Рынок труда и молодежи в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Ситуация, складывающаяся на казахстанском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Особенности Казахстанского рынка труда……………………………5
1.1 Основные характеристики рынка труда РК………………………………….5
1.2Понятие о безработице .Виды безработицы ………………………………….10
Глава 2. Рынок труда и молодежи в РК…………………………………………17
2.1 Молодежь на рынке труда. ………………………………………………….17
2.2 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда………………………….24
2.3 Решение проблемы занятости молодежи……………………………..........27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Наджмулла Наджиба.docx

— 125.25 Кб (Скачать)

    Уменьшение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, усиление платежного кризиса оказывают самое негативное влияние на спрос рабочей силы.[20]

Повсеместно увеличивается высвобождение работников.

    Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый пятый – молодой человек в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех обратившихся в поисках работы в службу занятости к количеству вакансий (конкуренция) составляет почти 17 человек, каждый третий из них - молодой человек в возрасте до 29 лет. Это свидетельствуют о значительном резерве рабочей силы, т.е. потенциале безработицы, в том числе молодежной, который коррелируется с показателем напряженности на рынке безработной молодежи и его официальном уровнем.

      В последнее время безработица среди молодежи все больше приобретает застойный характер. В 2010г. средняя ее продолжительность составляла 5,6 месяца.

Повсеместно наблюдается сокращение емкости  официального рынка труда и усиление разбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы, в том числе молодежной.

    Особенности казахстанской безработицы определяются структурно–регрессивным спадом производства при разрушении прежних рынков (экономического пространства) и механизмов функционирования хозяйства и медленном формировании новых рынков и рыночных механизмов регулирования и саморегулирования экономики. Тенденции формирования безработицы закрепляются инвестиционным кризисом.

     В результате спада производства во многих отраслях увеличился удельный вес сырьевых отраслей с низкой степенью переработки сырья. Позитивным моментом можно считать устойчивый рост доли отраслей непроизводственной сферы.

     Возникли новые сектора экономики: банки, страховые, консалтинговые, аудиторские и инвестиционные компании. Здесь особенно быстро увеличивалась численность занятых, причем именно молодых людей.

      Положительная реакция молодежи на возможности активного участия в "свободной" экономике налицо: это быстро растущий слой предпринимателей и лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, более 2/3 из них составляют люди в возрасте 25-29 лет. Однако структурные сдвиги в спросе на рабочую силу являются скорее отражением кризиса в экономике, а не структурной перестройки. И тем не менее рынок трансформирует отраслевую структуру в соответствии со своими потребностями. Стремительно растет спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно в тех, которые быстрее коммерциализировались.

      Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего, среди молодежи–выпускников  общеобразовательных школ, не продолжающих дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации.

      Поэтому необходима рациональная организация общеобразовательного и профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием национальной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда.

       В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости. [21]

        Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации. 

       Существует ряд основных требований, которые работодатель предъявляет к    молодежи:

- получение  диплома

- практический  опыт работы

- получение  дополнительных навыков и знаний

- "искорки  в глазах"

      По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников. [22]  

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Таблица2 - Динамика показателей рынка труда молодежи 15-24 года по возрастным группам в 2002-2009годах 

  2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Молодежь, выступающая на рынке труда (экономически активная), человек 1256455 1113962 1298287 1342503 1372723 1 393100 1 349400 1305697
Уровень экономической активности молодежи 15-24 лет, % в том числе в возрасте: 55,5 51,1 50,6 49,5 49,4 49,3 48,0 46,9
15 лет 14,9 11,9 11,8 8,0 13,5 10,9 7,5 8,9
16-19 лет 39,2 33,8 33,4 31,3 29,7 29,5 27,5 24,9
20-24 лет 79,2 75,7 74,6 74,6 73,9 72,8 71,1 69,5
 

Источник: Основные индикаторы рынка труда в  Республике Казахстан. Статистический справочник. Серия 13: Занятость  населения и оплата труда. Агентство  РК по статистике. - Алматы, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 годы

   Исходя из данных в таблице 3,можно сделать вывод что большая часть молодежи вступило на рынок труда в 2007 году. 

2.2 Подготовка молодежи  к выходу на  рынок труда 

     Рыночная трансформация казахстанской экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры.

    На основе комплексного исследования  Алматинским центром занятости выявлены проблемы занятости молодежи:

-диспропорциональность  на молодежном сегменте рынка  труда,

-причины  незанятости безработной молодежи,

-конкурентоспособность  основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных  центров и детских домов, учащиеся  ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном  выходе на рынок труда с  точки зрения профессионально-квалификационной подготовки , ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города,

-факторы  успешной профессиональной карьеры,

-проблема  координации деятельности социальных  институтов, решающих задачи профессионального  самоопределения и занятости  молодежи,

- несоответствие  действующей в городе системы  психолого-профориетационной работы  новым экономическим реалиям  и другие особенности молодежного  сегмента рынка труда.

      Как показало  исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений.

      Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины ) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально- психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

    Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и

воспитания  задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке  труда и в сфере трудовых отношений.

     В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого- профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки). [23] 
 
 
 
 
 
 

    Диаграмма 3.Уровень занятости молодежи по возрастным группам  

Источник: данные  Агентства РК по статистике. 

     Исходя  из Диаграммы 3 можно сделать  выводы что , занятость молодежи  в возрасте 15-19 лет в 2009 году  по сравнению с 2002 годом увеличилась  на 15,3 %, а в возрасте 20-24 лет –  увеличилась на 9,7 %. 

    Среди факторов, влияющих на занятость молодежи можно также выделить: наличие рыночно ориентированного образования у молодежи, стремление к обучению, к получению опыта работы, к удачной карьере, ценность знаний у молодежи, более мобильное мышление, чем у старшего поколения, воспитанного в плановой экономике, инновационное мышление, не скованное стандартным мышлением, рост спроса на рынке труда, поддержка со стороны государства, активная деятельность молодежных НПО.

        В современных социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации – это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий на рынке труда города, района.

     В настоящее время существует  проблема несоответствия качества  образования, квалификации выпускников  некоторых профессиональных училищ  требованиям, предъявляемым работодателями  к работнику. С каждым годом  увеличивается разрыв между качественными  характеристиками предложений на  рынке труда и качественными  характеристиками спроса. Проблемы  рынка труда не могут быть  решены без взаимного сотрудничества  ведомств, предприятий и учреждений, органов муниципальной власти. Одним  из инициаторов такого сотрудничества  выступает Министерство образования  и по делам молодежи. Формирование  социального партнерства на рынке  труда нуждается в активной  поддержке со стороны региональных и казахстанских органов власти.

Информация о работе Рынок труда и молодежи в РК