Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает характер экономико-правовой категории.
Он представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 872.00 Кб (Скачать)

И, наконец, последний случай —  равновесие совокупного спроса и  предложения на классическом участке  графика AS. Данный вариант означает, что макроэкономическое равновесие достигается в условиях полной занятости экономических ресурсов.

Реальный объем внутреннего  продукта здесь соответствует ВВП  потенциальному, т. е. ВВП в условиях полной занятости (Qmax). Полная занятость в экономике исключает перепроизводство и недопроизводство.

Ситуация стабильного рыночного  равновесия на уровне всей национальной экономики скорее исключение, чем  правило, и встречается достаточно редко, так как совокупное предложение и совокупный спрос подвержены влиянию множества факторов.

Быстрое изменение совокупного  спроса или совокупного предложения вызовет нарушение макроэкономического равновесия. В экономической литературе резкие изменения совокупного спроса или совокупного предложения получили название соответственно шока спроса и шока предложения.

Шок со стороны спроса может возникнуть, например, вследствие значительного увеличения денежной массы (допустим, правительство для расчета с долгами могло прибегнуть к эмиссии денег). Шок спроса может быть вызван и колебаниями инвестиционной активности бизнеса (так, в условиях экономического подъема инвестиционные расходы резко возрастают), и ажиотажным спросом населения, напуганного слухами о возможном повышении цен, и резким притоком импортных товаров (например, в результате либерализации правил внешнеэкономической деятельности) и прочими причинами. Шок предложения возникает чаше всего из-за резкого изменения издержек производства, что, в свою очередь, может быть связано, например, с повышением мировых цен на энергоносители, или с большим наплывом иммигрантов, резко увеличившим предложение труда, или со стремительным внедрением новых технологий и т. п.

Проанализируем сначала, как изменение  совокупного спроса скажется на равновесных параметрах национального рынка. На данных рисунках проиллюстрировано увеличение совокупного спроса.

Рассмотрим вариант сокращения совокупного спроса. Если экономика  находится в состоянии спада (кейнсианский участок графика совокупного предложения), то сокращение спроса в масштабах всей экономической системы будет иметь следствием снижение объемов производства, рост безработицы. Общий же уровень цен останется без изменений. Таким образом, мы столкнемся с ситуацией, обратной случаю, рассмотренному на рисунке. По аналогии можно предположить, что при пересечении графиков AD и AS на промежуточном или классическом участках кривой совокупного предложения изменение совокупного спроса в сторону понижения должно вызвать снижение уровня цен в экономике и объема ВВП. Однако практика показывает, что, один раз увеличившись, цены практически никогда не падают до прежнего уровня, даже при снижении AD. Если они и снижаются, то незначительно. Объясняется это следующим образом.

1. Главной составляющей цены любого товара являются издержки производства, большую часть которых составляет заработная плата. А заработная плата практически никогда не снижается, т. е. является неэластичной в сторону понижения, так как существует законодательно установленный размер минимальной заработной платы; профсоюзные организации, отстаивая интересы своих членов, препятствуют снижению заработной платы; сами предприниматели боятся дестимулировать производительность труда и потерять наиболее квалифицированные свои кадры.

2. Вторая причина неэластичности  цен в сторону снижения —  значительная монополизация большинства  современных 
товарных рынков и, как следствие, существование у монополий возможности удерживать цены даже при сокращении спроса на 
рынке.

Описанная ситуация (связанная с неэластичностью цен к понижению) получила название эффекта храповика. Рассмотрим его графическую интерпретацию (см. рис. ниже). Предположим, что первоначально равновесие в экономике достигалось в точке А на кейнсианском участке. Допустим теперь, что по некоторым объективным экономическим причинам совокупный спрос возрос и кривая AD1 сместилась до положения АD2 на плоскости. Равновесие перешло из точки А в точку В, расположенную на классическом участке графика AS. Подобное изменение макроэкономической ситуации привело к росту уровня цен с РА до РB и увеличило объемы реального ВВП с Q1 до Qmax. Далее предположим, что под воздействием неценовых детерминант совокупный спрос сократился и кривая AD возвращается в свое первоначальное положение, т. е. смещается до уровня AD1. Из-за действия эффекта храповика данное изменение совокупного спроса не приведет к изменению уровня цен в экономике.

Для сохранения равновесных параметров кейнсианский отрезок перемещается вверх до положения РВВ, а сам график совокупного предложения будет теперь представлен ломаной линией PBBAS. Теперь равновесие экономической системы достигается в точке D, при равновесных параметрах Рв и Q2.

 

Т6В1

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ [macroeconomic regulation] — способ управления экономикой, при котором управляющему центру, государству нет нужды изучать и оценивать каждое случайное воздействие на систему и давать элементам системы указание, рецепт, как на него реагировать. Однако имеются стимулы и другие инструменты, направляющие реакцию системы на воздействия в нужное русло, определяемое целями экономической политики государства.

Цели макроэкономического регулирования

Основной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.

Эта главная цель не   может  быть достигнута без осуществления  конкретных целей, которые неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики.

Цель - выравнивание экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл; улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п.

Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы  по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения

Данные цели осуществляются с помощью следующих инструментов:

  1. Проведение эффективной денежно-кредитной политики (регулирование учётной ставки банковского процента, осуществление контроля за коммерческими банками, регулирование рынка ценных бумаг, регулирование валютных курсов).
  2. Проведение эффективной фискальной политики (регулирование правительственных расходов и доходов, регулирование системы налогообложения).
  3. Проведение эффективной внешне-экономической и таможенной политики (регулирование таможенных пошлин, тарифов и квот, регулирование торгового и платёжного баланса страны).
  4. Регулирование доходов субъектов (контроль и регулирование доходов хозяйственных субъектов и домашних хозяйств, ограничение заработной платы).

 
Фискальная политика представляет собой воздействие государ¬ства на экономику посредством формирования величины и структу¬ры государственных расходов, объема трансфертных выплат и систе¬мы налогообложения.  
Государственные расходы представляют собой закупки государ¬ством товаров и услуг в целях выполнения государственных про¬грамм, включая оплату труда госслужащих. Трансферты представля¬ют собой адресные, целевые выплаты домохозяйствам (гражданам) без предоставления со стороны последних каких-либо товаров или услуг.  
По существу, фискальная политика сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета, так как налоги представляют основные доходы госбюджета, а государственные закупки и транс¬ферты — его расходы. Анализ фискальной политики предполагает получение ответов на следующие вопросы.  
Во-первых, насколько широка степень государственного влияния в современной экономике, а именно: какая доля национального дохо¬да перераспределяется через госбюджет, какова степень централиза¬ции финансовых потоков и какова оптимальная бюджетная нагрузка для экономических субъектов?  
Во-вторых, каким образом изменение величины госрасходов и объема налогов влияет на экономическую конъюнктуру?  
В-третьих, каковы принципы собственно бюджетной политики: должен ли бюджет быть сбалансированным либо может исполняться с дефицитом или избытком?

 Виды фискальной политики  
 
В зависимос¬ти от фазы экономического цикла фискальная политика может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной).  
Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, выз¬ванной избыточным спросом. Она направляется на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема валового на¬ционального продукта (ВНП) по сравнению с его потенциаль¬ным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (это — разность между доходов правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (заку¬пок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление сово¬купного спроса в частном секторе экономики.  
Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика осуществляется в период спада общественного производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание их снижения с увеличением государственных расходов.  
Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производ¬ства, занятость населения. Так, в период спада производства правительства, стимулируя государственные расходы, вызыва¬ют мультипликационный рост потребительских расходов и мно¬жительный эффект инвестиций.  
При значительном уровне безработицы государство вводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов.

 

Т6в2

 

Национальный доход – вновь созданная в сфере материального производства стоимость. Это часть совокупного (валового) общественного продукта, которая остается за вычетом потребленных в процессе производства средств производства. Национальный доход исчисляется тремя методами.

Производственный метод основан на суммировании чистой продукции всех отраслей сферы материального производства. При этом чистая продукция каждой отрасли определяется как разность между валовой продукцией и материальными производственными затратами:

Распределительный метод состоит в суммировании первичных доходов населения (ПДн), занятого в сфере материального производства, и доходов предприятий (ПДпр) сферы материального производства:

Метод конечного использования предполагает исчисление национального дохода суммированием всех элементов, образующих фонд накопления (ФН), и всех видов непроизводственного потребления (ФП) с учетом внешнеторгового сальдо (ВТС) и потерь (П):

 

Распределение национального дохода в широком понимании охватывает все сферы общественного производства: непосредственное производство, распределение, обмен и потребление.

На стадии распределения необходимый и прибавочный продукт распадаются на первичные доходы в виде заработной платы, прибыли, процентов, ренты, дивидендов, арендной платы и др. Их разделяют на трудовые и нетрудовые.

К трудовым относятся доходы, создаваемые работниками на предприятиях и в отраслях и поступающие в их индивидуальное распоряжение в форме заработной платы, а также доходы работников города и села от индивидуальной трудовой деятельности и подсобного хозяйства.

К нетрудовым, источник которых – прибавочный продукт, относится часть прибыли предпринимателей, процент, рента, прибыль собственников торгового капитала и др.

При этом часть прибыли, создаваемая  производительным трудом предпринимателя, считается трудовым доходом, а нетрудовым – лишь часть присваиваемой им прибыли, превышающая количество и  качество его управленческого труда, затрат, связанных с организаторской деятельностью. Что касается ренты, то к нетрудовым доходам можно отнести только абсолютную ренту.

 

Т6в3

1.3. Функции налогов.  
Конкретный механизм действия функции налогов вытекает из определения сущности и понятия налогов. Из определения налогов, выражающего их сущностный характер, вытекает, что налогам присущ обязательный и прмнудительный характер изъятия платежей в бюджет, которые устанавливаются законодательно. Налоги обязательны к уплате. Именно эта специфическая особенность налогов, их устойчивость делает налоги основой государственных доходов. Как раз эти особенности и специфические черты налогов раскрывают их фискальный характер, вытекающий из определения финансов.  
Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресупрами, необходимыми для осуществленя его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает.  
Последние десятилетия в мировой практике характеризуется резким увеличением налоговых платежей в бюджет государства. Это связано с ростом объектов производства, развитием научно-технического прогресса, которые обеспкечили реальные условия для увеличения национального дохода и , соответственно, повлекли за собой рост финансовых ресурсов государства в основном за счет налоговых платежей.  
С другой стороны, рост налогов в ряде стран мира привел к увеличению издержек производства, росту цен, удорожанию товаров. Чрезмерное налогообложение населения отрицтельно отразилось на материальном положении отдельных социальных групп.  
Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в виде капитала или заработка, рассматриваеися как своеобразная эксплуатация со стороны государства.  
Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета. В наибольшей мере фискальная функция проявляется в налоге на добавленную стоимость и акцизном налоге. Но с другой стороны, расширение налогов фискальной направленности может оказывать отрицательное влияние на экономику и благосостояние населения.  
Однако фискальная функция не учитывает другого важного свойства – стимулирование лучшего и наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов (труда, капитала, природных ресурсов).  
В налоговых отношениях возникла стимулирующая функция налогов, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.  
Существуют следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта налогообложения; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы.  
Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставлятся любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.  
Вместе с этим стимулирующая функция налогов реализуется через стимулирование более эффективного использования природных ресурсов, земли, минерально-сырьевых ресурсов. Посредством этих налогов одновременно происходит стимулирование воспроизводства природных ресурсов и земли, направление средств в дорожные фонды и др. В этом качестве налоги могут выполнять воспроизводственную функцию. Они имеют четко выраженную отраслевую принадлежность.  
Для стимулирующей функции характерны две основные черты:  
- стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений через различные виды льгот по налогам и преференции;  
- мобилизация и аккумуляция финансовых ресурсов в централизованном фонде финансовых ресурсов государства.  
Данная черта характерна и для фискальной функции.  
Из сущности налогов вытекает то, что им присуща распределительная, а точнее, перераспределительная функция. Она обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направление одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а в другой – в централизованный фонд государственных ресурсов, т. е. в бюджет государства в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.  
Именно через налоги реализуется главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулирование в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.).  
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально распределительная функция налогов носила сугубо фискальный характер. Но с развитием государства она стала активно участвовать в организации хозяйственной жизни и развитии экономики в стране. У этой функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. Сегодня регулирующие функции государства настолько велики, что можно рассматривать эти процессы как проявление регулирующей функции налогов. Это обусловлено тем, что налоги, активно участвуя в перераспраделительном процессе, оказывают влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства.  
На различных этапах развития общества роль регулирующей функции налогов менялась. В ранних периодах развития общества она оказывала незначительное влияние на производство. В период перехода к развитому капитализму, вызванного ростом производительных сил, были созданы объективные предпосылки и потребность в более масштабном государственном регулировании экономических отношений. Это обусловило повышение роли налогового регулирования. Контрольная функция означает контроль со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью юридических и физических лиц. Она оценивает эффективность каждого налогового канала и налогового процесса в целом, выявляет необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.  
Поощрительная функция налогообложения предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники войны, участники ликвидации аварий и т. д.). Эта функция имеет социальную направленность.  
Таким образом, функция налогов – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Она показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Информация о работе Рынок труда