Автор: l*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, структуру, механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды, механизм формирования и функции рынка;
2. изучить этапы становления, проблемы и современное состояние рынка в Республике Казахстан;
3. проанализировать совершенствование рыночного механизма в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины возникновения рынка
1.2 Структура рынка 9
1.3 Функции рынка 11
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА В РК 15
2.1 Анализ этапов перехода к рынку в РК 15
2.2 Анализ законодательного обеспечения переходного процесса к рынку в РК 21
2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в РК 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
В настоящее время работа по аккредитации объединений предпринимателей проводится во всех центральных государственных и местных исполнительных органах.
В целях широкого информирования предпринимателей во всех регионах проводятся семинары – совещания, круглые столы, конференции, Форумы, конкурсы и выставки. Мероприятия, проводимые по вопросам предпринимательства, регулярно освещаются в средствах массовой информации (СМИ), республиканских, областных и районных газетах.
Готовятся
к выпуску методические пособия
для субъектов
В
настоящее время процесс
Во-первых, высокие темпы роста казахстанской экономики за последние годы обусловлены не столько оживлением казахстанской экономики в целом, сколько благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и высокими ценами на нефть, черные и цветные металлы, которые составляют основу казахстанского экспорта.
Во-вторых, отсутствует строго сформулированная и обоснованная государственная политика регулирования экономики на этапе выхода и закрепления страны на траектории устойчивого экономического роста. Это проявляется, прежде всего, в том, что экономическая политика правительства и политика Национального банка основываются на теоретических концепциях, которые принципиально отличаются.
В целом анализ социально - экономического развития Республики Казахстан за последние три года показывает, что при сохранении устойчиво высоких темпов развития экономики, стали отчетливо проявляться новые тенденции, которые в среднесрочном периоде могут существенно повлиять на конкурентоспособность несырьевых отраслей экономики на внешнем и внутреннем рынках.
В 2009 году мировая экономика вступила в период значительного спада в условиях самого значительного финансового шока на развитых финансовых рынках с 1930-х годов. По оценкам МВФ, глобальный экономический рост замедлился с 5,2% в 2008 году до 3,2% по итогам 2009 года.
В этих условиях экономическое развитие Республики Казахстан в 2009 году характеризовалось замедлением темпов роста. В 2009 года рост реального ВВП составил 3,3%.
Рисунок
1 – Динамика реального ВВП в 2007-2009 гг.
Макроэкономическое
развитие Республики Казахстан в
2009 году происходило в условиях снижения
экономической активности, сопровождаемого
стагнацией кредитной деятельности банковского
сектора, снижением производства в ряде
отраслей, замедлением потребительского
спроса. Основными факторами такого развития
стали значительное замедление темпов
роста мировой экономики вследствие углубления
мирового финансового кризиса, а также
обострение системных проблем в экономике
Республики Казахстан, накопившихся в
предыдущие годы. Это привело к замедлению
динамики развития во всех секторах экономики
Республики Казахстан в 2009 году по сравнению
с 2008 годом.
Рисунок
2 - Динамика индекса физического объема
производства в 2007-2009 гг.
Финансовый
кризис, который начался с краха
рынка непервоклассных
Сочетание таких факторов, как рост убытков, снижение цен на активы и углубление экономического спада, вызвало серьезную озабоченность относительно жизнеспособности все более широкого сегмента финансовой системы. Происходящий в настоящее время процесс сокращения доли заемных средств ускорился и стал беспорядочным, что проявлялось в резком снижении цен на акции финансовых организаций, повышении стоимости финансирования и затрат, связанных с защитой от дефолта, а также падении цен на активы.
Разрозненные попытки преодолеть напряженность с ликвидностью и решить проблемы организаций, испытывающих финансовые трудности, не позволили восстановить доверие участников рынка, поскольку эти меры не могли решить широко распространившиеся глубинные проблемы.
Одним из факторов усугубления мирового экономического кризиса явилось кардинальное изменение цены на нефть на мировом рынке во второй половине 2009 года. Цена на нефть летом 2009 года, достигнув 145,7 долл. за баррель, в последние недели 2009 года упала до 37,9 долл., показав снижение на 110 долларов по сравнению с летней ценой.
Все меры, связанные со снижением добычи нефти и предпринятые для стабилизации стоимости нефти, оказались неэффективными, и цена на нефть продолжала падать до последнего дня 2009 года. Основной причиной резкого падения цены на нефть явилось сокращение спроса на нефть вследствие замедления темпов роста экономики в различных странах.
По прогнозам экспертов МВФ, в 2009 году будет наблюдаться снижение темпов роста мировой экономики на (-1,3%). В странах с высоким уровнем доходов рост ВВП составил 0,9% в 2009 году, а в 2009 году ВВП указанных стран сократится на (-3,8%). Вместе с тем, экономика развивающихся стран в 2009 году выросла на 6,1%, а в 2009 году рост составит 1,6%.
Мировой
кризис ликвидности привел к тому,
что для большинства
В связи с ограничением доступа к внешним заимствованиям и удорожанием их стоимости в 2009 году казахстанские банки в целях поддержки необходимого уровня ликвидности были вынуждены, в свою очередь, повысить процентные ставки по выдаваемым кредитам и ужесточить условия по их выдаче. Это выступило основным фактором, повлекшим за собой сокращение кредитования внутренней экономики, как отдельных отраслей экономики, так и населения. В 2009 году объем кредитов экономике увеличился на 2,7%.
Несмотря
на сохранение панических настроений
у инвесторов в условиях финансовой
нестабильности, депозитная база банковской
системы в целом
Однако депозитная база в качестве источника фондирования банков остается достаточно слабой. Так, депозиты населения увеличились за 2009 год на 2,8%.
Сложная ситуация в реальном и банковском секторах, которая сохранится в ближайшие годы, требует принятия активных мер со стороны государственных органов.
С этой целью, по поручению Президента был разработан План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы.
Национальным Банком в 2009 году с целью обеспечения финансовой стабильности принимались меры по предоставлению банкам краткосрочной тенговой ликвидности, а также по совершенствованию системы рефинансирования банков. Был поэтапно расширен перечень залогового обеспечения при проведении операций обратного РЕПО. Помимо государственных ценных бумаг Республики Казахстан в него были включены: ценные бумаги иностранных государств, ценные бумаги международных финансовых организаций, ценные бумаги отечественных национальных компаний, долговые облигации и еврооблигации банков, агентские долговые ценные бумаги АО «Казахстанская ипотечная компания».
С 1 июля 2009 года была снижена официальная ставка рефинансирования с 11,0% годовых до 10,5% годовых. С 1 января 2009 года ставка рефинансирования была снижена до 10% годовых.
В 2009 году дважды снижались нормативы минимальных резервных требований для банков: в июле – с 6% до 5% по внутренним обязательствам и с 8% до 7% по иным обязательствам, в ноябре – до 2% и 3%, соответственно.
В рамках увеличения суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с 700 тыс. тенге до 5 млн. тенге Национальный Банк увеличил уставный капитал Казахстанского фонда гарантирования депозитов до 100 млрд. тенге.
В Казахстане в настоящее принята программа дальнейшего углубления социальных реформ, в которой предусматриваются мероприятия по повышению уровня жизни населения.
Опираясь на вышесказанное необходимо ужесточить контроль в сфере ценообразования. В первую очередь необходимо обратить внимание на то сколько раз за определенный период субъект естественной монополии может предложить проект повышения тарифов.
Статья 18 п.3 закона «О естественных монополиях» гласит: