Рынок денег и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе дано объяснение понятию «деньги», рассмотрен спрос и предложение на них, проанализированы основные концепции рынка денег, а также дана характеристика формированию и направлению развития денежного рынка Республики Беларусь.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы рынка денег
1.1. Понятие рынка денег. Спрос и предложение
1.2. Классическая концепция рынка денег
1.3. Кейнсианская концепция рынка денег
2. Анализ функционирования рынка денег в Республике Беларусь
2.1. Формирование денежной системы суверенного государства
2.2. Анализ состояния денежного рынка Республики Беларусь
3. Тенденции развития денежного рынка Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Мой курсач.doc

— 586.00 Кб (Скачать)

    Индекс  реального эффективного курса белорусского рубля, характеризующий общее соотношение  внутренних и внешних цен, в ноябре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. снизился на 19%. Таким образом, курсовая политика способствовала повышению ценовой конкурентоспособности белорусской продукции по сравнению с иностранными аналогами [21, с. 6].

    В начале 2009 г. имело место ускорение инфляционных процессов, вызванное в основном разовой корректировкой курса белорусского рубля и ростом тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. В апреле — июне прошлого года инфляция замедлилась, выйдя по итогам полугодия на уровень 7,3%. Это соответствует уровню показателя инфляции в РФ (7,4%), несколько лучше, чем в Украине (8,6%), но заметно хуже, чем средний показатель для 27 стран Европейского союза (за январь — май — 0,7%).

    Для снижения инфляционного и девальвационного давления, обеспечения стабильности обменного курса белорусского рубля, стимулирования привлечения вкладов населения и предприятий в банки Национальный банк с 8 января 2009 г. повысил ставку рефинансирования на 2 % , до 14% годовых, которая впоследствии стала снижаться на 0,5% и на сентябрь 2010 года она составила 10,5 %(таблица А. 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ А)).

      Для поддержания финансовой стабильности  в начале января 2009 г. были увеличены  процентные ставки по постоянно  доступным операциям регулирования  ликвидности Национального банка на 2 % . В декабре 2009 г. в связи со снижением темпов инфляции данные процентные ставки по операциям Национального банка были снижены на 0,5 % [20, с. 70].

    Отражая конъюнктуру финансового рынка, заметно увеличились ставки по депозитам  и кредитам, предоставляемым белорусскими банками. Так, например, средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте, в июне 2009 г. сложилась на уровне 17,3% годовых, что на 2,1 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2008 г. (15,2% годовых).

    Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в июне 2009 г. составила 20,9% годовых, что на 3,4 процентного пункта выше уровня декабря 2008 г. (17,5% годовых) .

    В целях повышения привлекательности  рублевых депозитов были приняты меры по снижению процентных ставок по депозитам в иностранной валюте. Процентная ставка по новым срочным депозитам за январь 2010 г. снизилась на 14,1 процента, при снижении за январь 2009 г.на 18,1 процента.

    Ситуация  на денежном рынке в отчетном периоде характеризовалась дефицитом ликвидности, который был обусловлен главным образом продажей иностранной валюты Национальным банком в целях поддержания курса белорусского рубля и обеспечения потребностей предприятий реального сектора экономики в валютных средствах.

    Работа  банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов в январе — июне 2009 г. характеризуется следующими показателями. Проведено 26,57 млн. платежей на сумму 472,1 трлн. руб. Количество платежей по сравнению с тем же периодом прошлого года снизилось на 4,6%, но сумма платежей возросла на 60%. В первом полугодии 2009 г. среднедневной оборот составил по сумме 3,75 трлн. руб., по количеству — 210,9 тыс. платежей [21, с. 7].

    По  сравнению с 2009 годом, прирост широкой денежной массы составил 23,1 % против 26,3% за 2008 год . А с января – октября 2010 года широкая денежная масса увеличилась на 21,5 % до    46, 282 трлн. бел. руб. на 1 ноября 2010 года.

        С января 2010 года сложилось сокращение рублевой денежной массы за счет снижения активной денежной массы, и на начало текущего года она составляла 20,74 трлн. руб., однако уже с  1 июля она повысилась до 23,11 трлн. руб., что на 2,37 трлн. руб. больше, чем на начало года (таблица Б. 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)). Удельный вес рублевой составляющей в широкой денежной массе снизился до 54,3% на 1 ноября 2010 года с 54,4% на начало 2010 года.

    Из  общего размера денежной массы объем наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) в январе-октябре 2010 года увеличился на 31,5% до 4,796 трлн. бел. руб. Удельный же вес наличных денег в структуре денежной массы увеличился до 10,4% на 1 ноября 2010 года против 9,6% на 1 января 2010 года (таблица Б. 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)).

    В то же время, размер валютной составляющей широкой денежной массы увеличился с начала года на 15,8% до 7,023 млрд. долларов. Доля этого показателя в структуре широкой денежной массы при этом возросла до 45,7% на 1 ноября 2010 года с 45,6% на 1 января 2010 года.

    Национальный  банк  продолжит работу, направленную на поддержание необходимой доходности вкладов в национальной валюте, увеличение привлекательности рублевых сбережений по сравнению с  валютными.

    Реализация  всех мер денежно-кредитной политики призвана поддержать работу реального и банковского сектора экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3

Тенденции развития денежного  рынка Республики Беларусь

     Одной из главных макроэкономических проблем  является неофициальная долларизация белорусской экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Белорусские предприятия и население предпочитают хранить значительную часть своих активов в твёрдой валюте, в основном в форме валютных депозитов в коммерческих банках, но также и в наличной форме, - настолько, насколько они не доверяют национальной банковской системе. Беларусь является одной из самых долларизованных стран. Доля наличных сбережений в твёрдой валюте в «финансовом богатстве» домохозяйств Беларуси и России одна из самых высоких в мире. На первый взгляд кажется, что долларизация способствует снижению инфляции – ведь используемая хозяйствующими субъектами и населением новая валюта является твёрдой. Однако в случае Беларуси верно прямо противоположное утверждение: долларизованные страны не могут создать стабильную национальную финансовую систему. В этой ситуации свои функции теряет такой институт, как центральный банк, который не способен стабилизировать работу банковской системы, использующей иностранную валюту. Долларизованная банковская система создаёт целый ряд проблем, включая «валютное несоответствие», т.е. низкий уровень резервов в иностранной валюте по отношению к депозитам. Так же не исключены «натиск на банки», усиление тенденции предоставления кредитов в иностранной валюте (по сравнению с кредитами в местной валюте) и пр.

     Долларизация  и инфляция в Беларуси тесно взаимосвязаны. Растущая долларизация автоматически  ведёт к инфляции, поскольку спрос  на дополнительное «финансовое богатство», измеряемое в долларах, ведёт к  девальвации по причине недостаточного предложения иностранной валюты. Девальвация вызывает рост цен на импортируемую продукцию, снижает реальный располагаемый доход и создаёт предпосылки для повышения номинальной заработной платы, что необходимо для компенсации потерь реального дохода. На определённом этапе девальвация автоматически ведёт к росту номинальной заработной платы, поскольку в противном случае реальный доход сократится до недопустимо низкого уровня. Таким образом, девальвация и номинальный рост заработной платы стимулируют друг друга и приводят в действие инфляционную спираль «девальвация – зарплата – цены». Как показывает опыт, в долларизованных экономиках цены и заработная плата индексируются в иностранной валюте. Как только страна вступает в эту стадию, любая девальвация немедленно приводит к росту внутренних цен. Но не только растущая долларизация ведёт к инфляции. Даже при постоянном уровне долларизации любое увеличение предложения денег и расширения объёма кредитования, равно как и создание «финансового богатства» в национальной валюте, будут конвертированы в доллары. Если же предложение иностранной валюты постоянно (например, ввиду недостаточного роста экспорта), то девальвация неизбежна. В такой ситуации пространство для действий центрального банка по увеличению предложения денег без инфляционного риска очень ограничено.

      Если  же центральный банк не увеличивает  предложение денег и кредита  в национальной валюте, чтобы справиться с постоянным ростом издержек, вызванным  девальвацией и ростом номинальной  заработной платы, то неизбежно возникает острый кризис ликвидности. Заработная плата, налоги, пенсии и произведенная предприятиями продукция не могут быть оплачены в полном объёме в денежной форме. Тем самым стимулируется бартер. Ведь в экономике не хватает ликвидности, а центральный банк, опасаясь инфляции, не предоставляет необходимое для нормального функционирования денежной экономики количество денег. Этот сценарий точно отражает сложившуюся сегодня в Беларуси ситуацию, где наблюдается инфляция, недостаток совокупного спроса, низкие темпы экономического роста, рост убытков в секторе предприятий, увеличение запасов готовой продукции на складах, а так же рост неплатежей и объемов бартерных операций. Национальный банк Беларуси стоит перед дилеммой: любое увеличение предложения денег ведёт к росту темпов инфляции, а любое его снижение – к кризису ликвидности. Оба явления ведут к сбою механизма функционирования рыночной экономики.

      Какие же меры экономической политики могут  привести к макроэкономической стабилизации Беларуси? Во-первых, для устойчивой работы экономики важным условием является ценовая стабильность. Она необходима для усиления роли национальной денежной единицы, без которой рыночная экономика как экономика денежная не может функционировать. Ценовая стабильность должна быть подкреплена двумя «якорями»: номинального фиксированного (или близкого к фиксированному) обменного курса с привязкой к стабильным валютам и номинальной заработной платы. Во - вторых необходимо остановить долларизацию, поскольку именно она является главным источником инфляции и неустойчивости банковской системы.

      Ориентиром  ценовой стабильности должен быть уровень  инфляции в доминирующих валютных зонах  мира, т.е. в США или Европейском  союзе. Если этого удастся добиться, восстановится доверие к национальной денежной единице и удастся избежать девальвации. В противном случае девальвация будет происходить постоянно и вести к инфляции, увеличивать бремя внешнего долга иностранным кредиторам, создавать условия для повышения процентных ставок и порождать бегство к «лучшим» валютам внутри страны или же немедленный отток капитала в «лучшие» страны. Высокие процентные ставки не только снижают экономический рост, но и ведут к неравенству в распределении дохода, поскольку по мере роста реальных процентных ставок снижается доля заработной платы в совокупном доходе. Достижение ценовой стабильности должно стать самой важной задачей для того, чтобы деньги выполняли все присущие им функции.

      В открытых экономиках с высоким соотношением объёма импорта к ВВП и долларизацией  ценовая стабильность, т.е. низкий уровень инфляции, требует «якоря» в виде обменного курса. Это обусловлено тем, что девальвация ведёт сначала к росту спроса на деньги, а затем к увеличению их предложения. Наилучшее решение в такой ситуации – резкий переход к системе фиксированных обменных курсов. Поддержание обменного курса на стабильном уровне может стать непростой задачей для центрального банка. В странах с низким доверием к собственной денежной единице даже высокие процентные ставки недостаточны для того, чтобы остановить отток капитала и стимулировать его импорт. Следовательно, спрос на твёрдую валюту по любой другой причине, кроме импорта товаров, должен сдерживаться, чтобы впоследствии счёт операций с капиталом не дестабилизировал обменный курс.

      В условиях повышения спроса на национальную валюту и «финансовое богатство», выраженное в ней, центральный банк сможет увеличивать предложение денег, не опасаясь инфляции, и создавать настоящую денежную экономику, которой в Беларуси пока не существует. Если спрос на национальную валюту увеличится, то центральный банк сможет обеспечить экономику достаточной ликвидностью (функция «кредитора последней инстанции»), которая столь необходима предприятиям в качестве оборотных средств. Но при этом центральный банк должен стать институционально независимым, что укрепит доверие к белорусскому рублю как стабильной валюте. Недопустима практика прямого кредитования правительства центральным банком. В настоящее время значительная часть денежных средств, создаваемых центральным банком, направляется на кредитование правительства. Хотя коэффициент монетизации экономики (отношение денежной массы к ВВП) очень низкий, а отношение бюджетного дефицита к ВВП невелико, ежегодный прирост денежной массы неоправданно высок (прирост «широких денег» в 2008г. составил 22%). 

      Поскольку «якорь» обменного курса должен быть стабильным, то и привязывать  национальную валюту надо к твёрдой  валюте, а не к российскому рублю. Последний сам по себе достаточно слаб и в большей или меньшей  степени привязан к американскому доллару. Привязка более слабой валюты к относительно менее слабой валюте в рамках допустимого коридора значений не имеет большого смысла. Такой шаг допустим только в том случае, если валютный союз создавался бы в реальности, а не на бумаге. Но в таком союзе финансовая система Беларуси будет полностью зависеть от политики Центрального банка России. В России и Беларуси две достаточно разные экономические системы, не очень подходящие для такого рода союза. Перспектива создания валютного союза с Российской Федерацией становится всё менее реальной, о чём свидетельствует существующий разрыв между официальной риторикой и реально достигнутым прогрессом. Если единая валюта и будет когда-нибудь введена, то наша республика, по всей вероятности, больше проиграет, нежели выиграет. Для Беларуси было бы желательно привязать свою валюту к евро или доллару или же корзине из этих двух валют, что и планируется сделать в 2011 году.

Информация о работе Рынок денег и особенности его функционирования в Республике Беларусь