Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Экономика".
практике национального счетоводства обычно выделяют следующие основные счета:
СЧЕТ ПРОИЗВОДСТВА отражает результаты производственной деятельности - затраты, промежу-
точное потребление, производство новой (добавленной) стоимости. Его итог-добавленная стои-
мость в рыночных ценах.
СЧЕТ
ОБРАЗОВАНИЯ ДОХОДОВ
дов от собственности , социальных выплат, других доходов.
СЧЕТ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ
ми.
СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ отражает соответсвующий процесс;из располагаемого вало-
вого дохода образуются конечное потребление и валовое накопление.
СЧЕТ КАПИТАЛА содержит показатели сбережения,изменения запасов , амортизация основного капитала, перечисление капитала .
ФИНАНСОВЫЙ СЧЕТ показывает итоговые изменения финансовых активов и пассивов, образо-
вание сальдо долговых требований и обязательств.
Внедрение в российскую практику СНС потребовало проведения серьезной работы по изменению
состава показателей и методологии их подсчета. Показатели, характеризующие развитие народного
хозяйства
России, могут сопоставляться с показателями
других стран.
18. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие и его формирование.
Важнейшим методом исследования экономической теории является метод равновесного анализа. Этот принцип выступает как постулат о равенстве спроса и предложения на товарном рынке. В масштабе всей экономики на первый план выступает равновесие между доходами и расходами общества. Т.о. в макроэкономическом анализе речь идет о выражении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. При этом важнейшим вопросом является выяснение обстоятельства: обладает ли рыночный механизм , предоставленный самому себе, способностью обеспечить равенство совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости. Существуют классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия, отвечающие на этот вопрос.
Спрос- это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором устанавливается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Совокупный спрос - это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. Основными компонентами совокупного спроса, или совокупных расходов в открытой экономике являются: 1)потребительские расходы, 2) инвестиционные расходы, 3) государственные расходы, 4) чистый экспорт.
Совокупное предложение - отражает объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране.
Классическая теория
Представители классического направления - Д.Рикардо, А. Смит, А. Маршалл, А. Пигу и др. В основе этой модели лежит закон рынков Ж.-Б. Сэя: предложение товаров создает свой собственный спрос, т.е.произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный ценности всех созданных товаров, следовательно , достаточен для ее полной реализации. Далее разработалась теория макроэкономического равновесия, объясняющая автоматическое обеспечение равенства доходов и расходов при полной занятости.Исходным моментом этой теории является анализ таких категорий как процентная ставка, заработная плата, уровень цен в стране. Эти ключевые переменные в представлении классиков являются гибкими величинами и обеспечивают равновесие на рынке товаров, труда и денежном рынке. Ставка процента уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; гибкая заработная плата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда; гибкие цены обеспечивают "расчищение'' рынка, так что длительное перепроизводство ( или недопроизводство) оказывается невозможным; увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке товаров и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные величины (номинальные ВВП, заработная плата, абсолютный уровень цен в стране).
Т.о., рыночный механизм в теории классиков сам по себе способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики, и вмешательство государства оказывается ненужным.
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического неравновесия, известным под названием Великой депрессии. Классическая теория оказалась неспособной дать адекватное объяснение происходящим кризисным процессам. Дать такое объяснение стремился Дж. М Кейнс.
Кейнсианская модель
Теория построена на допущении о фиксированных ценах. Она рассматривает экономику в краткосрочном периоде. На этом временном отрезке цены и заработная плата негибки, в частности из-за трудовых коллективных договоров о зарплате, которые не пересматриваются каждый месяц. А зарплата - важнейший элемент издержек производства. Следовательно, при жесткости зарплаты и цен на продукцию фирм общий уровень цен остается неизменным.
Согласно кейнсианскому подходу, экономика, находящаяся в депрессивном состоянии, с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального ВВП, но без повышения цен в стране.
Основные положения:
1)Кейнс,
в отличии от классиков,
Совокупный
спрос в кейнсианской модели зависит
от таких категорий как функции
потребления и сбережения. И потребление
и сбережение являются по кейнсу функцией
дохода. Кейнс выдвинул предположение
: психология общества такова, что с ростом
совокупного реального дохода увеличивается
и совокупное потребление, однако не в
такой же мере, в какой растет доход. А
если так, то часть созданной продукции
не сможет быть реализована, предприниматели
понесут убытки и будут сворачивать объем
производства.
19.Основные
цели и формы
воздействия государства
на рыночный механизм.
Роль государства в механизме рыночной
экономики – основная проблема современной
экономической теории.Дело в том ,что исходный
пункт становления рыночной экономики
– её освобождение от удушающих пут государства.Однако
с 30 –х гг.20 в.(со времени Великой депрессии)рыночная
экономика(из-за монополизма) потребовала
активного государственного регулирования
как условия социальной эффективности.Основной
механизм экономического вмешательства
государства – налоги, правительственные
закупки,трансферные платежи (перераспределение
части налоговых доходов государства
в пользу определенных социальных групп).
Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны
для общества и природы.Поэтому рыночная
экономика более,чем любая иная ,нуждается
в регулировании.Роль регулирующего центра
может выполнить только государство («правительство»)
– институт,представляющий всё общество
и обладающий правом внеэкономического
вмешательства в экономические отношения.Государственное
регулирование рыночной экономики преследует
три цели: - минимизацию неизбежных
негативных последствий рыночных процессов;
- создание правовых,финансовых и социальных
предпосылок эффективного функционирования
рыночной экономики; - обеспечение
социальной защиты тех групп рыночного
общества,положение которых в конкретной
экономической ситуации становится наиболее
уязвимым. Для достижения названных целей
государство располагает мощными средствами
регулирующего воздействия
на рыночную экономику. 1) Правовое
регулирование(антимонопольное законодательство
и дефляционная политика(стабилизация
уровня цен)) 2)Финансовое регулирование
(налоги, инвестиции,дотации,кредиты,
финансирование
науки) 3) Государственное
20.
Государственное
регулирование
Эти меры государства вместе с рыночным саморегулированием образует более широкое понятие, каким является экономическая функция государства и регулирование макроэкономических процессов. Основным механизмом государственного регулирования экономики выступает программирование экономики. Оно представляет единую программу, предусматривающую меры по воздействию на экономическое равновесие страны, формирование благоприятной конъюнктуры, укреплению конкурентоспособности своих товаров и усилению позиций товаропроизводителей на мировом рынке. Гос. программирование в странах Запада стало применятся в 40-х – 50-х гг. 20 века. Первоначально оно носило или отраслевой или региональный характер, но постепенно программирование расширилось. Охватило экономику всей страны и принесло характер национального программирования.
Принципы программирования:
Важное место в системе гос. регулирования занимает социальный блок. В связи с этим государство выступает как гарант соц. защиты
населения,
ибо конечный результат развития производства,
его соц. итог - богатство и полнота человеческой
жизни.
Дерегулирование: государственная собственность, её рост, гос. предпринимательство и активное программирование экономики стали в определённой мере тормозить успешное решение соц-экономических задач.
В этих
условиях началось постепенное свёртывание
гос. вмешательства в экономику,
т.е. ослабление гос. программирования,
предпринимательской
Оно имеет множество направлений:
21.Финансы. Общегосударственные финансы и фискальная политика государства.
Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды ,- это финансовые отношения.
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако, не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной,
контрольной, стимулирующей, фискальной.
Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в госбюджете концентрируются средства, направляемые потом на решение народнохозяйственных проблем, финансирование крупных комплексных целевых программ и т.д.
Финансы,
связанные с движением
Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками ,льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств, способствует решению актуальных проблем.