Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:50, контрольная работа
Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает характер экономико-правовой категории.
Он представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.
На сегодняшний день ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» - единственная в республике целостная структура, на основе которой создана общенациональная система биржевых торгов на всех основных сегментах финансового рынка – валютном, фондовом и срочном.
За ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право на организацию вторичного обращения государственных краткосрочных облигаций, государственных долгосрочных облигаций и краткосрочных облигаций Национального банка Республики Беларусь.
Биржевой рынок
Информационная прозрачность является важным принципом организации биржевой деятельности на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». В 2000 году была введена в эксплуатацию информационная Белорусская котировочная автоматизированная система (БЕКАС), которая представляет собой единственно полноценный источник информации о состоянии внебиржевого рынка ценных бумаг.
Для распространения информации биржей используется широкий спектр современных и традиционных технологий: Интернет - сервер, электронная почта, удаленные информационные терминалы, которые позволяют получать итоговую и текущую (в режиме on-line) информацию о ходе биржевых торгов иностранными валютами и государственными ценными бумагами.
Стратегической целью развития биржевого рынка ценных бумаг является обеспечение качественно нового уровня обслуживания участников и роста торговых оборотов, модернизация его инфраструктуры и технологии работ.
Депозитарная система
Основная задача депозитарной системы
- обеспечение централизованного
хранения ценных бумаг, зарегистрированных
в установленном
Созданная в Республике Беларусь централизованная двухуровневая депозитарная система, осуществляющая повсеместно на территории Республики Беларусь учет прав собственности на ценные бумаги, является наиболее передовой в странах СНГ.
Функции центрального депозитария
в отношении корпоративных
Главной задачей в дальнейшем развитии депозитарной системы Республики Беларусь является создание единого центрального депозитария по всем видам эмиссионных ценных бумаг до 01.01.2008 в целях реализации подпункта 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277.
СПИСОК
основных нормативных правовых актов Республики Беларусь в области регулирования рынка ценных бумаг
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.;
2. Инвестиционный кодекс
3. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г.;
4. Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 г. «О ценных бумагах и фондовых биржах»;
5. Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах»;
6. Закон Республики Беларусь
от 13 декабря 1999 г. «Об обращении
переводных и простых векселей»
7. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»;
8. Указ Президента Республики
Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277
«О некоторых вопросах
9. Указ Президента Республики Беларусь 28 апреля 2006 г. № 278 «О совершенствовании регулирования вексельного обращения в Республике Беларусь»;
10. Постановление Совета
11. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. № 112 «О регулировании рынка ценных бумаг»;
12. Постановление Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 10/П «О некоторых вопросах представления отчетности и раскрытия информации участниками рынка ценных бумаг»;
13. Постановление Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 11 апреля 2006 г. № 09/П «Об утверждении Инструкции о порядке выпуска и государственной регистрации ценных бумаг».
Рынок государственных ценных бумаг
Рынок государственных ценных бумаг функционирует с 1994 года и характеризуется стабильностью, своевременным, безусловным выполнением всех обязательств перед инвесторами. Платежи по погашению и обслуживанию государственных займов относятся к защищенным и первоочередным по отношению к другим статьям расходов при исполнении бюджета. Инвестирование средств в государственные ценные бумаги Республики Беларусь является выгодными и безрисковыми операциями.
Министерство финансов от имени
Правительства выпускает
• государственные краткосрочные облигации,
• государственные долгосрочные облигации,
• государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте,
для физических лиц
• облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь,
• облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь.
Действующее законодательство Республики Беларусь по государственным ценным бумагам позволяет резидентам и нерезидентам вкладывать свои денежные средства во все виды ценных бумаг Правительства Республики Беларусь.
Государственные ценные бумаги Республики Беларусь юридические лица могут приобрести:
• на аукционе, проводимом Национальным банком Республики Беларусь;
• на аукционе, проводимом Министерством финансов Республики Беларусь через электронную торговую систему открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа»;
• на основании договора купли-продажи облигаций, заключаемого с Министерством финансов Республики Беларусь на условиях, утвержденных этим министерством;
• на вторичном рынке ценных бумаг через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».
Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются:
1. Министерство финансов Республики Беларусь - эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Министерство финансов разрабатывает предложения, определяет условия выпуска, размещения, обращения, погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, формирующих как внутренний, так и внешний государственный долг.
2. Национальный банк Республики Беларусь - финансовый агент Правительства Республики Беларусь на рынке государственных ценных бумаг, участвует в их обращении, выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг.
3. Инвесторы - профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные.
По обоюдному согласию эмитента и инвестора возможно досрочное погашение или обмен облигаций на новые выпуски.
Наиболее привлекательными для инвесторов являются государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года и государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более, номинированные в национальной денежной единице Республики Беларусь (белорусских рублях). Данные ценные бумаги выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах и могут быть с дисконтным или процентным доходом.
Доходность по облигациям в белорусских рублях в 2006 году составила 10 – 11 процентов годовых. Средний срок обращения государственных краткосрочных облигаций в 2006 году составил 323 дня, государственных долгосрочных облигаций - 1 950 дней.
Доходность по облигациям, номинированным в иностранной валюте (доллары США, евро), в период с 2005-2006 г. колебалась в пределах от 6 до 9 процентов годовых. Средний срок обращения данных ценных бумаг составляет до 2 лет.
. Воздействие государства на рынки ценных бумаг
Государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по следующим направлениям:
1. Выступает
как административный орган,
– порядок и
образование акционерных
– порядок эмиссии и виды разрешенных к эмиссии ценных бумаг;
– ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами;
– деятельность биржи, а также разрешают или запрещают отдельные виды сделок с ценными бумагами.
2. Выступает
на рынке как субъект
3. Воздействует
на состояние рынка через
Продажа или
скупка государственных бумаг
Фондовый рынок реагирует также на учетную политику Центрального банка. Центробанк может предоставлять ссуды другим банкам. Понижая учетную ставку, т.е. плату за ссуду, банк поощряет стремление брать новые ссуды, а, повышая ее, он ослабляет это стремление. В день, когда учетная ставка повышается, другими словами, растет ссудный процент, курс акций и облигаций обычно падает, и наоборот, при снижении учетной ставки курс акций и облигаций повышается.
Фондовый рынок реагирует также на изменение нормы обязательных резервных средств, которые должны хранить банки в Центральном банке. Центробанк может прибегнуть к этому средству, чтобы быстро сократить кредит, увеличив норму, или расширить его, понизив норму. Расширение кредита приводит к увеличению доступности денег и снижению уровня ссудного процента. Следствием таких действий будет повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Если резервная норма повышается, то уменьшается доступность денег, возрастает ссудный процент и падает курс акций и облигаций, выпущенных под более низкий процент.
Следующий канал воздействия Центрального банка на фондовый рынок может состоять в ограничении кредита на покупку акций, то есть устанавливается определенный процент от стоимости акций, который покупатель должен оплатить за счет своих денег, а оставшуюся сумму он может внести, пользуясь кредитом.
Рынок ценных бумаг может подвергаться воздействию государственного регулирования и в случае возникновения большого дефицита государственного бюджета. Для того, чтобы найти средства для его компенсации, государство выпустит облигации.
Т5В1
Совокупный спрос — это потребность в товарах и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных стран. Он представляет собой абстрактную модель соотношения между уровнем цен и реальным объемом национального производства. Общая характеристика данной модели состоит в том, что, чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели и, наоборот, более высокий уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального продукта. Следовательно, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость. Наиболее наглядно она выражается посредством кривой совокупного спроса.
Эффект процентной ставки оказывает воздействие на характер движения кривой совокупного спроса таким образом, что от ее уровня зависят, с одной стороны, потребительские расходы, а с другой – инвестиции. Если выразиться точнее, то проблема в том, что с повышением уровня цен повышаются и процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительских расходов и инвестиций. Дело в том, что повышение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. Потребителям нужны дополнительные средства для производства покупок, предпринимателям — для закупки сырья, оборудования, выплаты заработной платы и т.д Если объем денежной массы не меняется, это взвинчивает цену за пользование деньгами, т.е. процентную ставку, что, в свою очередь, ограничивает расходы и по покупкам, и по инвестициям. Отсюда следует вывод, что повышение уровня цен на товары увеличивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращает спрос на реальный объем производимого национального продукта.
Эффект материальных ценностей (эффект богатства) также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность таких финансовых активов, как срочные счета, облигации, снижается, реальные доходы населения падают, а значит, сокращается покупательная способность семей. Если же цены снижаются, то покупательная способность возрастает, а расходы увеличиваются.