Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает характер экономико-правовой категории.
Он представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 872.00 Кб (Скачать)

  Статья 7. Виды налогов, сборов (пошлин)

 

     1. В    Республике  Беларусь  устанавливаются   республиканские

налоги, сборы (пошлины) и местные  налоги и сборы.

     2. Республиканскими   признаются   налоги,   сборы   (пошлины),

установленные законодательными актами и  обязательные  к  уплате  на

всей территории Республики Беларусь.

     3. Местными  признаются   налоги   и   сборы,   устанавливаемые

нормативными  правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов

в соответствии с настоящим  Кодексом  и  обязательные  к  уплате  на

соответствующих территориях.  (В  редакции Закона Республики Беларусь

от 22 июля 2003 г.  - Национальный реестр правовых актов  Республики

Беларусь, 2003 г., № 85, 2/977.)

 

     Статья 8. Республиканские  налоги, сборы (пошлины)

 

     К республиканским  налогам, сборам (пошлинам) относятся:

     налог на добавленную  стоимость;

     акцизы;

     налог на прибыль;

     налоги на доходы;

     подоходный налог  с физических лиц;

     экологический налог;

     налоги с пользователей  природных ресурсов;

     налоги на имущество;

     земельный налог;

     дорожные налоги и  сборы;

     таможенная пошлина  и таможенные сборы;

     гербовый сбор;

     оффшорный сбор;

     консульский сбор;

     государственная пошлина;

     регистрационные и  лицензионные сборы;

     патентные пошлины.  (Введена Законом Республики Беларусь  от  22

июля  2003  г.  -  Национальный  реестр  правовых  актов  Республики

Беларусь,  2003 г.,  №  85,  2/977;  в  редакции  Закона  Республики

Беларусь  от  1 января 2004 г.  - Национальный реестр правовых актов

Республики Беларусь, 2004 г., № 4, 2/1009.)

 

     Статья 9. Местные налоги  и сборы

 

     К местным налогам  и сборам относятся:

     налог с розничных  продаж;

     налог за услуги;

     налог на рекламу;

     сборы с пользователей.  (Введена Законом Республики Беларусь  от

22  июля  2003  г.  -  Национальный  реестр правовых актов Республики

Беларусь, 2003 г., № 85, 2/977.)

Налоговая система содержат следующие  элементы:

  • субъект налога (налогоплательщик) – физические или юридические лица;
  • объект налогообложения – то, что облагается налогом (доход, товары и услуги, собственность, капитал);
  • налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т. д.)
  • налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с действующим законодательством. Например, необлагаемый минимум (пороговая величина объекта, полностью освобожденная от налога) и инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа, предоставляемая в целях стимулирования инвестиционной активности и обновления основного капитала).

 

Кривая Лаффера

 

 

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что его идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов  и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

Т6в4

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Принципы:

  1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).
  2. Разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы.
  3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).
  4. Сбалансированность бюджета (нет дефицита. Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней).
  5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.
  6. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).
  7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.
  8. Гласность.
  9. Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

Расходы и доходы бюджета.

Бюджет состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет свои особенности. Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы:

  • финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления
  • расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга

Каждая группа состоит из конкретных видов затрат, которые классифицируются по целевому назначению. Так, первая группа включает затраты на государственные капитальные вложения, дотации и т.д. До недавнего времени расходы на финансирование народного хозяйства были наиболее значимыми. Однако по мере перехода к рыночной экономике их доля уменьшается и на первый план выдвигаются затраты, связанные с финансированием социально-культурных мероприятий. В составе расходов на социально-культурные мероприятия выделяют затраты на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и т.д. Классификация расходов по целевому назначению помогает контролировать использование бюджетных средств. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются:

  • поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.)
  • национальная оборона
  • образование и здравоохранение
  • выплата процентов по государственному долгу
  • и т.д.

Основным источником доходов бюджета  являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.

Каждый налог в законодательном  порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные  налоги, как правило, находятся в  распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях — во внебюджетные фонды.

Во многих странах при составлении  бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми  по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета.

В условиях перехода к рыночной экономике  источником дохода могут стать поступления  от продажи государственной собственности.

Дефицит государственного бюджета - это  финансовое явление, не обязательно  относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном  мире нет государства, которое в  те или иные периоды своей истории  не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако, качество самого дефицита может быть разным:

-дефицит может быть связан  с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики;

-дефицит возникает в результате  чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

-дефицит может отражать кризисные  явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Таким образом, бюджетный дефицит  отражает определенные изменения в  процессе национального воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное,  эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны.

Дефицит бюджета может покрываться  двумя способами:

1)инфляционным — печатанием  необеспеченных денег, что порождает  инфляцию. Как показывает практика  развивающихся стран (Бразилия  и др.), инфляция до 30 % в год  может способствовать экономическому росту, стимулирует активность покупателей на внутреннем рынке. Однако, возможности и пределы такого стимулирования ограничены структурой экономики и участием страны в международном разделении труда. Если страна специализируется на выпуске продукции с длительным циклом разработки и производства (авиастроение, тяжелое машиностроение и др.), то создание такой продукции может быть экономически эффективным при более низкой инфляции;

2)безинфляционным — за счет  выпуска и размещения на внутреннем  и внешних рынках долговых и конвертируемых ценных бумаг. Этот способ содействует сдерживанию инфляции, но имеет отрицательное следствие, состоящее в том, что временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств. При внешнем заимствовании доход получают внешние кредиторы, а бремя по обслуживанию долга несут как предприятия, так и население. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.

Т6в5

  • доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработной платы;
  • доход, получаемый за счет использования иных факторов производства: доход от владения капиталом – процент, доход от владения землей – рента, предпринимательский доход;
  • трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия, дополнительные пособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия на детей и т. д.;
  • доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики.

 

Дифференциация доходов населения - это объективно складывающиеся различия в уровне доходов индивидов и социальных групп, обусловленные различиями в оплате труда и социальных выплат, способностях и предприимчивости, имущественном положении.

Денежные доходы населения включают в себя заработную плату, социальные трансферты, предпринимательские доходы, проценты, дивиденды и другие доходы от собственности, а также общую стоимость продукции -личного подсобного хозяйства, потребленной в семье и проданной. Доходы населения распределяются по группам населения неравномерно.

Существует ряд показателей  оценки дифференциации доходов населения, которые позволяют увидеть, насколько  интенсивно протекает данный процесс. В их числе:

  • распределение населения по уровню среднедушевых доходов - это показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов.
  • распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения - показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из двадцати процентных (десяти процентных) групп населения. Этот показатель наглядно представил экономист Лоренц в виде кривой фактического распределения дохода (кривая Лоренца).

Для этого разобьем все население страны на пять равных, по числу входящих в них домохозяйств, групп (по 20%). Группы населения будем располагать по оси абсцисс от самых малообеспеченных до самых богатых. Если все группы населения обладают равными доходами, то на 20% населения приходится 20% доходов, на 40% населения - 40% доходов и т.д. Абсолютное равенство представлено биссектрисой ОЕ (рис. 6.6), а абсолютное неравенство - кривой OGE. Линия OABCDE отражает фактическое распределение дохода (кривая Лоренца онлайн). Чем ближе кривая Лоренца к линии абсолютного равенства, тем меньше неравенство в распределении доходов.

 
Кривая Лоренца 

  • коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой отношение площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства ( ) к площади всего треугольника OGE. Для приблизительной оценки коэффициента Джини отрезки кривой Лоренца представляют в виде прямых линий OA, AB, BC, CD, DE. Затем последовательно находят площади треугольников и прямоугольников и получают площадь фигуры . Чем больше индекс Джини, тем больше неравенство;
  • децильный коэффициент дифференциации доходов - соотношение среднедушевых денежных доходов последней и первой групп населения. Он показывает, во сколько раз доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения.

Информация о работе Рынок труда