Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Экономика".

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ ПО ЭКОНОМИКЕ.DOC

— 1,021.50 Кб (Скачать)
fy">руются  по конкретным операциям. Каждый счет  отражает одну из сторон этой деятельности. В

практике  национального счетоводства  обычно выделяют следующие основные счета:

СЧЕТ  ПРОИЗВОДСТВА отражает результаты производственной деятельности - затраты, промежу-

точное  потребление, производство новой (добавленной) стоимости. Его итог-добавленная стои-

мость в рыночных ценах.

СЧЕТ  ОБРАЗОВАНИЯ ДОХОДОВ характеризует  процесс образования прибыли, зарплаты, дохо-

дов от собственности , социальных выплат, других доходов.

СЧЕТ  РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ показывает как  доходы распределяются между  основными получателями-домашними  хозяйствами фирмами,учреждениями,административными  структура-

ми.

СЧЕТ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ отражает соответсвующий процесс;из располагаемого вало-

вого  дохода образуются конечное потребление  и валовое накопление.

СЧЕТ  КАПИТАЛА содержит показатели сбережения,изменения  запасов , амортизация основного  капитала, перечисление капитала .

ФИНАНСОВЫЙ  СЧЕТ показывает итоговые изменения финансовых активов и пассивов, образо-

вание сальдо долговых требований и обязательств.

Внедрение в российскую практику СНС потребовало  проведения серьезной работы по изменению

состава показателей и методологии их подсчета. Показатели, характеризующие развитие народного

хозяйства России, могут сопоставляться с показателями других стран. 

18. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие и его формирование.

Важнейшим методом исследования экономической теории является метод равновесного анализа. Этот принцип выступает как постулат о равенстве спроса и предложения на товарном рынке. В масштабе всей экономики на первый план выступает равновесие между доходами и расходами общества. Т.о. в макроэкономическом анализе речь идет о выражении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. При этом важнейшим вопросом является выяснение обстоятельства: обладает ли рыночный механизм , предоставленный самому себе, способностью обеспечить равенство совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости. Существуют классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия, отвечающие на этот вопрос.

Спрос- это представленная на рынке потребность  в товарах, определяемая       количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором устанавливается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Совокупный  спрос - это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. Основными компонентами совокупного спроса, или совокупных расходов в открытой экономике являются: 1)потребительские  расходы, 2) инвестиционные расходы, 3) государственные расходы, 4) чистый экспорт.

Совокупное  предложение - отражает объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране.

Классическая  теория

Представители классического направления - Д.Рикардо, А. Смит, А. Маршалл, А. Пигу и др. В основе этой модели лежит закон рынков Ж.-Б. Сэя: предложение товаров создает свой собственный спрос, т.е.произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный ценности всех созданных товаров, следовательно , достаточен для ее полной реализации. Далее разработалась теория макроэкономического равновесия, объясняющая автоматическое обеспечение равенства доходов и расходов при полной занятости.Исходным моментом этой теории является анализ таких категорий как процентная ставка, заработная плата, уровень цен в стране. Эти ключевые переменные в представлении классиков являются гибкими величинами и обеспечивают равновесие на рынке товаров, труда и денежном рынке. Ставка процента уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; гибкая заработная плата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда; гибкие цены обеспечивают "расчищение'' рынка, так что длительное перепроизводство ( или недопроизводство) оказывается невозможным; увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке товаров и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные величины (номинальные ВВП, заработная плата, абсолютный уровень цен в стране).

Т.о., рыночный механизм в теории классиков сам  по себе способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики, и вмешательство государства оказывается ненужным.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. экономика капиталистических  стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического  неравновесия, известным под названием Великой депрессии. Классическая теория оказалась неспособной дать адекватное объяснение происходящим кризисным процессам. Дать такое объяснение стремился Дж. М Кейнс.

Кейнсианская  модель

Теория  построена на допущении о фиксированных  ценах. Она рассматривает экономику в краткосрочном периоде. На этом временном отрезке цены и заработная плата негибки, в частности из-за трудовых коллективных договоров о зарплате, которые не пересматриваются каждый месяц. А зарплата - важнейший элемент издержек производства. Следовательно, при жесткости зарплаты и цен на продукцию фирм общий уровень цен остается неизменным.

Согласно  кейнсианскому подходу, экономика, находящаяся в депрессивном состоянии, с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального ВВП, но без повышения цен в стране.

Основные  положения:

1)Кейнс,  в отличии от классиков, выдвинул  предположение о том, что не  совокупное предложение определяет  совокупный спрос, а наоборот, совокупный спрос определяет уровень экономической активности, т.е. максимально возможный уровень выпуска продукции и, соответственно, занятости. 2) Кейнс предполагал, что заработная плата и цены не обладают совершенной гибкостью. 3)Процентная ставка не уравнивает объемы инвестиций и сбережений. 4)Полная занятость не достигается в экономике автоматически, и это дает основания для государственного вмешательства в экономические процессы.

Совокупный  спрос в кейнсианской модели зависит  от таких категорий как функции  потребления и сбережения. И потребление и сбережение являются по кейнсу функцией дохода. Кейнс выдвинул предположение : психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход. А если так, то часть созданной продукции не сможет быть реализована, предприниматели понесут убытки и будут сворачивать объем производства. 

19.Основные  цели и формы  воздействия государства  на рыночный механизм. Роль государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории.Дело в том ,что исходный пункт становления рыночной экономики – её освобождение от удушающих пут государства.Однако с 30 –х гг.20 в.(со времени Великой депрессии)рыночная экономика(из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия социальной эффективности.Основной механизм экономического вмешательства государства – налоги, правительственные закупки,трансферные платежи (перераспределение части налоговых доходов государства в пользу определенных социальных групп).  Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы.Поэтому рыночная экономика более,чем любая иная ,нуждается в регулировании.Роль регулирующего центра может выполнить только государство («правительство») – институт,представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения.Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:  -  минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов; - создание правовых,финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;  - обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества,положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. Для достижения названных целей государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.    1) Правовое регулирование(антимонопольное законодательство и дефляционная политика(стабилизация уровня цен)) 2)Финансовое регулирование (налоги, инвестиции,дотации,кредиты,ставки учетного процента,льготы, регулирование цен,

финансирование  науки) 3) Государственное предпренимательство (аренда принадлежащих государству  природных и производственных ресурсов,коммерциализация деятельности государственных предприятий)  4) Социальное регулирование(гарантия минимума заработной платы,обеспечение занятости,индексация фиксированных доходов)  

20. Государственное  регулирование макроэкономических  процессов. Дерегулирование,  сущность, необходимость, основные формы.Гос. регулирование производства материальных благ, состоит в воздействии государства на целесообразное развитие тех или иных отраслей экономики, в выделении инвестиции в инфраструктуру на поддержку предпринимательства, на создание гарантированного рынка сбыта.

Эти меры государства вместе с рыночным саморегулированием образует более широкое понятие, каким является экономическая функция  государства и регулирование  макроэкономических процессов. Основным механизмом государственного регулирования экономики выступает программирование экономики. Оно представляет единую программу, предусматривающую меры по воздействию на экономическое равновесие страны, формирование благоприятной конъюнктуры, укреплению конкурентоспособности своих товаров и усилению позиций товаропроизводителей на мировом рынке. Гос. программирование в странах Запада стало применятся в 40-х – 50-х гг. 20 века. Первоначально оно носило или отраслевой или региональный характер, но постепенно программирование расширилось. Охватило экономику всей страны и принесло характер национального программирования.

Принципы  программирования:

  1. Чёткое разграничение макро и микро уровней в экономическом процессе.
  2. Сосредоточение регулирования на глобальные проблемы, научно-технические, социальное развитие страны.
  3. Выработка установок на приоритетность развития отдельных отраслей, звеньев и т.д.

Важное  место в системе гос. регулирования  занимает социальный блок. В связи  с этим государство выступает  как гарант соц. защиты

населения, ибо конечный результат развития производства, его соц. итог - богатство и полнота человеческой жизни.   

Дерегулирование: государственная собственность, её рост, гос. предпринимательство и  активное программирование экономики  стали в определённой мере тормозить успешное решение соц-экономических задач.

В этих условиях началось постепенное свёртывание  гос. вмешательства в экономику, т.е. ослабление гос. программирования, предпринимательской деятельности и этот процесс получил название дерегулирование.

Оно имеет  множество направлений:

  1. Либерализация цен.
  2. Либерализация условий вступления в рынок новых конкурентов, активизация условий и продаж.
  3. Приватизация собственности.
 

21.Финансы.  Общегосударственные  финансы и фискальная  политика государства.

Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды ,- это финансовые отношения.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако, не всякие денежные отношения  являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так  и по выполняемым функциям.

Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Сущность  финансов проявляется в их функциях: распределительной,

контрольной, стимулирующей, фискальной.

Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в госбюджете концентрируются средства, направляемые потом на решение народнохозяйственных проблем, финансирование крупных комплексных целевых программ и т.д.

Финансы, связанные с движением стоимости  общественного продукта, выраженного  в денежной форме, обладают свойством  количественно отображать воспроизводительный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию – контрольную.

Стимулирующая функция финансов проявляется в  следующем: маневрируя налоговыми ставками ,льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определённых отраслей и  производств, способствует решению актуальных проблем.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"