Рынок услуг труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Среди рынков ресурсов рынок труда занимает особое место, ибо объектом взаимоотношений здесь выступает труд – ресурс, который неотделим от человека, наделенного специфическими психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, национальными и т.п. особенностями. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей, отражаются на состоянии рынка труда и цене труда – заработной плате. На нём происходит обмен труда на заработную плату. Спрос на труд предъявляют работодатели, каковыми могут выступать и частные фирмы, и государство. Предложение труда представлено на рынке труда наемными работниками.

Содержание

Введение
1 Основные характеристики рынка труда.
1.1 Труд как объект купли-продажи.
1.2 Специфика рынка труда.
1.3 Виды рынка труда.
2 Спрос на труд и его предложение в различных условиях рынка.
2.1 Спрос на труд фирмы и отрасли.
2.2 Предложение труда отдельным индивидом для фирмы и отрасли.
2.3 Равновесие на рынке труда и определение з/п.
3 Рынок труда и уровень з/п в современных условиях Украины.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Рынок услуг труда и заработная плата (Восстановлен).doc

— 386.50 Кб (Скачать)

       Вывод : Труд – наиболее сложный в своем использовании экономический ресурс. Как и любой другой ресурс, труд продается, покупается и, естественно, имеет цену, которая отражает особенности и состояние рынка труда, соотношение на нем спроса и предложения.

       Труд продается при условии, что  работник является юридически свободным лицом и может распоряжаться своими трудовыми качествами, взамен на заработную плату. 

       1.2 Специфика рынка труда 

       Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

       Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

       Основными элементами механизма рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, или заработная плата, конкуренция между наемными работниками за лучшие рабочие места, между работодателями - за лучших работников, между наемными работниками и работодателями при заключении тарифных соглашений об условиях труда и его оплате, инфраструктура, правовые основы (рисунок 1.1).

       

         
 

       

       

       

       

       

       

       

         
 

       Рис. 1.1 Основные элементы рынка труда.

       Субъектами  рынка труда являются:

    • во-первых, работники и работодатели;
    • во-вторых, посредники между работниками и работодателями;

       Основные  функции рынка труда:

  • посредническая – соединение продавца и покупателя труда;
  • ценообразующая, так как в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда устанавливается заработная плата;
  • экономическая – вследствие того, что труд является важнейшим производственным фактором, рынок труда регулирует и рационально использует его при производстве товаров и услуг с целью максимизации прибыли;
  • социальная – рынок труда, являясь источником дохода и фонда ожидаемых средств для воспроизводства рабочей силы, определяет социальный статус человека в обществе;
  • стимулирующая – современный рынок труда обладает рядом материальных и нематериальных стимулов, усиливающих конкурентоспособность между работниками в высокопроизводительном труде путем повышения уровня профессионального образования и квалификации, мобильности. Однако и по сей день заработная плата остается самым универсальным стимулом;
  • приведение отраслевой, территориальной, профессионально-квалификационной структуры занятости в соответствие с отраслевой и территориальной структурой общественного производства;
  • выявление численности безработных, видов, характера безработицы.

       Рынок труда в узком понимании рассматривается как один из механизмов согласования спроса на рабочие руки со стороны работодателей и предложения рабочей силы со стороны лиц, готовых работать по найму. 

       Специфика рынка труда определяется особенностью того товара, который на нем представлен. Исходя из определения рынка – объектом купли-продажи на данном рынке выступает сам труд.  Рынок представляет собой пространство, на котором взаимодействуют продавцы и покупатели, в результате чего для каждого стандартного товара (или услуги) устанавливаются равновесная цена и равновесный объём предложения и спроса. Очевидно, что данное понятие рынка должно быть скорректировано, если речь идёт о таком специфическом товаре, как труд. Это связано с тем, что носитель труда (работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (токарь, инженер, врач и т. д.), но и целым «спектром» других качеств: мотивами трудового поведения, жизненным опытом, психофизиологическими особенностями. С другой стороны, и работодатели (то есть те, кто предлагает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но и оценивая его (работника) коммуникабельность, умение работать в коллективе, способность к переобучению, трудовой мобильности.

       Вышеперечисленная специфика определила некоторые  особенности этого рынка:

  • на рынке труда объектом купли-продажи выступают только трудовые услуги, а не сам работник;
  • вознаграждение за труд представлено не только размером заработной платы, но и такими дополнительными льготами, как медицинское обслуживание, служебный транспорт, питание на работе и т. д ;
  • на рынке труда при заключении трудового контракта большую роль помимо денежного аспекта играют не денежные факторы, учитываемые при сделке: содержание и условия труда, сложность и престижность работы, гарантии занятости и перспективы продвижения по работе, микроклимат в коллективе и др;
  • рынок труда совершенно отличен от рынка товаров, который, в основном, представлен стандартизированными товарами. Работники отличаются друг от друга способностями и предпочтениями, а работы различаются по квалификации и условиям труда;
  • по сравнению с обычным рынком, на рынок труда существенное влияние оказывают различные институциональные структуры, представляющие интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит вклад в регулирование трудовых отношений в той или иной стране.

       Подчиняясь  в целом законам спроса и предложения, рынок труда имеет ряд специфических особенностей социально-психологического характера, также отличающих его от других рынков. На рынок труда влияют:

  • демографическая ситуация в стране;
  • численность трудоспособного населения;
  • экономическая активность трудоспособного населения;
  • продолжительность годового рабочего времени;
  • процессы миграции;
  • существующая рыночная конъюнктура;
  • структура экономики;
  • фазы экономического цикла;
  • уровень технического развития страны;
  • степень монополизации рынка и др.

       Являясь важнейшим элементом рыночной экономики, рынок труда представляет собой систему общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование продукта «труд». Этот рынок выполняет функции механизма распределения и перераспределения труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности на основе критерия эффективности ее использования в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности.

       Сейчас  рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

       Организационной формой выражения таких интересов  на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

       Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по трудоустроенности, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости населения в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

       Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями  к труду. С другой стороны, юридическая  свобода не вынуждает его продавать свой труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего необходимого для ведения своего собственного хозяйства как источника получения всех нужных для жизни благ.

       Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует продажи его продукта – для этого нужен покупатель. Таким покупателем становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая свой труд, предъявляет спрос на определенное рабочее место.

       После купли-продажи обычного продукта продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирме, уже не состоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресует его не только тем, кто ищет работу, но занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.

       Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

       В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений:

  • рынок труда – это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы;
  • с позиции предприятий рынок найма – это сфера взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

       Этот  рынок имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование:

  • неотделимость прав собственности на продукт (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя, в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения.
  • большая продолжительность контакта продавца и покупателя. Договоренность, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем.
  • наличие и действие не денежных аспектов сделки. Это прежде всего условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста.
  • наличие большого числа институциональных структур особого рода.

    К их числу относятся:

  • система трудового законодательства;
  • различные учреждения и службы регулирования трудоустроенности, государственные программы в области труда и занятости населения и т.д.

       Высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются огромным разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования.

       Исходя  из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что труд – это продукт производственного назначения, но, в отличие от вещественных факторов производства, он несет на себе личностную нагрузку и поэтому является решающим.

       Особенность продукта «труд» заключается также  в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь прибыли, а, следовательно, и средств к существованию, которые нужны ему постоянно. А количество этих жизненных средств и их стоимость на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.

       Вывод: Специфика рынка труда определяется особенностью того товара, который на нем представлен. Исходя из определения рынка – объектом купли-продажи на данном рынке выступает сам труд. После купли-продажи обычного продукта продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. 

       1.3  Виды рынка труда 

       На  любом рынке действуют продавцы и покупатели, и в этом отношении рынок труда не является исключением, т. е. он состоит из всех продающих и покупающих труд. Существуют такие виды рынка труда: внешний и внутренний, основными отличительными признаками, которых являются система профессиональной подготовки, методы повышения профессионально-квалификационного уровня и заполнения вакантных мест.

       Внешний рынок труда – это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное перераспределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу. Также он ориентирован на законченную подготовку, о которой свидетельствует диплом и сертификат об образовании у работника; основную форму профподготовки – систему ученичества; мобильность рабочей силы между фирмами и предприятиями в силу наличия у работника профессий, которые могут использоваться разными организациями; регулирование производственных отношений на основе жесткой классификации работ, четких границ содержания каждой работы, с тем чтобы сохранить профессиональную мобильность кадров, организацию профсоюзов по отраслевому и профессиональному признаку.

Информация о работе Рынок услуг труда