, а также в целях создания условий для включения в рыночные отношения земли как недвижимого имущества, рационального, эффективного его использования, сохранения и повышения стоимости.