Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа
Целью данной работы является исследование конъюнктуры рынка услуг гражданской авиации. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• изучить основные тенденции и динамику развития рынка авиауслуг, влияние кризисных ситуаций на его развитие;
• выявить факторы, влияющие на развитие данного сегмента рынка;
• дать характеристику и анализ мирового и российского рынка гражданских авиаперевозок;
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА АВИАУСЛУГ………………………………...3
КОНЪЮНКТУРА РЫНКА УСЛУГ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ…………………...5
Влияние факторов внешней среды на развитие рынка авиауслуг…………...................5
Обзор рынка международных авиаперевозок………………………………..................10
Формирование цены авиабилетов……………………………………………14
ПуТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ авиакомпаний……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
Либерализация
обострит конкуренцию, что должно привести
к снижению тарифов и улучшению
качества сервиса. Также она устранит
препятствия на пути к консолидации
европейских авиакомпаний. На долю
рейсов между США и Европой, объем
которых составляет 18 миллиардов долларов
в год, приходится 60% всего международного
авиасообщения в мире. Предполагается,
что новое соглашение уже через
пять лет приведет к увеличению пассажирских
авиаперевозок через Атлантику
на одну треть - до 73 миллионов пассажиров
в год. Анализируя данное соглашение,
следует отметить, что оно является
более выгодным для авиакомпаний
США и, вероятнее всего, при дальнейшем
повсеместном внедрении принципов
«открытого неба», то есть отказа от регламентации
воздушных сообщений, приведет к
банкротству некоторых
Глобальная
тенденция приватизации в сфере
авиаперевозок является характерной
для многих стран мира, однако, большинство
рынков авиаперевозок все еще
подвержены полному или частичному
государственному регулированию. В
частности, на рынках Восточно-европейских
стран правительственная
Существует
высокая корреляция между спросом
на авиаперевозки и общей
Вследствие
кризиса 2009 года усилились конкурентные
процессы, что стало причиной разорения
ряда авиакомпаний. В частности, обанкротились
такие авиаперевозчики как
Тяжелое положение в отрасли привело к консолидации рынка. Конкуренция в авиапромышленности в настоящее время сфокусирована в основном между группировками, а не между отдельными авиакомпаниями. Возможность разделения расходов за счет маркетинга и увеличения доходов путем перевозки большего числа пассажиров делают альянсы наиболее привлекательной моделью функционирования. Кроме того, только авиакомпании, являющиеся членами альянса, способны создать общемировую сеть маршрутов без существенных капиталовложений. Создание альянсов позволяет крупнейшим авиакомпаниям мира занять большую долю на рынке.
Можно
обнаружить тенденцию существенного
повышения эффективности
Анализируя
форму сотрудничества между членами
трех крупнейших глобальных альянсов,
можно проследить, что, во-первых, кооперация
между авиакомпаниями-членами
Существует
множество международных
Международная ассоциация воздушного транспорта, ИАТА (англ. International Air Transport Association, сокр. IATA) международная неправительственная организация. Штаб-квартира находится в Монреале (Канада). Европейский центр — в Женеве (Швейцария). ИАТА имеет 101 представительство по всему миру. Ассоциация выступает координатором и представителем интересов авиатранспортной отрасли в таких областях как обеспечение безопасности полетов, производство полетов, тарифная политика, техобслуживание, авиационная безопасность, разработка международных стандартов совместно с ИКАО и т. д.
Важнейшим направлением деятельности ИАТА является организация взаиморасчетов между субъектами воздушного транспорта, основанная на системе продаж перевозок на нейтральном бланке авиабилетов.
Международная
организация гражданской
авиации (ИКАО от англ. ICAO
— International Civil Aviation
Organization) — учреждение ООН, устанавливающее
международные нормы гражданской авиации
и координирующее её развитие с целью
повышения безопасности и эффективности.
Уставной целью ИКАО является обеспечение
безопасного, упорядоченного развития
международной гражданской авиации во
всем мире и другие аспекты организации
и координации международного сотрудничества
по всем вопросам гражданской авиации,
в том числе международных перевозок.
Мировая авиация в 2010 году вышла на докризисный уровень, объемы пассажироперевозок выросли на 8,2% и превысили показатели 2008 года.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), наибольший рост в 2010 году продемонстрировали грузовые авиаперевозки - число таких перевозок выросло на 20%, объем перевезенных грузов увеличился на 4%.11
После крупнейшего кризиса в истории авиации в 2009 году, когда мировые перевозчики получили более 5 млрд. долл. убытков, люди в 2010 году вновь стали путешествовать. Аналитики связывают замедление показателей роста с природными катаклизмами в Европе, Северной Америке и Африке.
В
IATA полагают, что спрос на авиаперевозки
в ближайшее время будет
Но ожидать, что рост сохранится на нынешнем уровне, не стоит. Пик роста авиаперевозок пройден, отмечают в IATA. Спад спроса обусловлен влиянием погодных катаклизмов на динамику перевозок в декабре 2010 года. Существенный удар по прибылям авиакомпаний нанесла и ситуация с закрытием воздушного пространства в Европейском регионе из-за извержения исландского вулкана прошлым летом.
В
результате природных катаклизмов
европейский рынок
С точки зрения спроса 2009 г. войдет в историю как худший год для индустрии, так как международные пассажирские перевозки снизились в этот год на 3,5%, индустрия воздушных перевозок безвозвратно потеряла 2,5 года роста на пассажирских рынках и 3,5 года роста в сегменте грузоперевозок14.
Большой проблемой стали и забастовки авиационных служащих в разных странах мира. На протяжении всего года по очереди бастовали сотрудники крупнейших европейских авиакомпаний, аэропортов, диспетчерских служб. Так, сотрудники Air France несколько раз присоединялись к трехнедельной общенациональной забастовке. В ноябре 2010 года о забастовке объявили финские бортпроводники. В декабре авиадиспетчеры Испании объявили забастовку, в результате которой властям пришлось ввести режим чрезвычайного положения, после чего авиационное сообщение с Испанией было полностью прекращено. Это не могло не отразиться на общем состоянии рынка авиаперевозок.
Что
касается экономического регулирования
данной отрасли. На различных уровнях
продолжался процесс
На двустороннем уровне 18 государств заключили 14 новых соглашений об "открытом небе"; в результате общее количество соглашений, в которых участвует 101 государство, составило 167. Эти соглашения предусматривают полный доступ к рынкам без ограничений по пунктам назначения, правам на маршруты, провозной емкости, количеству рейсов, совместному использованию кодов и тарифам.
На многостороннем уровне Всемирная торговая организация (ВТО) продолжала второй пересмотр приложения об авиатранспортных услугах к Генеральному соглашению о торговле услугами (ГАТС). Продолжается рассмотрение предложений о расширении сферы действия этого приложения.
На
национальном уровне 16 государств на односторонней
основе приняли политику "открытого
неба", предусматривающую
Многие государства продолжали оказывать государственную помощь своим национальным авиакомпаниям, столкнувшимся с финансовыми трудностями.
Увеличение числа слияний и постоянное расширение альянсов с участием трех глобальных группировок ("Стар альянс", "Уануорлд" и "Скайтим") по-прежнему привлекало внимание полномочных органов по вопросам регулирования и конкуренции. Произошли некоторые изменения, касающиеся данного вопроса.
В январе 2009 г. Австралийская комиссия по конкуренции и потребителям (АССС) официально отклонила соглашение об альянсе между авиакомпаниями "Эр Нью Зиланд" и "Эр Кэнада"; в декабре АССС утвердила соглашение о совместном предприятии между авиакомпаниями "Верджин блю" и "Делта эрлайнз".
Европейская комиссия утвердила предложение о приобретении авиакомпанией "Люфтханза" авиакомпании "Бритиш мидленд", а также условно утвердила предложение о приобретении авиакомпанией "Люфтханза" авиакомпании "Брасселс эрлайнз".
В июле 2009 г. министерство транспорта Соединенных Штатов Америки (DOT) одобрило предложение о применении иммунитета от действия антитрестовского законодательства в отношении соглашения об альянсе между десятью авиакомпаниями "Стар альянс", включая соглашение между авикомпаниями "Эр Кэнада", "Континентал эрланйз", "Люфтханза" и "Юнайтед эрлайнз" о создании совместного предприятия.