Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:13, курсовая работа
При написании данной работы были поставлены следующие цели и задачи:
Дать общую характеристику рынка земли.
Выявить и объяснить проблемы формирования предложения и спроса на землю (факторы, влияющие на данные показатели), а также их взаимодействие (установление равновесной земельной ренты на рынке).
Установить методики определения арендной платы, налога на землю и цены земли.
Рассмотреть проблемы становления и функционирования рынка земли в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………...
3
1 Рынок земли. Земля как экономический ресурс………………………...
4
1.1 Земля как фактор производства. Земельная рента…………………….
4
1.2 Спрос и предложение земли, их взаимодействие……...……………...
6
2 Определение размера ренты в условиях конкуренции……….................
11
2.1 Экономическая и дифференцированная и рента…………………..…..
11
2.2 Рента и арендная плата………………………………………………….
15
3 Проблемы формирования рынка земли в Республике Беларусь…….....
17
3.1 Государственное регулирование рынка земли в Республике Беларусь и национальная стратегия устойчивого развития-2020………..
17
3.2 Переход к частной собственности……………………………………..
21
3.3 Характеристика налогообложения земель в Республике Беларусь….
23
Заключение…………………………………………………………………..
25
Список использованных источников………………………………
Ранжирование земельных
Пример (продолжение). Предположим, что фермер С вынужден вести производство на отдаленном от рынков сбыта участке и несет дополнительные расходы, связанные с доставкой своей продукции на рынок. На участка С, следовательно, не образуется добавочный дифференциальный доход. Фермеры А и В имеют экономические преимущества и экономят на транспортных расходах, получая дополнительный дифференциальный доход, который присваивается землевладельцем в виде дифференциальной ренты по местоположению.
Дифференциальная рента
Дополнительные вложения капитала в конкретный участок в виде осушения, орошения, известкования и т.п. повышают экономическое плодородие почвы и ее производительность. Дополнительный добавочный дифференциальный доход, получаемый на таком участке, присваивается фермером, а затем, после перезаключения арендного договора, включается землевладельцем в арендную плату. Проиллюстрировать данное явление можно, используя рисунок 2.1, где С — участок с естественным плодородием, В — этот же участок после ирригации, А — после ирригации и известкования. Ирригация, осуществленная фермером, повысила производительность участка и позволила фермеру получить добавочный дифференциальный доход (рисунок 2.1В), который после дополнительно проведенного известкования увеличивается (рисунок 2.1А).
Следовательно, дифференциальная рента возникает в случае использования ресурсов, не являющихся однородными в каждом их классе (т.е. ранжированных). Так же как чистая земельная рента, она представляет собой частный случай экономической ренты.
В условиях частной собственности на землю в структуре арендной платы всегда присутствуют, помимо амортизации и процента на вложенный капитал, чистая земельная рента, дифференциальная земельная рента по плодородию — если речь идет о лучших и средних земельных участках, и дифференциальная земельная рента по местоположению — если участки находятся недалеко от рынков сбыта. Кроме того, последовательное инвестирование капитала в земельные участки приносит добавочный дифференциальный доход (вследствие повышения экономического плодородия почвы) и тоже образует дифференциальную земельную ренту.
2.2 Рента и арендная плата
Всякая форма земельной
Согласно современным
- выравнивает экономические условия землепользования для всех форм собственности и хозяйствования;
- увеличивает эффективность землепользования;
- позволяет в относительно
короткие сроки оптимизировать
вопросы соотношения
- упрощает и удешевляет процесс концентрации земли как ресурса, необходимого для эффективного хозяйствования;
- упрощает и удешевляет
процесс создания теоретико-
Современные механизмы воздействия арендной платы на землепользователей заключается в том, что арендаторы поставлены в более жесткие условия, чем собственники земли. Это выражено в следующем:
- выкуп права аренды;
- минимальные сроки договора аренды;
- возможность обязать
арендаторов благоустроить
- деление арендаторов на группы по их коммерческой активности и, соответственно, дифференциация ставок арендной платы;
- увеличение размеров
выкупа права краткосрочной
- ограниченный срок
аренды не позволяет
Все это делает аренду достаточно
непривлекательной для
Согласно мировой системе
- 55-80% - собственники земли;
- 20-45% - арендаторы земли [4, c.242-243].
Хочется отметить некоторые важные вопросы данной главы остановить внимание на следующих моментах:
- Наиболее часто земельная
рента рассматривается как
- Современные механизмы воздействия арендной платы на землепользователей заключается в том, что арендаторы поставлены в более жесткие условия, чем собственники земли.
3. Проблемы формирования
рынка земли в Республике
3.1. Государственное регулирование рынка земли в Республике Беларусь и национальная стратегия устойчивого развития – 2020
Земля в жизни людей всегда занимала
особое положение. Без нее невозможно
ведение сельского хозяйства, создание
продуктов питания и
На сегодняшний день территория Республики Беларусь составляет 20760 тысяч гектаров (таблица 3.1), в том числе сельскохозяйственные земли составляют 8968 тыс.га, лесные земли - 8512 тыс.га, земли под болотами и водными объектами – 1364 тыс.га, другие земли – 1939 тыс.га. Если рассматривать динамику земельной площади, начиная с 1991 года, то можно сделать следующие выводы: территория сельскохозяйственных земель с каждым годом уменьшается в среднем на 100 тыс.га, а территории лесного фонда и под болотами увеличиваются.
Таблица 3.1 – Земельная площадь (на начало года; тысяч гектаров)
1991 |
1996 |
2001 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Всего земель (территория) в том числе: |
20760 |
20760 |
20760 |
20760 |
20760 |
20760 |
20760 |
сельскохозяйственные земли |
9415 |
9339 |
9258 |
9012 |
8985 |
8968 |
8945 |
лесные земли государственного лесного фонда |
8229 |
8278 |
8437 |
8393 |
8467 |
8490 |
8512 |
земли под болотами и водными объектами |
1407 |
1431 |
1440 |
1377 |
1371 |
1365 |
1364 |
другие земли |
1709 |
1712 |
1625 |
1978 |
1937 |
1937 |
1939 |
Примечание ― Источник: [8, с.277, таблица 11.1]
В настоящее время земельные реформы в стране проводятся недостаточными темпами. Основная причина это – отсутствие экономически обоснованной земельной политики государства. Вопрос земельной собственности затрагиваются в Кодексе Республики Беларусь о земле. Кодекс о земле предполагает эволюционное изменение структуры прав на земельные участки и переход от пяти типов прав (собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, временного пользования, аренды) к предоставлению земельных участков на двух правах (собственности и аренды). По данному Кодексу стоимость земельного участка, находящегося в частной собственности, являющегося предметом ипотеки, не может быть ниже его кадастровой стоимости [9, c.113-117]. По мнению экспертов, действие Кодекса позволит усовершенствовать земельные отношения в Беларуси, обеспечить эффективное использование и охрану земель, защиту прав землепользователей, увеличить потенциал инвестиций за счет возможности заключения договоров аренды земельных участков на аукционах, а также за счет возможности совершения сделок с правом аренды земельных участков.
Принят указ № 58 от 02.02.2009 года "О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд", которым усиливается защита прав собственников при изъятии земельных участков [10]. А указ № 64 от 06.02.2009 года вносит дополнения и изменения в некоторые указы по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков [11]. Все эти документы направлены также на дальнейшую либерализацию белорусской экономики и повышение деловой активности субъектов хозяйствования [12].
Рассмотрим некоторые статьи Кодекса Республики Беларусь О земле:
- собственность на
землю, земельные участки (ст.
12). Собственность на землю,
- аренда земельных участков (ст. 17). Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом и иными актами законодательства. Типовая форма договора аренды земельного участка утверждается Советом Министров Республики Беларусь. На земельных участках, находящихся в государственной собственности и предоставленных в аренду, допускаются строительство капитальных строений (зданий, сооружений), создание древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений арендаторами, если это соответствует целевому назначению этих земельных участков и условиям их предоставления в аренду, указанным в решениях государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, и договорах аренды земельных участков.
- плата за пользование
земельными участками (ст. 32). Пользование
земельными участками в
Формами платы за пользование земельными участками являются земельный налог или арендная плата. За пользование земельными участками, предоставленными в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование, уплачивается земельный налог в соответствии с налоговым законодательством. За пользование земельными участками, предоставленными в аренду, уплачивается арендная плата.
Размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, частной собственности граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, определяется договором аренды земельного участка.