Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Экономика".
12. Спрос на товары и услуги. Предложение товаров и услуг. Эластичность спроса и предложения.
Спрос-требование на товары и услуги со стороны покупателей, подкрепленное наличием определенной суммы денег.
Коренное свойство закона спроса: снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса, и наоборот. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене покупатель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении др. альтернативных товаров. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у покупателя появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Эффекты совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает желание и способность покупать большее кол-во товаров по низкой цене.
Цена служит самой важной детерминантой кол-ва любого товара. Максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за данный товар, принято называть ценой спроса. Но сущ-ют еще и неценовые детерминанты: потребительские вкусы; число покупателей; доходы потребителей; цены на сопряженные товары; ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов.
Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь. При повышении цен соответственно возрастает и величина предложения; и, напротив, со снижением цен сокращается предложение. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем по низкой.
Цена – основная детерминанта величины предложения любого продукта. Ценой предложения называют минимальную цену, по которой продавцы согласны предложить на рынке данное количество товара. Однако сущ-ют неценовые детерминанты предложения: цены на ресурсы; технология производства; налоги и дотации; цены на другие товары; ожидания изменения цен; число продавцов на рынке.
Суть эластичности спроса заключается в: 1) если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в кол-ве спрашиваемой продукции, то спрос на такие продукты принято называть эластичным; 2) если существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в кол-ве покупок, то в таких случаях спрос неэластичный.
Степень
ценовой эластичности или неэластичности
спроса измеряется при помощи коэффициента
Ed:
Изменение кол-ва продукции изменение цены
Ed = :
Первоначальное
кол-во прод-ии первоначальная цена
При эластичном спросе коэф.эластичности всегда больше 1. При неэластичном меньше 1. Когда коэф.эластичности в точности равен 1, то говорят о единичной эластичности.
Совершенно неэластичный спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции.
Ценовая эластичность предложения: если производители чувствительны к изменению цен, то предложение эластично. И наоборот.
Важным
фактором, влияющим на эластичность предложения,
является кол-во времени, имеющегося в
распоряжении у производителя, для
того, чтобы отреагировать на данное
изменение цены продукта. Чем продолжительнее
время, тем больше изменится объем
производства и тем больше соответственно
эластичность предложения.
13. Цена. Виды цен и их регулирование.
Цена
- сложная экономическая
Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Стоимость - это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответсвующие средним ( для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.
Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена - денежное выражение стоимости товара. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя.
Функция цены является внешним проявлением его внутреннего содержания. Можно выделить 5 функций цены.
1. Учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные (ВВП, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.) и качественные (рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.)
2. Стимулирующая функция. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:
- научно-технический прогресс;
- экономию затрат ресурсов;
- изменение качества продукции;
- изменение структуры производства и потребления.
Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.
3. Распределительная функция связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:
- отраслями экономики;
-
различными формами
- регионами страны;
- фондом накопления и фондом потребления;
- различными социальными группами населения.
4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.
5. Функция цены как критерия рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая.
Виды цен.
Первым
и важнейшим признаком
с обслуживаемой сферой товарного обращения. В зависимости от этого признака цены подразделяются на:
- оптовые цены на продукцию промышленности (цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота). Подразделяются на 2 подвида: 1-оптовая цена предприятия (отпускная цена), 2-оптовая цена промышленности;
- цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен: 1-сметная стоимость, 2-прейскурантная цена, 3-договорная цена;
- Закупочные цены на с/х продукцию - цены (оптовые), по которым реализуется с/х продукция с/х предприятиями, фермерами и населением. Закупочные цены - договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения;
- Тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемаятранспортными организациями с отправителей грузов и населения;
- Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными. По этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве;
- Цена на бытовые и коммунальные услуги - это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами;
- Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами: 1-отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами, 2-находятся в зависимости от цен мировых рынков. Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и импорте;
- Цены, используемые в учете и статистике.
Классификация цен в зависимости от территории действия.
- Цены единые или поясные устанавливаются и регулируются государственными органами;
- Цены региональные (зональные, местные и т.д.) регулируются региональными органами власти и управления.
Классификация цен в зависимости от порядка возмещенияпотребителем расходов по доставке грузов.
- Цена в месте производства продукции;
- Единая цена с включением расходов по доставке;
- Зональные цены;
- Цены, определяемые на основе базисного пункта.
По степени свободы цен от воздействия государства при их определении.
- Свободные цены - свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов;
- Регулируемые цены - складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формированииопределенное воздействие гос. органов;
- Фиксированные цены -прямо устанавливаются государством.
Также существуют классификация цен в зависимости от степени новизны товара и др.
Регулирование цен.
Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики разных стран. Гос. регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены т.о., чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.
Различают методы прямого и косвенного регулирования цен.
Методы прямого регулирования цен:
- Административное установление цен;
- "Замораживание" цен;
-
Установление предельного
-
Регламентация уровня
- Установление нормативов для определения цен;
- Декларирование и др.
Методы косвенного регулирования цен:
- Налогообложение;
-
Регулирование денежного
- Оплата труда;