Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:54, курсовая работа
По белорусскому законодательству земельные участки не могут быть объектом купли-продажи. Их можно только получить в аренду. Арендодателями являются местные исполнительные и распорядительные органы власти, а также частные собственники.
Условия, сроки и размер арендной платы определяются по соглашению сторон и закрепляются договором. Сроки аренды не должны превышать 99 лет, а в случае сельскохозяйственного использования – быть менее 5 лет.
Изменился
и подход к аренде со стороны арендаторов-«якорей».
Если в докризисный период, рассматривая
варианты вхождения в качестве операторов,
операторы супермаркетов и гипермаркетов
рассматривали в качестве приемлемых
ставки в размере 17-20 евро за 1 м кв., то
теперь с их стороны уровень допустимых
ставок снизился до 8-13 евро. Но на сколько
реально совпадает баланс интересов ритейлеров
и арендодателей на данный период, проверить
сложно: на рынке на начало 2011 года просто
нет предложения такого типа площадей
и, соответственно, нет реальных сделок.
Уже почти год Беларусь живет в условиях, когда в формировании ставок арендной платы стал использоваться белорусский рубль. Прежде всего, введение этой нормы, предусмотренной Указом Президента РБ от 23 октября 2009 г. № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», было реакцией на возросший курс евро к белорусскому рублю. В чем еще плюс данного указа – в Беларуси фактически появилось понятие, аналогичное привычному на Западе понятию валовой арендуемой площади (GLA – Gross leasable area). Применяемая ранее схема исчисления арендных площадей с учетом коэффициентов комфортности и коэффициентов перевода зарубежных арендаторов приводила в стопор: сложно было объяснить, что такое коэффициент перевода в принципе, а уж как он исчисляется – тем более.
Действие
указа в большей степени
Базовая ставка для торговых помещений города Минска (1,1) умножается на базовую величину (35000), умножается на коэффициент местоположения в городе (в Минске от 1 – центр, до 0,6 – некоторые окраины) и умножается на повышающий/понижающий коэффициент торгового объекта, установленный решением. В случае с рассматриваемым объектом торговли:
САП=1,1х35000х0,9х7,02=243243
руб. за 1 м кв. Если разделить приблизительно
на 4020 (средний курс евро НБ РБ в январе
2011 года), получим ориентировочно те же
60 евро за 1 м кв., что и были в отношениях
между арендодателем и арендатором до
появления решения.
Особый интерес у арендаторов, так называемых «марочников», вызывают помещения в важнейших минских торговых коридорах. Современный минский стрит-ритейл представлен как в исторически сложившихся торговых коридорах – на главных городских магистралях в пределах исторического и административного торгового центра, так и формирующимися новыми торговыми коридорами в активно развивающихся крупных жилых районах. В этих коридорах как уровень ставок, так и их формирование имеет определенную специфику. Во-первых, в давно сформированных коридорах основная масса объектов стрит-ритейла относится к коммунальной форме собственности, где формирование ставок происходит по хорошо прописанной для государственной (коммунальной) форм собственности схеме формирования ставок арендной платы и арендных отношений вообще. Основное отличие – эти объекты предлагались арендаторам путем аукционов на право аренды. Право аренды чаще всего предусмотрено на срок 3 или 5 лет. По этой причине даже в пик кризиса на важнейших торговых коридорах практически не было вакантных площадей, как и не было глобального падения ставок арендной платы. Случаи отказа от помещений со стороны компаний были только единичны, ставки сохранились на уровне 40-80 евро за 1 м кв. Есть и исключения. Например, есть факт аренды под один из фирменных магазинов международной компании за 7 евро на главном проспекте Минска, но данная компания заявляет о планах активного развития фирменной розничной сети в Беларуси и, что немаловажно, размещает заказы на производство продукции на белорусских предприятиях. Также как и факт аренды за 100 евро за 1 м кв. – все на том же проспекте Независимости. Анализируя уровень ставок в этих зонах стрит-ритейла, еще к существующим ставкам стоит добавлять сумму, внесенную за приобретение права аренды. А это, если разбить на период действия права, может добавить еще 3-5 евро на 1 м кв. в месяц.
В новых, сформированных и формирующихся торговых улицах в большинстве случаев нежилые помещения принадлежат частным собственникам как строившим помещения путем долевого строительства так и выкупленным в последствии на аукционах в домах, возводимых государственными застройщиками. Здесь уровень ставок существенно ниже, чем в историческом и административном центре, и находится на уровне предложения в торговых центрах, а иногда и на порядок ниже, поскольку во многих случаях собственники предлагают помещения без отделки. Важен и факт состава арендаторов: в спальных районах в объекты стрит-ритейла редко идут «марочники», а в основном представители среднеценогового сегмента и ритейлеры с группами товаров, рассчитанных на повседневные покупки. Поэтому в таких зонах, например, на ул. Притыцкого или проспекта Независимости в районе Уручье, пос. Восточный, ставки арендной платы составляют 15-17 евро, а в некоторых случаях и ниже.
В целом же, динамика изменения среднего показателя ставок арендной платы в Минске представлена на диаграмме. Здесь учтены ставки успешных и не очень минских торговых центров и уровень ставок в объектах стрит-ритейла. Можно отметить, что данный индекс на протяжении последних лет остается относительно стабильным и для него характерны лишь сезонные колебания на уровне 1,5-2 евро.
Рис. 3.2. Динамика
изменения средних размеров арендной
платы в Минске
Многих
интересует вопрос: на сколько соотносимы
цены предложения и цены реального
спроса на рынке? Специфика настоящего
времени – большая прозрачность
рынка. Так, если в докризисный период
основная масса рекламных объявлений
в строке «цена» имела значение «договорная»
и реальный уровень ставок можно было
узнать фактически только имея на руках
договор аренды, то в настоящее время рекламные
объявления без указания ставок могут
остаться просто проигнорированными со
стороны потенциального клиента. Поэтому
сейчас практически по всем объектам ставки
указываются и в большинстве своем соответствуют
реальному рыночному уровню. Особенно
это относится к недорогим объектам
со ставками до 12-15 евро за 1 м кв. В более
дорогих предложениях арендодатель оставляет
запас для маневра и торга с клиентом,
как правило, на уровне 12-15%. Поэтому, если
в цене предложения стоит ставка, например,
35 евро, то можно рассчитывать, что реально
помещение можно снять по ставке 30-31 евро
за 1 м кв. Также чаще всего указывается,
включает ли предложение НДС или нет, что
также не маловажно, а если эта информация
дополнительно не оговорена, то в 90% случаев
включение ставки НДС предусмотрено по
умолчанию.
Небезынтересен факт, как формируются ставки арендной платы в зарубежных государствах, в частности, в Евросоюзе. Безусловно, все страны ЕС – это государства с рыночной экономикой, поэтому главный регулятор рынка – баланс спроса и предложения. Но не стоит думать, что ставки свободного рынка берутся из воздуха, как это иногда бывает у нас: поставлю цифру – авось найдутся желающие, чуть что – поторгуюсь, немножко скину и придем к согласию. Как раз наоборот, свободный рынок имеет очень много рыночных регуляторов. Вряд ли возможно учесть все, но основные можно выделить.
Первое. Классификация. Если у нас к классификации объектов подход скорее формальный, то в Европе очень серьезный. Участие в разработке классификаций принимают участие ведущие эксперты рынка, и чтобы попасть в класс, необходимо соответствовать очень жестким требованиям. Принадлежность к тому или иному классу – это уровень сервиса, который получит арендатор, и, соответственно, хороший ориентир, сколько стоит платить.
Второе.
Конкуренция. Здесь ситуация очень
понятна – чем более
Третье. Индекс потребительских ожиданий (настроений). У нас при формировании ставок арендной платы его не учитывает никто, тогда как на развитых рынках очень активно: если прогнозируется, что индекс будет падать, соответственно будет падать выручка у ритейлеров, и собственники недвижимости, учитывая интересы бизнеса своих партнеров, должны соответствующим образом отреагировать. Тем более, что, особенно, в отношении крупноформатных арендаторов, широко распространена практика привязки арендной платы не к ставкам платы за квадратные метры, а к проценту от выручки.
В целом же, как выглядит ситуация на рынке арендных отношений по итогам 2009-2010 годов (Минск в сравнении со столицами иных государств ЦВЕ) отражено на диаграмме. В сравнении использована информация международных компаний по рынкам Торговой недвижимости региона EMEA.
Рис.
3.3. Сравнение средних ставок арендной
платы
Министерство экономики Беларуси считает, что в ближайшее время в сфере малого бизнеса следует постепенно уходить от отношений аренды на недвижимость и сохранить этот институт только на рынке жилья.
"В ближайшее время надо постепенно уходить от института аренды в сфере производства работ, услуг и товаров, где создаются дополнительные блага, надо передавать помещения в собственность. Предпринимателям целесообразно уходить от аренды, им лучше иметь такие площади в собственности. Как таковой институт аренды будет уместен на рынке жилья, в том числе вторичного", - заявил замминистра экономики Беларуси Андрей Тур на пресс-конференции в Минске.
Он
подчеркнул, что положения о
Кроме того, директива предусматривает защиту и развитие частной собственности для беспрепятственного развития предпринимательства. Защита частной собственности состоит в невозможности конфискации имущества предпринимателя. В целом документ направлен на развитие всех форм собственности. "Это необходимое условие для формирования в стране среднего класса, эффективного собственника на всех уровнях", - подчеркнул А.Тур
Новые арендные отношения в Беларуси не ущемляют бизнес. Такое мнение высказала директор Фонда государственного имущества Госкомимущества Наталья Жерносек на встрече с предпринимательскими структурами и госорганами, где обсуждались проблемные вопросы арендных отношений.
"Утверждения о том, что
По ее мнению, при решении проблемных вопросов между арендодателем и арендатором должны быть партнерские отношения. Тут должна быть и гражданская позиция, и частно-государственное партнерство. Госкомимущество с пониманием относится к проблемам предпринимателей, но здесь необходимо максимально сблизить усилия обеих сторон. "Невозможно сделать всем хорошо, но мы должны стремиться, чтобы обиженных здесь было меньше, поэтому предлагаю дружить при решении возникающих вопросов", - сказала Наталья Жерносек.
Средства от сдачи в аренду помещений поступают в бюджет. Так, в 2009 году в республиканский бюджет от аренды имущественного комплекса поступило Br54 млрд. При этом ряд предприятий имеют льготы и перечисляют в бюджет только 20% арендной платы, в то время как остальные уплачивают 50%.
Сейчас при перезаключении
Порядок, условия и сроки