Рынок земли и земельная рента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

При написании данной работы были поставлены следующие цели и задачи:
Дать общую характеристику рынка земли.
Выявить и объяснить проблемы формирования предложения и спроса на землю (факторы, влияющие на данные показатели), а также их взаимодействие (установление равновесной земельной ренты на рынке).
Установить методики определения арендной платы, налога на землю и цены земли.
Рассмотреть проблемы становления и функционирования рынка земли в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
3
1 Рынок земли. Земля как экономический ресурс………………………...
4
1.1 Земля как фактор производства. Земельная рента…………………….
4
1.2 Спрос и предложение земли, их взаимодействие……...……………...
6
2 Определение размера ренты в условиях конкуренции……….................
11
2.1 Экономическая и дифференцированная и рента…………………..…..
11
2.2 Рента и арендная плата………………………………………………….
15
3 Проблемы формирования рынка земли в Республике Беларусь…….....
17
3.1 Государственное регулирование рынка земли в Республике Беларусь и национальная стратегия устойчивого развития-2020………..

17
3.2 Переход к частной собственности……………………………………..
21
3.3 Характеристика налогообложения земель в Республике Беларусь….
23
Заключение…………………………………………………………………..
25
Список использованных источников………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая рынок земли и земельная рента.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, устанавливается Президентом Республики Беларусь.

- кадастровая оценка  земель, земельных участков (ст. 88). Кадастровая  оценка земель, земельных участков  проводится Государственным комитетом  по имуществу Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством. Результаты кадастровой оценки земель, земельных участков утверждаются Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков [13].

Реальностью современных земельных  отношений является широкое вмешательство  государства в процесс реформирования и использования земель, устранение сложившихся противоречий между  государством, защищающим общественные интересы, и пользователями земли – носителями частных интересов – посредством экономических и административных методов.

Важнейшей задачей государства  должна быть разработка четкой концепции  и механизма разгосударствления земельной собственности, взимания земельной ренты и других платежей за землю.

Для Республики Беларусь одним из главных преобразований является вопрос организации земельного рынка. Его эффективное функционирование должно основываться на предварительной проработке научно обоснованных, практически мотивированных и юридически безупречно оформленных материалов. Можем ли мы надеяться на немедленное создание такого рынка в настоящее время, когда разбалансирована вся финансово-денежная система? Для организации современного рынка нужны специальные институты, такие как институт оценщиков, земельный банк и пр. Без этого и развитой системы земельного кадастра покупатель не сможет определить качество приобретаемого участка. Рынок земли необходимо сделать действенным механизмом отбора наиболее эффективных форм хозяйствования и рачительных хозяев. Многообразие форм собственности будет способствовать развитию конкуренции, росту объемов производства и качества продукции. Государство должно создать условия для организации рынка земли и обеспечивать его эффективность, определить права и обязанности собственников земли, обеспечить разработку и соблюдение правил оформления сделок, связанных с отчуждением, куплей-продажей, залогом земли (купчие, закладные, аукционные и т.д.) [14, c.118-125].

В Республике Беларусь был разработан проект Национальная стратегия устойчивого развития – 2020 (НСУР-2020). В данном проекте должны получить дальнейшее развитие и более глубокую проработку следующие вопросы:

- усиление охраны и  рационализация землепользования, а также требующие отдельного рассмотрения вопросы, касающиеся устойчивого развития сельского хозяйства и сельских районов;- разработки законодательных документов о государственной  собственности на территории, где сохранились естественные экосистемы, с запретом их хозяйственного использования;- совершенствования земельных отношений на основе создания равных условий для различных форм собственности и хозяйствования, а также действенного правового и ценового механизма разгосударствления и приватизации земли;

- включения экономической (стоимостной) оценки земельных, как и других природных ресурсов, в состав национального богатства [15, c.40-41].

Перед Беларусью стоит важнейшая  социально-экономическая задача: создать  систему земельных отношений, обеспечивающую, с одной стороны, реальную экономическую свободу эффективного использования земли вне зависимости от того, какую форму собственности представляет хозяйствующий субъект, а с другой стороны, исключающую паратизирование на праве собственности на землю. Это явится важным шагом к обеспечению рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, возвращению хозяина на землю, созданию условий для устойчивого будущего страны [14, c.118-125].

 

 

 

 

3.2. Переход  к частной собственности

 

В последние годы все больше ученых и политиков в средствах массовой информации и на страницах научной литературы ставят вопрос о переходе Республики Беларусь от государственной к частной собственности на сельскохозяйственные угодья [16, c. 63]. По их мнению, приватизацию этих угодий надо провести посредством их раздела на индивидуальные земельные доли между работниками хозяйств, предоставление права владельцу «доли» использовать ее в роли земельного пая при вхождении в состав реформируемого хозяйства; права свободного выхода из его состава, образование своего фермерского хозяйства; права передачи по наследству, сдачи в аренду, продажи другому физическому или юридическому  лицу.

Углубленное исследование таких предложений  дает основание считать, что их внедрение  в жизнь породит:

- проблему реституции  части земель, т.е. возвращение  их бывшим собственникам, наследникам;

- проблему раздела  сельхозугодий на индивидуальные  земельные доли, что сделать очень  трудно, так как в каждом хозяйстве  имеются земли с почвенным  благородием и разным местоположением относительно дорог, населенных пунктов, рынков и т.п.;

- рост числа малоземельных,  мелкотоварных, низкоэффективных  и нежизнеспособных в рыночных  условиях фермерских хозяйств, что  отрицательно скажется на экономике  сельского хозяйства в целом;

- резкое увеличение  спроса на специалистов-фермеров  универсальной подготовки, а также  на технику, оборудование, производственные  помещения иных, как правило, более  мелких типоразмеров, что потребует  огромных сумм новых инвестиций  на изменение системы подготовки кадров, системы и структуры сельскохозяйственного машиностроения, сельстройиндустрии, а также на создание иной системы производственной и социальной инфраструктуры села;

- существенную ломку  всего уклада жизни селян, тревогу  и неуверенность людей за свою судьбу, судьбу своих детей, внуков и правнуков. Земля, оказавшись однажды в частном землевладении, прямо или косвенно (через сдачу в аренду) станет источником не только трудовых, но и нетрудовых доходов, как правило, для отдельных групп людей и их потомков уже на многие-многие годы.

Понимая это, уже сейчас на селе обеспокоены  тем, что такая приватизация земли  может привести к образованию  хозяйств помещичьего типа, которые  на законном основании могут возникнуть на базе реституции, а также к скупке и аренде земельных долей. В результате неизбежен процесс расслоения сельского населения на крупных, средних, малых и мельчайших земельных собственников, а в будущем – неизбежно появление слоя и вовсе безземельных селян, лишенных иных источников существования кроме работы по найму.

Ликвидация государственной собственности  на все сельскохозяйственные угодья практически означает:

  1. аннулирование благоприятной базы для равноправного развития многоукладной экономики сельского хозяйства, построенной на деятельности предприятий разных форм собственности;
  2. переход только к частным формам сельхозпредприятий, что противоречит конституционной ориентации на многоукладную экономику;
  3. осложнение социальных условий жизни и развития большинства сельского населения.

Исходя из зарубежного опыта  высокой эффективности арендной формы землепользования, есть основание  считать, что нам в товарном сельском хозяйстве республики разумнее всего  сохранить государственную собственность  на землю, а более эффективной  формой землепользования и у нас может стать долгосрочная аренда.

В современной Беларуси земля не является предметом покупки-продажи. Но объекты недвижимости, расположенные  на земельных участках, становятся интересными для инвестиции в  первую очередь из-за того, где и как они расположены. Для успешного бизнеса важно также и то, какие возможности предоставляет для развития земельный участок, где расположено производство, склад или магазин, гостиница или фермерское хозяйство. А если вы строите для себя или заказчика? Тогда вопросы землеотвода или землеоформления приобретают первостепенное значение.

Вопросы землепользования в каждом конкретном случае имеют свои особенности. Землепользователями сельскохозяйственных земель являются сельскохозяйственные организации, граждане и крестьянские хозяйства (таблица 3.2). Наибольшую территорию земель занимают сельскохозяйственные организации (хотя по сравнению с 1991 годом площадь земель снизилась). Остальная часть земель отводится гражданам для ведения личного хозяйства (1991г. – 573 тыс.га, 2009г. – 754,6 тыс.га) и крестьянским хозяйствам (как видно из таблицы, площадь земель, отведенная фермерским хозяйствам, значительно увеличилась по сравнению с 1991 годом)

 

 

 

 

Таблица 3.2 – Распределение сельскохозяйственных земель по категориям землепользователей (на 1 января 2009 года; тысяч гектаров)

годы

земли, используемые землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством

В том числе земли

сельскохозяйственных организаций

граждан, включая служебные наделы

Из них

крестьянских (фермерских) хозяйств

Для ведения личного подсобного хозяйства

для садоводства, дачного строительства  и огородничества

1991

9330,2

8728,0

600,9

573,0

27,9

1,3

1996

9273,0

7753,0

1466,9

971,4

79,3

53,1

2001

9142,3

7674,0

1396,2

975,2

76,9

72,1

2005

8851,2

7422,5

1279,8

908,8

66,9

148,9

2006

8860,4

7484,7

1245,2

880,7

62,9

130,5

2007

8821,6

7526,5

1174,7

847,2

61,4

120,4

2008

8787,3

7584,0

1095,5

791,5

59,8

107,8

2009

8772,7

7634,8

1034,9

754,6

58,3

103,0


Примечание ― Источник: [8, с.379, таблица 15.1.1.]

 

3.3 Характеристика  налогообложения земель в Республике  Беларусь

 

Основываясь на тенденциях в теории и практике налогообложения городских  земель, рассмотрим проблемы сложившейся  в республике системы налогообложения  земли.

В Беларуси доля земельного налога в ВВП по всем категориям земель составляет порядка 0,3%, а в доходах местных бюджетов – не более 0,3-2%. Эти данные являются ярким свидетельством того, что потребуется еще много времени, прежде чем налог на землю станет важным источником дохода местных органов власти, играющим значимую роль в финансировании воспроизводства городской инфраструктуры.

Таким образом, совершенно очевидно, что роль земельной ренты в  финансовой системе страны недооценивается. Это выражается и в отсутствии четко выраженной государственной политики в области реформирования земельных отношений. В результате отсутствует системное земельное законодательство, права на землю не приобретаются, а, как правило, просто передаются, земля не участвует в хозяйственном обороте, не развиты ипотека и арендные отношения. Низкий уровень земельного налога не побуждает землепользователей и собственников, недостаточно продуктивно использующих земельные участки, уступать их другим пользователям, которые могут делать это с большей отдачей.

Существующая система  налогообложения  городских земель не отвечает также  принципу справедливости и равенства. Во-первых, потому, что налог взимается  независимо от рентной стоимости  земельных участков, во-вторых, из-за того, что значительное количество земель подлежит льготному налогообложению или вовсе не облагается налогом.

Существующая практика земельного налогообложения характеризуется  также бессистемностью в силу отсутствия четкого регулирования  налогообложения на законодательном  уровне. В результате условия налогообложения могут изменяться ежегодно и могут быть совершенно непредсказуемыми для налогоплательщиков, что способствует возникновению различного рода искажений как на уровне макроэкономики города, так и на уровне микроэкономики предприятий.

Таким образом, из краткой характеристики сложившейся системы налогообложения  городских земель следует, что она  не отвечает целям, которые призвана выполнять, и в связи с этим требует существенного совершенствования.

Налог на землю, принимая во внимание преимущества, которые он несет в себе по сравнению с другими налогами (является неискажающим налогом, стимулирует экономическую деятельность и в большей степени отвечает принципу справедливости), следует рассматривать, как важнейшую альтернативу налогов на труд и капитал. По мере роста стоимости земли необходимо осуществлять постепенный перенос налогового бремени на изъятие земельной ренты, что будет способствовать стимулированию экономического развития территорий, а также повышению их инвестиционной привлекательности [18, c.96-100].

Информация о работе Рынок земли и земельная рента