Рынок ценных бумаг Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить состояние рынка ценных бумаг в Казахстане.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1. Определить сущность, структуру рынка ценных бумаг;
2. Изучить современное состояние рынка ценных бумаг и деятельность банков на фондовом рынке.
4. Исследовать проблемы и перспективы рынка ценных бумаг в Казахстане.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РЦБ.docx

— 70.43 Кб (Скачать)

Дивидендная политика призвана привлекать инвесторов, и в этом один из главных козырей компаний. Общие размеры выплачиваемых  дивидендов для американских корпораций колеблются в диапазоне 40- 50%. Это  означает, что дивидендные выплаты  не могут превышать, к примеру, более  половины чистого дохода компании. Эти данные чётко прописаны в  документах, регулирующих дивидендные  политики компаний. 

Невысокие дивидендные выплаты  характерны практически для всех компаний пространства СНГ. Их доля от чистой прибыли, как правило, не превышает 10% и привлекает на рынок преимущественно  спекулятивно настроенных игроков, стремящихся получить прибыль на росте цен или падении курсовой стоимости акций компании. Причем данные по прибыли в разные годы отличаются друг от друга, как и соответственно выплаты в расчете на одну акцию. 

Одним из основных принципов  Положения о дивидендной политике является обеспечение простого механизма  определения размера дивидендов и условий их выплат. Дивидендная  политика должна быть достаточно прозрачной и доступной для изучения акционерами  и потенциальными инвесторами. 

В связи с этим, для  повышения привлекательности рынка  ценных бумаг для инвесторов необходимо скорейшее принятие Кодекса корпоративного управления и его широкое внедрение. Данный проект Кодекса в настоящее  время обсуждается с Национальным банком и Агентством финансового  надзора, а также со всеми финансовыми  институтами. В Кодексе предполагается раскрыть основные принципы корпоративного управления, функции общего собрания акционеров и Совета директоров, необходимые  требования по раскрытию информации и дивидендной политике, свободного обращения акций и культуре компании.

Кодексы корпоративного управления в акционерных обществах приняты  во всех без исключения странах. Их органы регулирования финансовых рынков требуют неукоснительного исполнения всеми участниками финансового  рынка требований Кодекса корпоративного управления, принятого не в качестве законодательного акта, а как обязательные рекомендации.

Рынки ценных бумаг этих стран, с одной стороны, являются самыми свободными с точки зрения инноваций, а с другой стороны  – самыми регулируемыми рынками  мира. Именно на них наиболее вероятно появление новых разновидностей ценных бумаг, чего так недостаёт  отечественному рынку ценных бумаг.

В связи с дальнейшим совершенствованием законодательства о рынке ценных бумаг, предполагается установить требования по обязательному наличию во всех акционерных обществах систем корпоративного управления, в целях обеспечения  соответствия всех акционерных обществ  общепризнанным международным стандартам. 

Для выхода из нынешней ситуации недостатка финансовых инструментов необходим  поиск новых направлений развития казахстанского фондового рынка. Главным  решением, которое должно быть осуществлено, будет вывод на рынок части  государственных пакетов акций  национальных компаний. 

Президент Республики Казахстан  Нурсултан Назарбаев поставил задачу перед правительством о выделении  крупных государственных компаний в отдельный блок и создать  холдинг по образцу сингапурского  Temasek. Часть государственного пакета акций национальных компаний, которые войдут в этот холдинг, будет продана на фондовом рынке. Эти ценные бумаги смогут купить пенсионные, инвестиционные фонды и брокерские компании. То есть акционерами смогут стать как институциональные, так и индивидуальные инвесторы. В результате на рынке начнут обращаться долевые бумаги первоклассных эмитентов, появится институт независимых директоров в составах советов директоров национальных компаний, что значительно улучшит качество корпоративного управления.

Одним из условий развития вторичного рынка ценных бумаг является увеличение ликвидности государственных  ценных бумаг. Проблемы недостатка государственных  ценных бумаг и недостаточной  эффективности политики их размещения требуют оперативного решения. В силу ряда причин доходность по государственным ценным бумагам имела постоянную тенденцию к снижению на протяжении последних трёх лет. Одним из основных факторов, влияющим на эту ситуацию является то, что все эти ценные бумаги выпускаются с фиксированной ставкой дохода.

Как правило, на практике государственные  ценные бумаги выпускаются государством для обслуживания внутреннего долга  страны и в случае профицита бюджета  их выпуск становится нецелесообразным. Такая ситуация приемлема в странах  с устоявшейся экономической  историей и стабильно работающим фондовым рынком. В странах с переходной экономикой, к которым относится  и Казахстан, необходимо эмитирование государством своих ценных бумаг, даже при отсутствии дефицита бюджета. В  этом случае инвестированные средства институциональных и индивидуальных инвесторов в государственные ценные бумаги можно использовать для развития реального сектора экономики  страны. При этом государство через  институты развития будет выступать  генеральным заёмщиком и гарантом, финансируя не только государственные, но и частные проекты.

Таким образом, этот вид ценных бумаг будет соответствовать  ряду требований – высокая надёжность, срочность и доходность, индексированная  на инфляцию.

Проектом Программы развития рынка ценных бумаг и Планом мероприятий по её реализации предусмотрено осуществление Министерством финансов начиная с I квартала 2011 года долгосрочных, на 10 и более лет, выпусков ценных бумаг с плавающей ставкой вознаграждения, базой для исчисления которой является индекс инфляции. При этом, выпуски государственных ценных бумаг должны соответствовать общим нормам на рынке – то есть обладать предсказуемостью и осуществляться в соответствии с определённым графиком выпуска, который должен охватывать продолжительный период времени, являться доступным для всех участников организованного рынка ценных бумаг и неукоснительно соблюдаться эмитентом. Долгосрочное погашение этих ценных бумаг должно допускаться только в исключительных случаях на вторичном рынке ценных бумаг с соблюдением обязательной процедуры предварительного уведомления собственников, а также программы их конвертации в другие ценные бумаги.

Планируемые выпуски государственных  ценных бумаг направлены на расширение финансовых инструментов казахстанского фондового рынка и будут служить  механизмом страхования ценовых  рисков в условиях неустойчивой экономической  конъюнктуры. В частности, долгосрочные обязательства будут интересны  пенсионным фондам.

На современном этапе  развития финансовой системы наблюдается  её недостаточная эффективность  в плане финансирования инновационных  проектов и то, что банки пока не готовы к работе в условиях избытка  денег у нефтяного и металлургического  секторов. Они не предложили пока новых  инструментов для финансирования новых  производств. В существующих условиях необходимо насытить рынок новыми финансовыми инструментами. Ими могут стать проектные облигации, с помощью которых будут финансироваться значимые для экономики страны инвестиционные проекты или проекты, связанные с индустриально-инновационным развитием. Такие проекты как, например строительство железных дорог, портов и вокзалов.

В сентябре 2011 года Правительством принята  Программа вывода пакетов акций  дочерних и зависимых организаций  АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» на рынок ценных бумаг», или так называемая Программа  «Народное IPO».

«Народное IPO» (Initial Public Offering – первоначальное публичное предложение акций  компании) – это распространенная мировая практика по размещению ценных бумаг из различных секторов экономики  среди широкого круга населения. Как правило, при «Народном IPO»  для продажи выставляются предприятия, в которых государство владеет  полным или контрольным пакетом  акций.

Цель «Народного IPO» – предоставление населению Казахстана приоритетного  права на приобретение акций ведущих  компаний страны, то есть акции будут  продаваться в первую очередь  физическим лицам – гражданам  Казахстана. Думаю, это хорошая возможность  для нашего населения приобрести акции ведущих отечественных  компаний и стать их совладельцами.

Казахстанцы, приобретая акции компаний, в долгосрочной перспективе смогут получать доход от прибыли в виде дивидендов, а также от прироста акций.

Что касается второй части вопроса. Существует несколько причин проведения «Народных IPO». Во-первых, владение акциями  успешных предприятий дает гражданам  возможность получать прибыль от их развития и роста. Граждане Казахстана через приобретение акций национальных компаний, работающих в базовых отраслях, почувствуют сопричастность использования  тех природных богатств и инфраструктуры, которыми обладает страна.

Во-вторых, «Народные IPO» способствуют развитию фондового рынка. Предоставляя населению возможность приобрести акции ведущих предприятий, государство  расширяет круг инвесторов. Увеличивающийся  спрос на акции приводит к росту  их ликвидности, что в свою очередь  положительно влияет на развитие фондового  рынка.

В-третьих, средства, привлеченные в  ходе «Народных IPO», госкомпании могут  инвестировать в свое дальнейшее развитие, приобретение активов, модернизацию и расширение производства.

Программа также будет способствовать развитию казахстанского рынка ценных бумаг и экономики страны, диверсифицировать  инструменты сбережений для населения. Успешная ее реализация даст возможность  гражданам страны беспрепятственно участвовать в торговле на рынке  ценных бумаг, а также повысить финансовую грамотность и навыки инвестирования.

В мировой практике инвестиционные фонды являются важнейшим инструментом привлечения свободных денег  населения. По оценкам потенциал  этого сектора в нашей стране составляет около 2 млрд долларов. До принятия закона «Об инвестиционных фондах»  в Казахстане роль институциональных  инвесторов в основном выполняли  пенсионные фонды.

Инвестиции в паи инвестиционных фондов увеличили бы возможность  диверсификации и снизили бы риск инвестирования активов в ценные бумаги, выпущенные отечественными корпорациям, которые отличаются низким качеством  управления и предлагают низкие нормы  прибыли.

Вывод на фондовую биржу  новых инвестиционных проектов совместно  с государственными институтами  развития позволит решить проблему финансирования вновь создаваемых производств, даст импульс реализации Стратегии  индустриально-инновационного развития, а также теперь значительно будет расширен перечень финансовых инструментов. 

На сегодняшний день в  Казахстане сложились благоприятные  условия для дальнейшего полноценного развития рынка ипотечных облигаций. В связи с предлагаемой жилищной программой будут интенсивно развиваться  все сегменты финансового сектора, в том числе и рынок государственных  ценных бумаг, где ожидается выпуск 20-летных ценных бумаг Министерства финансов. Программа также оживит страховую индустрию, где в течении  трёх лет планируется застраховать более чем на 160 млрд тенге новых  квартир, приобретённых за счёт ипотечных  кредитов, выданных коммерческими банками  и имеющих гарантию Фонда гарантирования ипотечных кредитов. И на основании  выданных кредитов Казахстанская ипотечная  компания выпустит на эту же сумму  ипотечные облигации со сроками  обращения до 20 лет.

Следствием последовательных реформ в финансовом секторе, экономике  и законодательной сфере в  Казахстане стало уникальное сочетание  условий для развития структурных  форм финансирования внутри страны, которые  становятся доминирующими на мировых  рынках. С их внедрением произойдёт дальнейшее укрепление конкурентных позиций  казахстанского банковского сектора  и рынков капитала, а фондовый рынок  приобретёт более современную и  завершённую форму. Банки второго  уровня уже оказывают эти услуги своим клиентам, но пока объёмы недостаточны.

Структурное финансирование расширяет границы возможностей для притока инвестиций в капиталоёмкие  отрасли экономики за счёт внутреннего  рынка капитала, с учётом современного управления рисками и международных  стандартов финансовой деятельности в  этой области.

Без сомнения, успешное внедрение  структурных форм финансирования в  Казахстане будет способствовать реализации новых проектов, выпуску новых  долговых инструментов на структурной  основе, а также увеличения ликвидности  рынка государственных ценных бумаг.

Первым шагом на пути внедрения  структурных форм должно стать принятие закона «О секьюритизации» как платформы  для реализации программ финансирования в отраслях как финансового, так  и нефинансового сектора, на рыночных началах и по сниженным ставкам, на условиях внебалансового финансирования и лучшего управления рисками.

Одним из направлений деятельности фондового рынка является работа с населением. Для этого, в первую очередь, нужно создать соответствующую  инфраструктуру. Должна быть принята  законодательная база для деятельности трансфер-агентов. Для реализации этого  решения необходимо на базе АО «Казпочта» создать единого трансфер-агента, обеспечив, тем самым, доступ к финансовым инструментам всем гражданам Казахстана.

Информация о работе Рынок ценных бумаг Республики Казахстан