Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Экономика".
Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятия и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая вообще не имеет собственных источников доходов ( библиотеки, архивы ), либо недостаточно для обеспечения должного уровня развития ( театры, музеи, фундаментальная наука ).
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений, она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансовых домохозяйств.
Централизованные финансы – это госбюджетная система, госкредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования.
Децентрализованные финансы – финансы фирм и предприятий различных форм собственности.
Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. фин. отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры госрасходов с целью воздействия на экономику ( фискальная политика ) и в области регулирования бюджета ( бюджетная политика ).
Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства госбюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров госрасходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, т.к. они контролируют налогообложение и расход средств госбюджета.
Существуют различные точки зрения на методы фискальной политики.
Сторонники
кейнсианского направления
Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогов приводит к росту доходов: 1) населения, а, следовательно, к росту сбережений, 2) бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций. Т.о., сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет, но и обеспечивает их рост.
Следует
заметить, что воздействие налогов
на спрос осуществляется быстрее. В
краткосрочным периоде снижение
налогов однозначно приводит к росту
совокупного спроса и уменьшению
налоговых поступлений в
Главным
средством перераспределения
Основная часть госдоходов и расходов проходят через госбюджет, включающий в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. В зависимости от административно - территориального устройства той или иной страны бюджеты соответственно бывают центральными, областными, земельными, провинциальными и.т., местными.
Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных властей.
Госбюджет – это годовой план госрасходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательными органами – парламентом страны или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с предыдущем году законом о бюджете.
Госбюджет
всегда компромисс, отражающий соотношение
сил основных групп носителей
различных социально –
Основные составляющие госбюджета: налоги ( в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор ); неналоговые поступления: доходы от госсобственности, госсектора в экономике, госторговли; взносы в госфонды социального страхования, страхования от безработицы.
Бюджетные расходы: 1) затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, соцпособия, субсидии бюджетам местных властей на их цели;
2) затраты
на хозяйственные нужды:
3) расходы
на вооружение и материальное
обеспечение внешней политики, включая
содержание дипломатических
4) административно – управленческие расходы: содержание правительства, милиции, юстиции и.т.;
5) платежи по госдолгу.
К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды ( средства ) – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определённых нужд. Примером может служить Пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных налогов, займов, субсидий из бюджета.
Эти фонды
расширяют возможности
23 Кредит и его формы.
Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме (денежный капитал), предоставляемый в ссуду его собственниками на условиях возвратности за плату в виде процента. Движение этого капитала называется кредитом. Важнейшими источниками ссудного капитала служат:
1) денежные
средства, предназначенные для
2) часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и покупки сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства;
3) капитал»
временно свободный в
4) предназначенная
для капитализации стоимость,
накапливаемая при расширенном
воспроизводстве до
5) денежные доходы и сбережения частных лиц, включая все общественные слои населения. Так, для приобретения товаров длительного пользования и жилья люди откладывают деньги, которые аккумулируются на счетах в банках и сберкассах. Источником ссудного капитала являются и денежные накопления государства.
Бездействие денежных средств противоречит природе рыночной экономики. Кредит разрешает это противоречие. Он выступает в двух основных формах: коммерческого и банковского кредита. Они различаются по составу участников, объектам ссуд, динамике, величине процента, сфере функционирования. Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита служит вексель.
Цель
коммерческого кредита —
Банковский кредит предоставляется владельцами денежных средств, банками, специальными кредитными учреждениями заемщикам в виде денежных ссуд. Объект банковского кредита — денежный капитал.
Банковский кредит носит двойственный характер, выступая то как ссуда капитала, когда заемщики используют его для увеличения объема функционирующего капитала, то в виде ссуды денег — платежных средств, необходимых для погашения долговых обязательств.
Общность обеих форм кредита обусловлена тем, что основой кредитной системы является коммерческий кредит, так как он непосредственно обслуживает движение товаров из сферы производства в сферу потребления — производственного и личного.
Для современной рыночной экономики характерно переплетение коммерческого и банковского кредита. Это проявляется при кредитовании не только предприятий, но и потребителей.
Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования.
Под ипотечным кредитом понимается ссуда под залог недвижимости. Она выдается на приобретение, строительство жилья, покупку земли, т.е. имеет долгосрочный характер. Ипотечный кредит считается одним из наиболее «надежных» для кредитора. Межбанковский кредит — это такая форма кредита, при которой и заемщиком, и кредитором выступают банки.
Межхозяйственный кредит сходен с коммерческим кредитом, но не имеет товарной основы: подразумевает предоставление денежных средств взаймы различными хозяйствующими субъектами.
Государственный кредит следует подразделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов (размещая государственные ценные бумаги на финансовом рынке) для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.
Международный
кредит отражает движение ссудного капитала
в сфере международных экономических
и валютно-финансовых отношений, связанное
с предоставлением валютных и товарных
ресурсов на условиях срочности, платности
и возвратности. В качестве кредиторов
и заемщиков выступают частные фирмы,
банки, государственные и региональные
валютно-кредитные и финансовые организации.
24 Кредитная и банковская система в рыночной экономике.
Кредитная система государства.
Кредитную систему рассматривают как 1) совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования; 2) совокупность кредитно-финансовых институтов.
Кредитно-расчетные отношения связаны с движением ссудного капитала и включают, как отмечалось выше, различные формы кредита. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуд фирмам, правительству и частным лицам.
Кредитно-финансовые институты подразделяются на: 1) центральные банки; 2) коммерческие банки; 3) специализированные кредитно-финансовые институты (кредитные организации).