Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:30, курсовая работа
Ситуация, складывающаяся на казахстанском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения
Введение………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Особенности Казахстанского рынка труда……………………………5
1.1 Основные характеристики рынка труда РК………………………………….5
1.2Понятие о безработице .Виды безработицы ………………………………….10
Глава 2. Рынок труда и молодежи в РК…………………………………………17
2.1 Молодежь на рынке труда. ………………………………………………….17
2.2 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда………………………….24
2.3 Решение проблемы занятости молодежи……………………………..........27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………
Уменьшение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, усиление платежного кризиса оказывают самое негативное влияние на спрос рабочей силы.[20]
Повсеместно
увеличивается высвобождение
Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый пятый – молодой человек в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех обратившихся в поисках работы в службу занятости к количеству вакансий (конкуренция) составляет почти 17 человек, каждый третий из них - молодой человек в возрасте до 29 лет. Это свидетельствуют о значительном резерве рабочей силы, т.е. потенциале безработицы, в том числе молодежной, который коррелируется с показателем напряженности на рынке безработной молодежи и его официальном уровнем.
В последнее время безработица среди молодежи все больше приобретает застойный характер. В 2010г. средняя ее продолжительность составляла 5,6 месяца.
Повсеместно наблюдается сокращение емкости официального рынка труда и усиление разбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы, в том числе молодежной.
Особенности казахстанской безработицы определяются структурно–регрессивным спадом производства при разрушении прежних рынков (экономического пространства) и механизмов функционирования хозяйства и медленном формировании новых рынков и рыночных механизмов регулирования и саморегулирования экономики. Тенденции формирования безработицы закрепляются инвестиционным кризисом.
В результате спада производства во многих отраслях увеличился удельный вес сырьевых отраслей с низкой степенью переработки сырья. Позитивным моментом можно считать устойчивый рост доли отраслей непроизводственной сферы.
Возникли новые сектора экономики: банки, страховые, консалтинговые, аудиторские и инвестиционные компании. Здесь особенно быстро увеличивалась численность занятых, причем именно молодых людей.
Положительная реакция молодежи на возможности активного участия в "свободной" экономике налицо: это быстро растущий слой предпринимателей и лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, более 2/3 из них составляют люди в возрасте 25-29 лет. Однако структурные сдвиги в спросе на рабочую силу являются скорее отражением кризиса в экономике, а не структурной перестройки. И тем не менее рынок трансформирует отраслевую структуру в соответствии со своими потребностями. Стремительно растет спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно в тех, которые быстрее коммерциализировались.
Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего, среди молодежи–выпускников общеобразовательных школ, не продолжающих дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации.
Поэтому необходима рациональная организация общеобразовательного и профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием национальной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда.
В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости. [21]
Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.
Существует ряд основных требований, которые работодатель предъявляет к молодежи:
- получение диплома
- практический опыт работы
- получение
дополнительных навыков и
- "искорки в глазах"
По мере развития рыночных отношений и
конкуренции, ускорения перестройки отраслевой
структуры занятости ценность общеобразовательной
и социальной подготовки работника неизбежно
возрастет. Это будет способствовать увеличению
занятости молодежи на учебе. Мировой
и отечественный опыт подтверждают устойчивую
тенденцию роста продолжительности обучения
молодежи и более позднего вступления
в активную трудовую деятельность. Одновременно
изменяются и требования нанимателей
к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации
сиюминутной прибыли предприниматели
переходят к долговременной стратегии
получения устойчивых доходов в условиях
конкуренции, поэтому в перспективе у
них появится потребность в расширении
найма молодой рабочей силы. В противоположном
направлении будет действовать фактор
роста цены рабочей силы и, в особенности,
профессионально подготовленной. Поэтому
уровень занятости среди молодежи будет
зависеть от общей ситуации на рынке труда.
Тем не менее, он будет увеличиваться,
хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем
у зрелых работников. [22]
Таблица2 - Динамика показателей рынка
труда молодежи 15-24 года по возрастным
группам в 2002-2009годах
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Молодежь, выступающая на рынке труда (экономически активная), человек | 1256455 | 1113962 | 1298287 | 1342503 | 1372723 | 1 393100 | 1 349400 | 1305697 |
Уровень экономической активности молодежи 15-24 лет, % в том числе в возрасте: | 55,5 | 51,1 | 50,6 | 49,5 | 49,4 | 49,3 | 48,0 | 46,9 |
15 лет | 14,9 | 11,9 | 11,8 | 8,0 | 13,5 | 10,9 | 7,5 | 8,9 |
16-19 лет | 39,2 | 33,8 | 33,4 | 31,3 | 29,7 | 29,5 | 27,5 | 24,9 |
20-24 лет | 79,2 | 75,7 | 74,6 | 74,6 | 73,9 | 72,8 | 71,1 | 69,5 |
Источник: Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан. Статистический справочник. Серия 13: Занятость населения и оплата труда. Агентство РК по статистике. - Алматы, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 годы
Исходя из данных в таблице 3,можно сделать
вывод что большая часть молодежи вступило
на рынок труда в 2007 году.
2.2
Подготовка молодежи
к выходу на
рынок труда
Рыночная трансформация казахстанской экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры.
На основе комплексного исследования Алматинским центром занятости выявлены проблемы занятости молодежи:
-диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда,
-причины
незанятости безработной
-конкурентоспособность
основных потоков учащейся
-факторы
успешной профессиональной
-проблема
координации деятельности
- несоответствие
действующей в городе системы
психолого-профориетационной
Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений.
Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины ) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально- психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.
Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и
воспитания
задают профессионально-
В настоящее время в системе непрерывного
образования молодежи отсутствует целенаправленная,
систематическая психолого-профориентационная
работа, которая должна содействовать
личности в профессиональном самоопределении
с учетом не только потребностей и возможностей,
но и с учетом ситуации на рынке труда;
отсутствует система комплексного взаимодействия
социальных институтов, призванных решать
задачи профессионального самоопределения
и занятости; отсутствует подготовка специалистов
для оказания качественных психолого-
профориентационных услуг молодежи с
учетом специфики образовательного учреждения
(школа, детские дома, школы-интернаты,
профессиональные учебные заведения разного
уровня подготовки). [23]
Диаграмма 3.Уровень занятости молодежи
по возрастным группам
Источник:
данные Агентства
РК по статистике.
Исходя
из Диаграммы 3 можно сделать
выводы что , занятость молодежи
в возрасте 15-19 лет в 2009 году
по сравнению с 2002 годом увеличилась
на 15,3 %, а в возрасте 20-24 лет –
увеличилась на 9,7 %.
Среди факторов, влияющих на занятость молодежи можно также выделить: наличие рыночно ориентированного образования у молодежи, стремление к обучению, к получению опыта работы, к удачной карьере, ценность знаний у молодежи, более мобильное мышление, чем у старшего поколения, воспитанного в плановой экономике, инновационное мышление, не скованное стандартным мышлением, рост спроса на рынке труда, поддержка со стороны государства, активная деятельность молодежных НПО.
В современных социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации – это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий на рынке труда города, района.
В настоящее время существует
проблема несоответствия