Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:50, контрольная работа
Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает характер экономико-правовой категории.
Он представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.
Зкомис. = Прр × % комиссионный, руб., где:
Прр — прибыль от реализации продукции (товаров, услуг) данным работником.
Здилерск. = Прр — Цена, руб.
В последние годы крупные компании отказываются от повременной системы оплаты труда. При этом система материального стимулирования ориентируется на фактическую квалификацию работника (на основании выполняемой работы). На таких предприятиях работники получают фиксированное жалованье за квалификацию, а не за часы, проведенные на рабочем месте.
Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности
Т1в3
Безработица - необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Безработица как экономическое явление представляет собой вынужденную незанятость трудоспособного населения, отсутствие постоянного места работы. Незанятость является результатом действия объективных процессов: неравномерного развития производительных сил, противоречивого характера НТП, высоких темпов модернизации производства. Основными причинами безработицы являются: экономическая конкуренция, в частности на рынке труда; несовпадение спроса и предложения рабочей силы по профессиям, специальностям; спад производства; свертывание производства в традиционных отраслях, закрытие технически отсталых предприятий, несовпадение качества рабочей силы и требований к ней со стороны производства. [5 с.115]
Выделяют несколько
видов безработицы. Фрикционная безработица
представляет постоянное движение рабочей
силы в поисках более подходящего места
работы. Структурная
безработица связана с реструктуризацией
экономики и НТП, вследствие чего изменяется
профессионально-
Государственное регулирование рынка
труда направлено на достижение рационального
в конкретных социально-экономических
условиях уровня занятости, наибольшего
соответствия профессиональной структуры
занятых профессиональной структуре занимаемых
рабочих мест, смягчения последствий безработицы.
Государственные меры, воздействующие
на величину и структуру спроса на рабочую
силу, — это создание новых рабочих мест
за счет сокращения рабочего дня на уже
существующих рабочих местах.
Административные меры общей направленности
сводятся к регулированию режима работы
и отдыха. Государственные органы законодательно
устанавливают, как правило, максимальную
продолжительность рабочей недели. Эта
величина непосредственно влияет на число
рабочих мест: сокращение максимальной
продолжительности рабочей недели приведет
к образованию дополнительных рабочих
мест.
Применение такой меры в современных условиях
требует определенной осторожности. С
одной стороны, она позволяет снизить
уровень безработицы для еще работающих
и уменьшить существующую безработицу,
с другой стороны, может отрицательно
сказаться на эффективности экономики
в целом.
Среди специализированных административных
мер регулирования, распространяющих
свое воздействие на отдельные группы
населения, следует выделить квотирование
рабочих мест для инвалидов. Эта мера,
естественно, вызывает негативное отношение
работодателей, так как обязует их принимать
на работу лиц, не обладающих достаточной
квалификацией и опытом или имеющих ограничения
но состоянию здоровья. Поэтому такая
защитная административная мера обычно
дополняется экономическим поощрительным
воздействием на предпринимателей, предоставляющих
работу данным группам людей. Сюда прежде
всего относятся различные налоговые
льготы, выплата субсидий.
Следует упомянуть несколько нетрадиционную
административную меру защиты интересов
молодежи посредством снижения, как ни
странно, в определенных случаях возраста
выхода на пенсию по старости. Подобные
меры дают эффект в Швеции, ФРГ, Испании.
Среди общих экономических мер государственного
регулирования следует выделить помощь
в открытии предприятий, государственные
субсидии на расширение производства,
открытие новых государственных предприятий,
предоставление государственных заказов
промышленности в период спадов, организацию
общественных работ.
Содействие в организации собственного
дела, оказываемое службами занятости,
включает как оказание консультативной
и материальной помощи, так и помощь в
отборе и подготовке работников для вновь
создаваемой фирмы. Помощи в организации
собственного дела следует уделять особое
внимание, так как это связано не только
с трудоустройством человека, желающего
организовать свое дело, но и с созданием
новых рабочих мест. В отношении частных
предпринимателей государство использует
различные меры, стимулирующие их расширять
свое производство, причем там, где возникает
острая необходимость в дополнительных
рабочих местах.
В числе экономических специализированных
мер особое внимание в развитых странах
оказывается созданию предприятий так
называемой защищенной занятости — специализированных
предприятий для инвалидов. Это еще один
пример защитного регулирования. Такие
предприятия менее конкурентоспособны,
чем обычные, из-за низкой производительности
труда, поэтому требуют финансовой поддержки
со стороны государства. Однако они дают
инвалидам возможность работать, поэтому
рассматриваются как эффективная мера
для трудоустройства данной социально
уязвимой группы.
Организация общественных работ — способ
создания временных рабочих мест для тех,
кто не нашел себе применения на рынке
труда. Эта мера направлена на защиту безработных
и не относится к тем, кто имеет работу.
Государство обладает экономическими
средствами регулирования величины и
структуры предложения рабочей силы. Налоговые
рычаги, позволяющие стимулировать или
ограничивать предложение рабочей силы,
представляют собой группу, которую можно
охарактеризовать и как экономическую,
и как административную. Количество рабочих
мест, как правило, больше количества людей,
их занимающих, из-за совместительства.
Поэтому меры, ограничивающие совместительство,
позволяют получить вакантные рабочие
места. Ставки подоходного налога, существенно
возрастающие в зависимости от числа мест
работы человека, позволяют снизить спрос
на рабочие места со стороны тех, кто уже
имеет работу.
К экономическим мерам, регулирующим структуру
предложения, относится организация переподготовки
населения. Основной системой является
организация переподготовки за счет фонда
занятости, которая охватывает официально
зарегистрированных безработных.
Для финансирования системы переподготовки
необходимо привлекать средства предприятий,
причем не только взимая с них взносы в
фонд занятости, но и обязывая их платить
за обучение работников, которым грозит
безработица. Чтобы эти расходы не ложились
бременем на предприятия, необходимо разработать
механизм льготного налогообложения для
них.
Таким образом, государственная политика в области занятости призвана охватывать регулирование заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице.
Т2 в1
Особенность рынка земли. Особенностью этого рынка является ограниченность (иногда и невозможность) воспроизводства. В силу ограниченности данного ресурса собственность на землю является самым доходным видом собственности. Экономическая реализация данного вида собственности чаще всего производится не путем ее продажи, а через сдачу в аренду и получение дохода в виде ренты. Рента – это плата за пользование землей.
Отношения по поводу ценообразования
и распределения доходов от использования земли, ее ископаемых ресурсов и недвижимости
называются «рентными».
В более узком смысле под «экономической
рентой» подразумевается цена земли, уплачиваемая арендатором
ее собственнику за возможность производительного
использования земли и получения прибыли. Рента
является частью этой прибыли и уплачивается
путем ее распределения в пользу собственника земли. Собственность на землю с ее
естественными ресурсами и недвижимостью
в виде построенных сооружений дает основание
для получения чистой, т.е. абсолютной,
ренты, а также доходов в виде арендной
платы. Зачастую рента включает в себя
и арендную плату, если земельный участок
арендуется для хозяйственного использования
с построенными на нем сооружениями. Арендная
плата выступает самостоятельной формой
платежа, при которой используется лишь
недвижимость, т.е. сооружения, здания
и т.п.
Т2 в2
В общеэкономическом смысле экономическая рента есть разница между реальной ценой ресурса и той минимальной ценой, которую необходимо уплатить, чтобы побудить владельца этого ресурса его продавать. Минимальную цену предложения какого-либо ресурса на данном отраслевом рынке определяют альтернативные издержки продавцов ресурса. Если цена падает ниже минимальной цены, то владельцы ресурса предпочтут либо предлагать его на других рынках, либо вообще воздержаться от продажи. Таким образом, превышение получаемого дохода над альтернативными доходами образует экономическую ренту владельцев ресурсов.
Экономическую ренту можно рассмотреть на примере заработной платы работников. Квалифицированные работники могут получать устойчивый избыточный доход, то есть экономическую ренту, которая аналогична понятию избытка производителя на рынке продукта.
Абсолютная рента
Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю со стороны определенного класса общества. В самом деле, собственник земли именно в этом своем качестве, зная, что земля необходима всем - для сельскохозяйственного и промышленного производства, - заставит желающего пользоваться землей, платить за нее арендную плату. И действительно, в английском языке слово «рента» означало первоначально аренду или арендную плату, и эта категория проявляется со всей ясностью и определенностью одновременно с возникновением капиталистического общества. В этой арендной плате заключены две части: одна соответствует проценту на капитал, уже вложенный в землю и неотделимый от нее (мелиорация, ирригация, постройки и т.д.); другая существует всегда и соответствует передаче права пользования землей, или, как говорил Риккардо, пользования исходными и неразрушимыми свойствами земли.
Дифференциальная рента
Анализируя такое понятие,
как чистая экономическая рента,
мы рассматривали землю и
Дифференциальная рента является наиболее распространенной формой земельной ренты. Это разница между общественной и индивидуальной стоимостью сельскохозяйственной продукции. Дифференциальная рента - это понятие, фигурирующее не только на рынках земельных угодий и производства сельскохозяйственной продукции; она возникает как экономическая категория в случае использования любого рода ресурсов, не являющихся полностью однородными в каждом их классе. Так, адвокаты в среднем зарабатывают больше, чем водители грузового автотранспорта, что сопрягается с соответствующими в этих случаях вложениями в человеческий капитал. Конечно, в каждом конкретном случае существуют свои тонкости. Например, адвокат, обладающий особым даром убеждать присяжных заседателей и смягчать судейские сердца, получает дифференциальную ренту, намного превосходящую альтернативную стоимость полученного им образования.
Монопольная рента
В сельском хозяйстве есть еще одна разновидность ренты - монопольная рента. Исключительные природные условия порой создают возможности для производства редких сельскохозяйственных продуктов - особых сортов винограда, некоторых видов цитрусовых, чая и т.д. Такие товары продаются по монопольным ценам, верхний предел которых нередко определяется лишь уровнем платежеспособного спроса. В результате монопольные цены могут значительно превышать индивидуальную стоимость таких продуктов. Это и позволяет землевладельцам получать монопольную ренту.
Итак, монопольная рента - эта особая форма земляной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезные ископаемые.
Таким образом, в сельском хозяйстве, как и в других отраслях, капиталисты-предприниматели получают равную прибыль на равновеликий капитал. Выплата ренты землевладельцам осуществляется не в нарушение закона стоимости, а в соответствии с ним. Однако поскольку конкуренции не удается преодолеть барьер частной собственности на землю, землевладельцы «перехватывают» у промышленных капиталистов значительную часть прибавочной стоимости в виде ренты.
Земельная рента
Особой формой ренты является земельная рента, связанная с аграрными отношениями. Земельная рента выступает как часть прибавочного продукта, создаваемого производителями, хозяйствующими на земле. Земельная рента - это определенная сумма, которую земельный собственник получает от арендатора - предпринимателя, взявшего земельный участок во временное пользование за арендную плату.
Земельная рента образуется
не только в связи с арендой
земли для
В добывающей промышленности где получают энергоносители, полезные ископаемые и другие сырьевые продукты) рента образуется совершенно так же, как и в земледелии. Здесь дифференциальная рента порождена различиями в уровне производительности труда и величине себестоимости, которые обусловлены неодинаковым богатством залежей и неравенством других природных условий на рудниках, шахтах, нефтяных и газовых скважинах. Цены на продукцию добывающей промышленности устанавливаются, естественно, по худших условиям ее производства. На лучших же участках, где получают полезные ископаемые с меньшими хозяйственными издержками, образуется разностный доход. Он достается собственнику земли в виде дифференциальной ренты.