Рынок услуг труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Среди рынков ресурсов рынок труда занимает особое место, ибо объектом взаимоотношений здесь выступает труд – ресурс, который неотделим от человека, наделенного специфическими психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, национальными и т.п. особенностями. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей, отражаются на состоянии рынка труда и цене труда – заработной плате. На нём происходит обмен труда на заработную плату. Спрос на труд предъявляют работодатели, каковыми могут выступать и частные фирмы, и государство. Предложение труда представлено на рынке труда наемными работниками.

Содержание

Введение
1 Основные характеристики рынка труда.
1.1 Труд как объект купли-продажи.
1.2 Специфика рынка труда.
1.3 Виды рынка труда.
2 Спрос на труд и его предложение в различных условиях рынка.
2.1 Спрос на труд фирмы и отрасли.
2.2 Предложение труда отдельным индивидом для фирмы и отрасли.
2.3 Равновесие на рынке труда и определение з/п.
3 Рынок труда и уровень з/п в современных условиях Украины.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Рынок услуг труда и заработная плата (Восстановлен).doc

— 386.50 Кб (Скачать)

       Внутренний  рынок труда — это система трудовых отношений, ограниченных рамками одной организации, при которых заработная плата и размещение работников определяются административными правилами и процедурами.

       Основные  особенности внутреннего рынка труда:

  • ставка заработной платы ряда работников не зависит (или почти не зависит) от соотношения спроса и предложения на аналогичный вид труда на внешнем рынке;
  • заработная плата, как правило, тем выше, чем дольше человек работает в фирме и чем он старше;
  • в фирме существуют служебная (карьерная) лестница и система продвижения по ней, основанная на использовании уже работающих сотрудников;
  • большую роль играют формальные и неформальные правила поведения, внутрифирменные традиции;
  • взаимоотношения между работодателем и работниками носят длительный, устойчивый характер.

       Внутренние  рынки труда особенно развиты  там, где преобладает подготовка работников на рабочем месте, связанная с неформальными аспектами обучения. Подобная подготовка носит индивидуальный характер, в большей мере учитывает характеристики рабочего места на предприятии, обходится фирме дешевле. Иногда иначе обучить работника просто невозможно. Работники в процессе как самой работы, так и обучения воспринимают, впитывают традиции, обычаи, правила поведения, особенности межличностных отношений и т.п. Это способствует росту эффективности их труда, снижению уровня конфликтности в трудовом коллективе. Работодатель экономит средства на наем и обучение новичков благодаря низкой текучести кадров.

       Внутренние  рынки труда имеют преимущества не только для работодателей, но и  для работников. Тем из них, кто  долго работает в организации, занятость фактически гарантирована. Они часто получают достаточно весомый социальный пакет.

       В то же время у внутренних рынков труда есть свои проблемы и недостатки. Так, при профессиональной подготовке работников непосредственно на рабочем месте могут возникать сложности, если обученный работник сможет претендовать на место наставника. Если заработная плата зависит от положения работника, стажа работы и возраста, а не от производительности, то стимулы к труду могут ослабевать, так что фирма должна поддерживать достаточный уровень внутренней конкуренции за продвижение по служебной лестнице. Основные достоинства и недостатки внутреннего рынка труда для работников и работодателей представлены в табл. 1.

       Таблица 1. Преимущества и недостатки внутренних рынков труда для работников и работодателей.

Преимущества Недостатки
Для работников
Гарантии  стабильной занятости Заработная  плата определяется в большей  степени характеристиками рабочего места, чем работника
Ограничение конкуренции по заработной плате и карьерному росту по сравнению с внешним рынком Конкуренция в малой группе может быть очень  острой
«Социальный пакет» — незарплатные блага, получаемые работником от фирмы Снижение  мотивации к труду, стимулов для  повышения квалификации и самосовершенствования
Фирма охотнее инвестирует в обучение и повышение квалификации работника Искусственное ограничение и постепенное снижение мобильности работника
Спланированная  и последовательная структура карьеры Возможна  дискриминация
Для работодателей
Знание работником особенностей данного предприятия (технологии и людей) При недостаточно гибком анализе внешнего рынка —  потери на разнице в оплате труда
Минимизация специфических рисков найма персонала При определенных условиях высокие затраты на повышение квалификации
Экономия  средств на найме и обучении новичков Консервативность, недостаточная гибкость и мотивация  персонала
Осуществление затрат на повышение квалификации в  соответствии с реальными потребностями  фирмы Потери  времени ценных работников в процессе наставничества
Возможность более быстрого заполнения вакансий Слишком тесные взаимоотношения среди коллег
Привязанность работников к своему предприятию Возможное снижение активности работников
Низкая  текучесть кадров «Короткая скамейка» — ограничение возможности для выбора
Возможность добиваться более высокой производительности труда Возможный конфликт интересов обучающих и  обучаемых
 

       Наряду  с внешними и внутренними рынками  труда существуют профессиональные рынки труда. Обычно их ассоциируют с профессиями, которые не только востребованы рынком, но требуют от человека высокой квалификации и трудовой мобильности. Спрос на подобных работников могут предъявлять разные организации нередко для выполнения разовых или эпизодических (иногда повторяющихся) работ, заказов, поручений. В развитых странах на профессиональных рынках труда работают программисты, юристы, аудиторы, финансовые консультанты, рекламисты, спортсмены, музыканты, актеры, домашние работники и др. Их конкурентоспособность зависит от профессиональной и деловой репутации, а также от возможности послать потенциальным работодателям «рыночный сигнал» о своих достоинствах и возможностях. Профессиональные рынки труда, на которых работники отождествляются не с фирмой, а с профессиональной общностью, выступают в качестве антиподов рынков внутренних.

       Сегментация рынка труда — это разделение рабочих мест и работников на устойчивые замкнутые секторы и зоны, между которыми крайне ограничено перемещение рабочей силы. Изучение сегментации рынка труда привело к созданию теории его двойственности, в которой предполагается разделение рынка труда на два сектора: первичный и вторичный.

       Критериями  распределения работников по секторам служат уровень квалификации работника и сложность его замены для работодателя. Вторичный рынок труда не требует от работников специальной подготовки и особой квалификации(официанты, прислуга, неквалифицированные и сезонные рабочие, младший обслуживающий персонал, низшие категории служащих и т.п.). На первичном рынке труда работники, напротив, обладают квалификацией, требующей продолжительной подготовки (обучения, опыта). Этот сектор включает рабочие места — независимые (специалисты с высшим и средним специальным образованием, менеджеры и администраторы, высококвалифицированные рабочие) и подчиненные (техники, рабочие средней квалификации, административно-вспомогательный персонал). Основные черты, характеризующие тот и другой рынки труда, сведены в табл. 2.

       Таблица 2. Основные особенности первичного и вторичного рынков труда.

Первичный рынок труда Вторичный рынок труда
Стабильная  занятость и надежность положения  работника Велика  текучесть кадров и нестабильна  занятость
Высокий уровень заработной платы (зависит  прежде всего от должности, стажа, квалификации, меры ответственности) Низкий  уровень заработной платы (зависит  от выработки, дисциплинированности), развито нормирование труда
Хорошие условия труда Плохие  условия труда
Творческий  характер труда; нередко участие  в управлении производством Труд  исполнительский, рутинный
Наличие хороших шансов на продвижение Слабые  шансы на продвижение
Использование прогрессивных технологий, требующих  высокой квалификации работников Технология  производства примитивна и трудоемка
Соблюдение  справедливости, трудовых правил Своеволие начальства
Премии, доплаты, участие в прибылях Ведущая роль основной заработной платы
Гарантия  занятости на перспективу Высокая текучесть кадров; их увольняют в первую очередь
Удобные дни и часы работы Жесткий график; часто неполный рабочий день (неделя); сезонная или временная  работа
Льготы  и пособия (жилье, услуги, страхование  и т.п.) Низкая  социальная защищенность
100%-ная  оплата больничных листов и отпусков На  них стараются сэкономить
Гарантированное пенсионное обеспечение
Обучение  и переквалификация за счет предприятия (в том числе и в рабочее  время) Простая и кратковременная подготовка, чаще всего на самом рабочем месте
Членство  в профсоюзах, клубах и т.п.; часто высокий статус Отсутствуют профсоюзы; статус низок
 

       Черты, присущие первичному и вторичному рынкам труда, взаимосвязаны. На первичном рынке фирмы вынуждены повышать эффективность, чтобы компенсировать высокие издержки на заработную плату; появляется необходимость в наукоемких технологиях, что делает целесообразным повышение квалификации работников.

       На вторичном рынке труда у работников низкие заработки и производительность труда, нет особых стимулов для повышения квалификации; работодатель не осуществляет инвестиций в их профессиональное обучение и у него нет причин для сокращения высокой текучести кадров, тем более что она позволяет снизить затраты на социальный пакет, а также мешает объединению рабочих в профсоюзы.

       Выводы: Существует два вида рынка труда – внешний и внутренний. Внутренним рынком труда называется внутрифирменное перемещение рабочей силы на одном и том же предприятии. Целью изучения внешнего рынка труда является определение потенциала рабочей силы, находящегося за пределами предприятия, и его предполагаемого развития, а также возможности использования на конкретном предприятии. 
 
 
 
 

       2 СПРОС НА ТРУД И ЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЕ  В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ РЫНКА

       2.1 Спрос на труд фирмы и отрасли

       Важнейшим компонентом рынка труда является механизм функционирования рынка труда, который представляет собой взаимодействие и согласование социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населения, нуждающегося в работе и желающего работать по найму. Механизм рынка труда имеет определенную структуру, которая включает следующие элементы: цена рабочей силы, спрос на рабочую силу, предложение рабочей силы, конкуренция. Взаимодействие указанных элементов получило название механизма спроса и предложения, или ценового механизма.

       Спрос на рабочую силу отражает потребность  экономики в определенном количестве работников на каждый данный момент времени. Общий спрос количественно должен быть равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. На изменение спроса на рынке труда влияют различные факторы: цена на рабочую силу (заработная плата), спрос на продукт, объем производства, используемые технологии.

       Виды спроса:

  • Индивидуальный – это спрос на один товар или одного покупателя;
  • Рыночный – это спрос множества товаров и множество покупателей;
  • Реализованный – когда потребности совпадают с возможностями;
  • Отложенный – когда покупка отложена до определенного времени.

       Спрос на труд, который предъявляется на рынке фирмами, зависит от двух факторов: во - первых, от придельной производительности труда и, во - вторых, от предложения других факторов производства.

       Руководитель  фирмы, желающий нанять работника, увеличивает  спрос на труд до тех пор, когда  заработная плата придельного рабочего не будет равна получаемой фирмой от его использования выручке.

       Таким образом, производительность предельного  работника определяет не только его  зарплату, но и зарплату остальных.

       Кривая  спроса на труд со стороны руководителя фирмы это график функции предельной производительности труда (DL) от его цены (W), где W – уровень заработной платы, L – объем применяемого труда. 
 
 

    W

     

   W

      DL

    

          L L  

       Рисунок 1.1 кривая спроса на труд

       Спрос на рабочую силу отражает потребность  экономики в определенном количестве работников на каждый данный момент времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении. Общий спрос количественно должен быть равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает в силу наличия рабочих мест.

       Спрос на труд представляет собой производный спрос от спроса на товар, выпускаемый фирмой, поскольку экономика нацелена прежде всего на удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах, а работа в этих условиях выступает только как средство достижения этого. Поэтому существует сильная зависимость между количеством и качеством товара, на который предъявляют спрос конечные потребители, и тем количеством и качеством труда, которое нанимает фирма. Такое переплетение двух рынков дает особые механизмы реализации рыночных структур.

       Во-первых, поскольку главным фактором рынка труда является спрос на готовый товар, именно предельный продукт труда оказывает влияние на количество труда, которое наймет фирма. Предельный продукт труда - это дополнительный объем выпуска, полученный при использовании дополнительной единицы труда, когда объемы остальных факторов производства остаются фиксированными. Предельный продукт труда вычисляется как частная производная совокупного продукта по объему нанимаемого труда:

Информация о работе Рынок услуг труда