Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:13, курсовая работа
При написании данной работы были поставлены следующие цели и задачи:
Дать общую характеристику рынка земли.
Выявить и объяснить проблемы формирования предложения и спроса на землю (факторы, влияющие на данные показатели), а также их взаимодействие (установление равновесной земельной ренты на рынке).
Установить методики определения арендной платы, налога на землю и цены земли.
Рассмотреть проблемы становления и функционирования рынка земли в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………...
3
1 Рынок земли. Земля как экономический ресурс………………………...
4
1.1 Земля как фактор производства. Земельная рента…………………….
4
1.2 Спрос и предложение земли, их взаимодействие……...……………...
6
2 Определение размера ренты в условиях конкуренции……….................
11
2.1 Экономическая и дифференцированная и рента…………………..…..
11
2.2 Рента и арендная плата………………………………………………….
15
3 Проблемы формирования рынка земли в Республике Беларусь…….....
17
3.1 Государственное регулирование рынка земли в Республике Беларусь и национальная стратегия устойчивого развития-2020………..
17
3.2 Переход к частной собственности……………………………………..
21
3.3 Характеристика налогообложения земель в Республике Беларусь….
23
Заключение…………………………………………………………………..
25
Список использованных источников………………………………
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, устанавливается Президентом Республики Беларусь.
- кадастровая оценка
земель, земельных участков (ст. 88). Кадастровая
оценка земель, земельных участков
проводится Государственным
Реальностью современных земельных
отношений является широкое вмешательство
государства в процесс
Важнейшей задачей государства должна быть разработка четкой концепции и механизма разгосударствления земельной собственности, взимания земельной ренты и других платежей за землю.
Для Республики Беларусь одним из главных преобразований является вопрос организации земельного рынка. Его эффективное функционирование должно основываться на предварительной проработке научно обоснованных, практически мотивированных и юридически безупречно оформленных материалов. Можем ли мы надеяться на немедленное создание такого рынка в настоящее время, когда разбалансирована вся финансово-денежная система? Для организации современного рынка нужны специальные институты, такие как институт оценщиков, земельный банк и пр. Без этого и развитой системы земельного кадастра покупатель не сможет определить качество приобретаемого участка. Рынок земли необходимо сделать действенным механизмом отбора наиболее эффективных форм хозяйствования и рачительных хозяев. Многообразие форм собственности будет способствовать развитию конкуренции, росту объемов производства и качества продукции. Государство должно создать условия для организации рынка земли и обеспечивать его эффективность, определить права и обязанности собственников земли, обеспечить разработку и соблюдение правил оформления сделок, связанных с отчуждением, куплей-продажей, залогом земли (купчие, закладные, аукционные и т.д.) [14, c.118-125].
В Республике Беларусь был разработан проект Национальная стратегия устойчивого развития – 2020 (НСУР-2020). В данном проекте должны получить дальнейшее развитие и более глубокую проработку следующие вопросы:
- усиление охраны и
рационализация
- включения экономической (стоимостной) оценки земельных, как и других природных ресурсов, в состав национального богатства [15, c.40-41].
Перед Беларусью стоит важнейшая
социально-экономическая
3.2. Переход к частной собственности
В последние годы все больше ученых и политиков в средствах массовой информации и на страницах научной литературы ставят вопрос о переходе Республики Беларусь от государственной к частной собственности на сельскохозяйственные угодья [16, c. 63]. По их мнению, приватизацию этих угодий надо провести посредством их раздела на индивидуальные земельные доли между работниками хозяйств, предоставление права владельцу «доли» использовать ее в роли земельного пая при вхождении в состав реформируемого хозяйства; права свободного выхода из его состава, образование своего фермерского хозяйства; права передачи по наследству, сдачи в аренду, продажи другому физическому или юридическому лицу.
Углубленное исследование таких предложений дает основание считать, что их внедрение в жизнь породит:
- проблему реституции
части земель, т.е. возвращение
их бывшим собственникам,
- проблему раздела
сельхозугодий на
- рост числа малоземельных,
мелкотоварных,
- резкое увеличение
спроса на специалистов-
- существенную ломку
всего уклада жизни селян,
Понимая это, уже сейчас на селе обеспокоены тем, что такая приватизация земли может привести к образованию хозяйств помещичьего типа, которые на законном основании могут возникнуть на базе реституции, а также к скупке и аренде земельных долей. В результате неизбежен процесс расслоения сельского населения на крупных, средних, малых и мельчайших земельных собственников, а в будущем – неизбежно появление слоя и вовсе безземельных селян, лишенных иных источников существования кроме работы по найму.
Ликвидация государственной
Исходя из зарубежного опыта
высокой эффективности арендной
формы землепользования, есть основание
считать, что нам в товарном сельском
хозяйстве республики разумнее всего
сохранить государственную
В современной Беларуси земля не является предметом покупки-продажи. Но объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, становятся интересными для инвестиции в первую очередь из-за того, где и как они расположены. Для успешного бизнеса важно также и то, какие возможности предоставляет для развития земельный участок, где расположено производство, склад или магазин, гостиница или фермерское хозяйство. А если вы строите для себя или заказчика? Тогда вопросы землеотвода или землеоформления приобретают первостепенное значение.
Вопросы землепользования в каждом
конкретном случае имеют свои особенности.
Землепользователями
Таблица 3.2 – Распределение сельскохозяйственных земель по категориям землепользователей (на 1 января 2009 года; тысяч гектаров)
годы |
земли, используемые землепользователями,
занимающимися |
В том числе земли | ||||
сельскохозяйственных |
граждан, включая служебные наделы |
Из них |
крестьянских (фермерских) хозяйств | |||
Для ведения личного подсобного хозяйства |
для садоводства, дачного строительства и огородничества | |||||
1991 |
9330,2 |
8728,0 |
600,9 |
573,0 |
27,9 |
1,3 |
1996 |
9273,0 |
7753,0 |
1466,9 |
971,4 |
79,3 |
53,1 |
2001 |
9142,3 |
7674,0 |
1396,2 |
975,2 |
76,9 |
72,1 |
2005 |
8851,2 |
7422,5 |
1279,8 |
908,8 |
66,9 |
148,9 |
2006 |
8860,4 |
7484,7 |
1245,2 |
880,7 |
62,9 |
130,5 |
2007 |
8821,6 |
7526,5 |
1174,7 |
847,2 |
61,4 |
120,4 |
2008 |
8787,3 |
7584,0 |
1095,5 |
791,5 |
59,8 |
107,8 |
2009 |
8772,7 |
7634,8 |
1034,9 |
754,6 |
58,3 |
103,0 |
Примечание ― Источник: [8, с.379, таблица 15.1.1.]
3.3 Характеристика
налогообложения земель в
Основываясь на тенденциях в теории и практике налогообложения городских земель, рассмотрим проблемы сложившейся в республике системы налогообложения земли.
В Беларуси доля земельного налога в ВВП по всем категориям земель составляет порядка 0,3%, а в доходах местных бюджетов – не более 0,3-2%. Эти данные являются ярким свидетельством того, что потребуется еще много времени, прежде чем налог на землю станет важным источником дохода местных органов власти, играющим значимую роль в финансировании воспроизводства городской инфраструктуры.
Таким образом, совершенно очевидно, что роль земельной ренты в финансовой системе страны недооценивается. Это выражается и в отсутствии четко выраженной государственной политики в области реформирования земельных отношений. В результате отсутствует системное земельное законодательство, права на землю не приобретаются, а, как правило, просто передаются, земля не участвует в хозяйственном обороте, не развиты ипотека и арендные отношения. Низкий уровень земельного налога не побуждает землепользователей и собственников, недостаточно продуктивно использующих земельные участки, уступать их другим пользователям, которые могут делать это с большей отдачей.
Существующая система налогообложения городских земель не отвечает также принципу справедливости и равенства. Во-первых, потому, что налог взимается независимо от рентной стоимости земельных участков, во-вторых, из-за того, что значительное количество земель подлежит льготному налогообложению или вовсе не облагается налогом.
Существующая практика земельного
налогообложения
Таким образом, из краткой характеристики
сложившейся системы
Налог на землю, принимая во внимание преимущества, которые он несет в себе по сравнению с другими налогами (является неискажающим налогом, стимулирует экономическую деятельность и в большей степени отвечает принципу справедливости), следует рассматривать, как важнейшую альтернативу налогов на труд и капитал. По мере роста стоимости земли необходимо осуществлять постепенный перенос налогового бремени на изъятие земельной ренты, что будет способствовать стимулированию экономического развития территорий, а также повышению их инвестиционной привлекательности [18, c.96-100].