Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:57, курсовая работа
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Среди рынков ресурсов рынок труда занимает особое место, ибо объектом взаимоотношений здесь выступает труд – ресурс, который неотделим от человека, наделенного специфическими психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, национальными и т.п. особенностями. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей, отражаются на состоянии рынка труда и цене труда – заработной плате. На нём происходит обмен труда на заработную плату. Спрос на труд предъявляют работодатели, каковыми могут выступать и частные фирмы, и государство. Предложение труда представлено на рынке труда наемными работниками.
Введение
1 Основные характеристики рынка труда.
1.1 Труд как объект купли-продажи.
1.2 Специфика рынка труда.
1.3 Виды рынка труда.
2 Спрос на труд и его предложение в различных условиях рынка.
2.1 Спрос на труд фирмы и отрасли.
2.2 Предложение труда отдельным индивидом для фирмы и отрасли.
2.3 Равновесие на рынке труда и определение з/п.
3 Рынок труда и уровень з/п в современных условиях Украины.
Заключение
Список использованных источников
где MPL - предельный продукт труда;
TPL - совокупный продукт труда при фиксированных объемах других ресурсов;
L - объем нанимаемого труда.
Во-вторых, рынок товара воздействует на формирование спроса на труд посредством цены продукта.
Два этих фактора в совокупности выражают доходность предельного продукта (денежную форму предельного продукта):
МRPL= МPL* Р,
где МRPL – доходность предельного продукта ;
Р – цена товара;
MPL - предельный продукт труда.
Фирма ориентируется на доходность предельного продукта при определении численности занятых: важна не только физическая производительность работников, но и предельная доходность продаж на рынке, то есть какова рыночная цена готового товара. Таким образом, спрос фирмы на труд представляет собой доходность предельного продукта труда:
DL= МRPL,
где DL – спрос фирмы на труд;
МRPL – доходность предельного продукта.
Фирма,
стремящаяся максимизировать
Р х MPL= W,
где Р – цена товара
MPL – предельный продукт труда
W – заработная плата рабочего
Спрос на рабочую силу формируется по отраслям и в количественном выражении должен совпадать с общей дополнительной потребностью предприятий и организаций в работниках (вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности). При расчете спроса на рабочую силу определяются потребность предприятий в новых работниках и потребность предприятий в работниках, необходимых для замены выбывающих (вне зависимости от причин). Таким образом, удается установить численность лиц, которые могут быть трудоустроены.
Отраслевой спрос на ресурс - это сумма объемов спроса на производственные ресурсы со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на них.
Всякая фирма в отрасли может купить больше, например, трудовых услуг, и увеличить объем производства без влияния на цену блага. Если все фирмы в отрасли приобретут больше услуг труда, то увеличится предложение благ, в результате произойдет понижение их цены, что, в свою очередь, вызовет смещение кривых дохода от предельного продукта ресурса у каждой фирмы в данной отрасли вниз.
Снижение заработной платы при прочих равных условиях будет стимулировать фирмы нанять больше работников. Если снижение заработной платы влияет лишь на одну фирму, то она приноравливается к этому наймом большего объема трудовых услуг до тех пор, пока MRPL не сравняется с более низкой заработной платой. Если же понижение заработной платы влияет на все фирмы в данной отрасли, увеличившийся объем производства понижает цену блага, что ведет к сдвигу кривой спроса на трудовые услуги и приводит к тому, что каждая фирма нанимает меньше работников.
Особенность отраслевой кривой спроса на производственные ресурсы состоит в том, что она менее эластична по цене.
Основными факторами эластичности спроса на ресурсы в отрасли являются:
В случае, если фирмы конкурируют на одном рынке труда и на одном рынке благ, спрос отрасли на труд не равен сумме спроса на труд отдельных фирм отрасли. Фирма так мала по отношению к рынку, что изменения в ее выпуске не оказывают влияние на цену продукта, но в масштабах отрасли увеличение выпуска продукции приведет к снижению ее цены. Тогда, при снижении заработной платы от W1 к W2, каждая отдельная фирма увеличит объем используемого труда от L1 до L'2 и увеличит выпуск продукции, для отрасли в целом это приведет к увеличению общего выпуска и снижению цены на продукт, соответственно кривая предельного денежного продукта фирмы сдвинется влево от MRP1 к MRP2 и спрос отдельной фирмы на труд составит L2, а спрос отрасли на труд DM будет равен ∑L2. Кривая спроса на труд отрасли будет расположена круче, чем кривая спроса на труд фирмы. Разница в наклоне кривых будет зависеть от эластичности спроса по цене на продукт отрасли.
Если фирмы конкурируют на одном рынке труда, но действуют на разных рынках благ, то кривая их общего спроса на труд будет суммой по горизонтали индивидуальных кривых спроса на труд.
Рисунок спрос на труд отрасли
Вывод:
Спрос на труд, который предъявляется
на рынке фирмами, зависит от двух факторов:
во - первых, от придельной производительности
труда и, во - вторых, от предложения других
факторов производства. Отраслевой спрос
на ресурс - это сумма объемов спроса на
производственные ресурсы со стороны
отдельных фирм в отрасли при каждой возможной
цене на них.
2.2
Предложение труда отдельным индивидом
для фирмы и отрасли.
Предложение труда - соотношение между ставкой заработной платы и объемом работы, который владелец этого ресурса (домохозяйство) хочет и может предложить работодателям на рынке при прочих неизменных условиях.
Предложение труда зависит от действия следующих факторов:
Кривая
предложения труда (Sl) показывает, что
при повышении заработной платы возрастает
величина предложения труда, а при ее снижении
объем предложения труда уменьшается
(см. рис.). Совокупное предложение труда
в обществе зависит от многих факторов,
определяющих количество и качество предлагаемых
услуг труда, среди которых важнейшими
являются общая численность населения
страны и доля в нем экономически активного
населения, средняя продолжительность
рабочего дня, профессионально-
Предложение труда может быть рассмотрено на трех уровнях: во-первых, индивидуальное предложение труда, во-вторых, предложение определенного числа работников нанимателю и, в-третьих, общее предложение данного вида труда на рынке.
В основе индивидуального предложения труда является рациональным выбор между ценностью благ, которые мог бы приобрести наемный работник за счет дохода, образовавшийся от продажи труда, и ценностью отдыха для этого индивида. Если считать, что доход и отдых - нормальные блага, тогда при увеличении потребления каждого из них полезность для индивида тоже растет.
Рассматривая зависимость предложения труда от изменения ставок заработной платы, необходимо обратить внимание на то, что кривая предложения индивидом своего труда, описывающая эту зависимость, имеет несколько необычную форму.
Рисунок
До точки I кривая показывает увеличение предложения труда при росте заработной платы, - она удаляется от оси ординат. Однако, пройдя точку I, кривая SL меняет направление. Она сгибается и, принимая отрицательный наклон, снова приближается к оси ординат, показывая, на первый взгляд, парадоксальную ситуацию уменьшение предложения труда при дальнейшем росте заработной платы. Таким образом, увеличение заработной платы до определенных размеров ведет к росту предложения труда, которое после достижения максимального уровня начинает сокращаться вследствие дальнейшего роста заработной платы. Одна и та же причина - увеличение заработной платы приводит и к росту, и к сокращению предложения труда.
При повышении ставки заработной платы выбор между доходом и отдыхом может измениться в любом направлении в зависимости от того, какой из двух эффектов преобладать - эффект дохода или эффект замещения. Эффект дохода возникает при повышении благосостояния (реального дохода) при росте ставки заработной платы (это побуждает работать меньше), эффект замещения - за счет повышения альтернативной стоимости часа отдыха (который стимулирует сокращение отдыха и увеличения рабочего времени).
Рисунок
От
точки А до точки В преобладает эффект
замещения, от точки В до точки С - эффект
дохода и эффект замещения взаимоуравновешиваются,
от точки С до точки D преобладает эффект
дохода, а от точки А до точки Е преобладает
эффект низкого дохода, выражающийся в
увеличении предложения труда при падающей
ставке заработной платы.
Несмотря на то что кривая предложения
индивидом своего труда может изгибаться,
в целом кривая предложения любого вида
труда, по крайней мере, с определенного
уровня заработной платы, имеет тенденцию
к возрастанию на всем промежутке выполнения
задания. Отдельный работник может реагировать
на повышение заработной платы сокращением
количества отрабатываемых часов. Однако
на рынке это сокращение может быть более
чем компенсировано появлением новых
работников из других отраслей. В результате
можно сделать вывод: для каждого рынка
конкретного вида труда с учетом времени
и места кривая предложения труда постоянно
возрастает, несмотря на изгиб кривой
индивидуального предложения труда.
С точки зрения индивидуального предложения труд есть отрицательное благо или благо с отрицательной полезностью. Отрицательная полезность труда определяется тем, что, с одной стороны, труд занимает время, которое могло бы быть потрачено на досуг, а, с другой, - работа может быть неприятной сама по себе. Отсюда каждый дополнительный час труда увеличивает отрицательную полезность. В этой связи мы можем далее оперировать отрицательной предельной полезностью труда
Отрицательная предельная полезность труда есть дополнительная жертва, которую приносит работник за отработанную дополнительную единицу времени.
Отрицательная предельная полезность труда возрастает с каждой отработанной единицей времени (например, часом). Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, чем меньше остается времени на досуг, тем больше отрицательная полезность от принесения в жертву каждого дополнительного часа досуга. Во-вторых, неприятие (раздражение, усталость и т.п.) каждого дополнительного часа работы тем выше, чем дольше длится рабочий день.
Решение индивида о том, какое количество труда предложить, можно анализировать как своего рода компромисс между двумя необходимыми ему «товарами» - досугом и купленными потребительскими благами. Выбирая между этими возможностями, потребители (они же продавцы рабочей силы) сталкиваются с двумя основными ограничениями: 1) ограниченностью времени в сутках и 2) часовой ставкой заработной платы, определяющей покупательную способность индивида.