Рынок труда и молодежи в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Ситуация, складывающаяся на казахстанском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Особенности Казахстанского рынка труда……………………………5
1.1 Основные характеристики рынка труда РК………………………………….5
1.2Понятие о безработице .Виды безработицы ………………………………….10
Глава 2. Рынок труда и молодежи в РК…………………………………………17
2.1 Молодежь на рынке труда. ………………………………………………….17
2.2 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда………………………….24
2.3 Решение проблемы занятости молодежи……………………………..........27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Наджмулла Наджиба.docx

— 125.25 Кб (Скачать)
 
2.3  Решение проблемы занятости молодежи 

      В программе молодежной политики государства на 2009-2010 годы предполагается, что приоритетным направлением должно стать создание условий для включения молодежи в реальный производственный труд, подготовка к профессиональному труду в любой социально необходимой деятельности, привитие молодежи умений и навыков труда на ранних этапах социализации и развития личности.

     Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в формировании системы государственной поддержки становления и развития молодежи, их программы учитывают специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь отличается от всех социальных групп не только возрастом, но и тем, что ей присущи особые социальные функции, связанные со вступлением в жизнь. Органы, курирующие традиционные отрасли социальной сферы, не могут в полной мере обеспечить условий для эффективного исполнения молодежью ее ролей в связи с тем, что те еще не сформированы.

     Это обстоятельство вызвало потребность в округе в специальном органе управления, ведающем сферой жизнедеятельности молодежи. Начиная с 1992 года в Казахстане стали возникать органы по делам молодежи в муниципальных образованиях округа.

    Деятельность Комитета характеризуется стремлением создавать специфическую нормативно-правовую базу, формы и механизмы деятельности сети учреждений, отвечающие целям комплексного обеспечения жизнедеятельности и становления молодежи округа, тем самым формируя единую систему работы с молодежью. Эффективность такой деятельности во многом зависит от качества взаимодействия Комитета с ведомствами, курирующими различные отрасли социальной сферы, органами по делам молодежи местного самоуправления и молодежными общественными объединениями. Без их активного участия, совместных инициатив, оттачивания наиболее эффективных форм и методов работы была бы невозможна цельная и последовательная государственная молодежная политика в округе. Современный этап развития  общества  обусловил радикальные сдвиги  в общественно-политической и  экономической  жизни  страны.  Курс  проводимых реформ  -  преобразить  социально-трудовую  сферу.  Совершилась   подлинная революция в занятости, а вместе с ней резко изменились общественные условия труда миллионов людей. [24] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Диаграмма 4 . Структура занятой молодежи 16-24 лет по занятиям  на основной работе в 2009 году, в процентах 

   

Источник: Агентство РК по статистике. Бюллетень Основные индикаторы рынка  труда. Серия 13: Занятость  населения и оплата труда. Астана, 2009 год 

       Исходя из диаграммы 4, можно  сделать вывод, что больший  процент молодежи 16-24 лет занят  в сфере сельского хозяйства  и рыбоводства, а меньший процент  занятой молодежи- это служащие, занятые оформлением документации.

      Сейчас с  определенной  долей  уверенности  можно  утверждать,  что  в Казахстане  переход  от  полной  и  безусловной  занятости  в  общественном производстве,  соответствующей  всеобщности  и  обязательности  труда   при социализме,  к  системе  экономической  активности,  отвечающей   критериям рыночного  хозяйства,  состоялся.  Более  половины  экономически  активного населения работает не на государственные структуры, а на себя, трудится  на предприятиях и в организациях частнокооперативного характера. При этом  15% заняты в малом бизнесе.

     Однако слабо реализуемое   вхождение  национальной  экономики   в  рынок деформирует ход всех  социально-экономических  процессов  в  республике,  и прежде всего тех, которые определяют процесс воспроизводство рабочей  силы.

     Неудачи и  ошибки  в  реформировании  в  сфере  и  занятости  проявились  в неконтролируемом высвобождении занятых в  отраслях  и  сферах  национальной экономики, росте всех видов  безработицы.  Около  20%  классифицируются  по методике Министерства труда и социальной  защиты  как  безработные,  причем уровень официально зарегистрированной безработицы достиг 7,3%.

      Контуры проблем и первоочередные меры в этом направлении определены  в теоретических   принципах   формирования   социально-экономической   модели занятости. Данная модель должна рассматриваться как  исходная.  Ее  следует регулярно корректировать по мере продвижения реформ и , что особенно важно, в ходе социально-экономического кризиса. Этим определяется  актуальность  и необходимость анализа становления социально-экономической модели  занятости и путей возможного ее развития в труднейших условиях  переходного  периода, так как решение проблем в  сфере  социально-экономических  процессов  может привести к улучшению ситуации в экономике страны в целом. Социально-экономическая модель занятости должна  быть   ориентирована на  создание   развитого, социально   корректируемого   рынка   труда   и использование его закономерностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Заключение 

     Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики.

    Намечая перспективы организации занятости подростков и молодежи, необходимо уделять внимание поддержке новых форм:

- создания  малых производств, способных  более полно занять молодежный  и женский труд;

- организации  квотирования рабочих мест через  законодательные акты, закрепляющие  требования к работодателю по  приему на работу молодежи, а  также систему льгот для него;

- создания  более эффективных и устойчивых  механизмов организации временной  занятости подростков. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.

     Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. В решении вопросов молодежной политики необходимо добиться также более четкого разграничения полномочий и ответственности окружных органов и органов местного самоуправления. Программы должны предусматривать более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования Казахстанской экономики и социальной сферы в целом.

        Необходимо вновь проработать практику бюджетных выплат на цели государственной молодежной политики. Компенсаторные действия должны быть строго ограничены четко выделенными категориями нуждающихся в помощи молодых людей и точно очерченным кругом задач. Основные же усилия должны быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает иной подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежных и детских объединений. Смысл его - в прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе (мировой опыт показывает, что вполне замысел государственной молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления первых мероприятий). [25]

    Формируя молодежную политику, государство  учитывает, что молодежь является  одним из общественно активных  слоев населения, имеющим важный  потенциальный вес в перспективе.  Последнее обусловливает недопустимость  недооценки роли и места молодежи  в государственном обустройстве.

   Но несмотря на это на казахстанском молодежном рынке труда в последние годы сложилась достаточно напряженная и характеризующаяся тенденциями к ухудшению ситуация. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

     Сложившаяся ситуация не изменится коренным образом, если проблема растущего дефицита рабочих кадров для приоритетных отраслей будет решаться неизбежно за счет ввоза иностранной рабочей силой, что, кстати, сегодня наблюдается. На сегодняшний день рынок труда проводит очень жесткий отбор, и выпускники являются одной из уязвимых социальных групп. Современный выпускник вступает в жизнь, где общество стремится к информационной стадии и новым стандартам жизни, когда современный мир и современный рынок труда предъявляют особые требования к системе профориентации молодежи и выбора профессии. По различным данным, лишь треть всех студентов знает, где будет работать после завершения учебы в вузе.     Следует сказать, что большая часть выпускников меняет специальность после опыта работы по своей основной профессии, а половина вообще никогда не работала по ней, сразу после вуза начав осваивать другую специальность.

     Одной из причин этого является  то, что большинство молодых людей  не имеет представления о реальном  спросе на профессиональные кадры  на рынке труда. В настоящее  время разрабатывается государственная  программа подготовки квалифицированных  рабочих кадров и специалистов  среднего звена.

Необходимо  учитывать, что путь к высокому профессионализму имеет свои обязательные этапы, это: обоснованный выбор профессии (профвыбор); проба сил (профориентационное обучение); профессиональное образование; профессиональный клиринг; перманентное повышении квалификации. 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  исользованной литературы

1)Постановление Правительства РК № 927 от 04.06.97. «Об утверждении положения о порядке поддержки создания новых рабочих мест и развития индивидуального предпринимательства из средств государственного фата содействия занятости».

2)Балтгайлис Ю.Э., Меньшиков В.В. Мировой опыт управления рынком рабочей силы на уровне регионов. - Рига. 1992.

3) Буланов B.C. Особенности воспроизводства рабочей силы в условиях формирования рыночных отношений. - М. 1993. - 153с

4) Гусарова Л.Ф., Жадан Н.Э. Экономические проблемы занятости / Под ред. Герасимовой В.В. Саратов, 1996.-134с. Ю.Джумамбаев К. Рынок труда в казахстанской экономике. - Алматы, 2000. -140 с.

5)Сулейманова .Г.В Право социального обеспечения РК. Алматы 2006г 98стр

6) Жирова Г.В. Региональный рынок труда: занятость и безработица / Вопросы экономики и агрономии. 4 2 . - Уральск. 1999. 63-67. И.Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М. 1993.

7) 12. Ковалев Г. Рынок труда: понятие, закономерности, перспективы. - СПб. 1992.-85с.

8)Корнаи Я. Дефицит. - М. 1990. - 607с. П.Кураков Л.П., Марков Ю.К., Степанова Р.Т. Трудовые ресурсы и занятость населения. Учебное пособие. - М . 1994. - 148с.

9)Маркс К. Капитал. Критика политической экономии: в 3 т. - М., 1989

10) Маршалл  А. Принципы экономической науки:  в 3 т. - М., 1993.

11) Никифорова  А.А. Рынок труда: занятость  и безработица. - М., 1991. - 184с. 

12). Павленков В.А. Рынок труда. - М., 1992. - 112с.

13) Ржаницына Л.С. Цена рабочей силы в условиях рынка. - М., 1993.

14) Романенкова  Г.М., Хабарина Т.В., Морозова Н.К.  Предпосылки формирования рынка  труда. Анализ ситуации и тенденции  развития. - Л., 1991.

15) www.stat.kz Агентство РК по статистике.

16) Салтыкова  Г. Рынок труда и заработная  плата. - СПб., 1992.

17) Самуэльсон П. Экономика: в 2 т. - М., 1992. ЗЗ.Сансызбаева Г.Н. Система социальной защиты населения и ее проблемы: Учебное пособие - Алматы,1998. - 80с.

18) Секретарюк  В.В. Рынок труда в переходный  период: вопросы теории, методологии,  практики. - М., 1997

19) Смит  А. Исследование о природе и  причинах богатства народов. - М., 1962

20) . Сосновская  Л.И. Основы теории рынка труда. - СПб, 1992. - 124с.

21) Татибеков  Б.Д., Байзакова Л.А. ,Мельдаханова  М.К. Рынок труда и занятость  / Реформирование экономики Казахстана. - Алматы. 1997. 331с. 

22) Токарский  Б.Л. Формирование рынка рабочей  силы в крупных промышленных  центрах. - СПб, 1992. - 140с. 

23) . Шарлотт  А. Недостатки в законодательстве, касающемся беженцев и лиц  без гражданства / Миграция в  Казахстане - настоящее и будущее. - Астана. 2000.

24) ЯЛИН  В.Ф. Безработица в условиях, перехода  к рыночной экономике. - М., 1993. Периодические  издания 

25) 37. Аллагулов Р.Х., Аллагулова Н.К. Рынок труда: основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели // Экономика и управление. 1996. № 5. 49-55. \ I управление. 1995. № 3. 79-84.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рынок труда и молодежи в РК