Рынок ценных бумаг Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить состояние рынка ценных бумаг в Казахстане.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1. Определить сущность, структуру рынка ценных бумаг;
2. Изучить современное состояние рынка ценных бумаг и деятельность банков на фондовом рынке.
4. Исследовать проблемы и перспективы рынка ценных бумаг в Казахстане.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РЦБ.docx

— 70.43 Кб (Скачать)

Анализируя состояние рынка  ценных бумаг в Казахстане, можно  сделать вывод, что на первичном  рынке ценных бумаг по состоянию  на 1 января 2012 года до сих пор преобладающую  долю выпуска составляют негосударственные  ценные бумаги, несмотря на то, что размещение данных бумаг по сравнению с эмитированными государственными ценными бумагами несет риск, тогда как государственные  ценные бумаги выпускаются от имени  правительства или местными органами власти и, соответственно, обеспечивается их поддержкой. На вторичном же рынке  ценных бумаг по негосударственным  ценным бумагам только небольшая  часть хозяйствующих субъектов  Казахстана в 2011 году совершили сделки со своими ценными бумагами, это  говорит о том, что не все эмитированные  негосударственные ценные бумаги способны выйти на вторичный рынок ценных бумаг и участвовать в обращении. Основными эмитентами государственных ценных бумаг выступают Национальный банк Республики Казахстан и Министерство финансов. Национальный банк Республики Казахстан в рамках проводимой денежно-кредитной политики выпускает краткосрочные ноты, с помощью которых регулируется ликвидность банков второго уровня.

По состоянию на 1 апреля 2012 года объем государственных ценных бумаг Министерства финансов и краткосрочных  нот Национального Банка, находящихся  в обращении, составил 2745 млрд. тенге  по дисконтированной цене (таблица 1). В 2011 году Министерство финансов осуществило  размещение государственных ценных бумаг на 655,8 млрд. тенге, что на 0,6% меньше по сравнению с 2010 годом.

 

 

на 1 апреля 2011 года

на 1 июля

2011 года

на 1 октября

2011 года

на 1 января

2012 года

на 1 апреля

2012 года

Всего в обращении в  т.ч.

3 201 936

3 146 646

2 659 131

2 590 035

2 745 137

Ноты  Национального банка

1 449 137

1 330 612

742 568

509 805

535 980

Ценные бумаги Министерства финансов

1 752 799

1 816 035

1 916 563

2080 229

2 209 157


 

Таблица 1 - Государственные  ценные бумаги, находящиеся в обращении  на территории Республики Казахстан (млн. тенге)

 

 

В 2011 году по государственным  ценным бумагам Министерства финансов состоялся 61 аукцион, на которых были размещены 12-месячные МЕККАМ (доходность по ним составила 1,62%), 2, 3, 4, 5-летние МЕОКАМ (доходность по ним составила 2,01%, 3,12%, 3,33%, 3,02%), 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16-летние МЕУКАМ (доходность – 3,61%, 3,85%, 5,00%, 5,30%, 4,90%, 4,97%, 5,15%, 5,00%, 5,00%, 5,30% соответственно), 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 16, 18, 19, 20-летние МЕУЖКАМ (доходность по ним составила 0,01% над уровнем  инфляции). В результате, за 2011 год  объем ценных бумаг Министерства финансов в обращении увеличился на 24,6% до 2 209 млрд. тенге на 1.04.2012 г.

Объем эмиссии краткосрочных  нот Национального Банка за 2011 год составил 2967,8 млрд. тенге, что  на 10% меньше, чем за 2010 год. В результате объем нот в обращении на 1 апреля 2012 года уменьшился по сравнению с  декабрем 2010 года на 43,3% до 534 млрд. тенге. Эффективная доходность по нотам  уменьшилась с 1,38% за 2010 год до 1,21% по итогам 2011 года.

Объем биржевых сделок по государственным  ценным бумагам на организованном рынке  за 1 квартал 2012 года снизился на 6,0%. Объем  первичных размещений уменьшился на 11,9%. Доля сделок "репо" в общем  объеме сделок с государственными ценными  бумагами уменьшился на 5,9% (таблица 2). Основной целью Министерства финансов при выпуске государственных  ценных бумаг является финансирование дефицита государственного бюджета. Из приведённых данных следует, что  Министерство финансов в 2011 году работало на рынке государственных ценных бумаг в рамках рефинансирования текущего долга, реструктуризируя уже  выпущенный долг в сторону его  удлинения и удешевления.

 

 

за 1 квартал 2011 года

за 2 квартал 2011 года

за 3 квартал 2011 года

за 4 квартал 2011 года

за 1 квартал 2012 года

Объем сделок, в том числе:

4 939 502

6 806 329

7 904 954

5 948 927

5 589 825

первичные размещения

151 011

135 903

170 912

216 505

190 803

сделки "репо"

4 666 525

6 543 358

7 591 643

5 664 077

5 328 790


Таблица 2 - Объемы сделок на KASE с государственными ценными  бумагами (млн. тенге)

Организация рынка ценных бумаг  строится на тесной взаимосвязи двух его составляющих. Первичный рынок  ценных бумаг предполагает обязательное существование вторичного рынка. Более  того, существование первичного рынка  в условиях отсутствия вторичного рынка  практически невозможно. Ведь если на первичном рынке ценных бумаг  осуществляется размещение впервые  выпущенных ценных бумаг, то на вторичном  рынке происходит их дальнейшее обращение  в форме перепродажи. К сожалению, движение и оборот ценных бумаг в  Казахстане не налажен.

Как и в предыдущие годы, биржевой рынок государственных ценных бумаг  в 2012 году продолжает оставаться ведущей  площадкой Казахстанской фондовой биржи, занимая 9,4% всего биржевого  оборота (без учёта операций по сделкам  репо). Из проведённого нами анализа  следует, что весь сектор государственных  ценных бумаг за исследуемый период имеет чётко выраженную тенденцию  роста.

Главным событием текущего периода, на наш взгляд, оказавшим значительное влияние на рост рынка государственных  ценных бумаг, стало снижение курса  доллара США и соответствующее  этому укрепление национальной валюты, беспрецедентное за весь период с  момента введения в обращение  тенге. Данное событие привело к  тому, что участники фондового  рынка в целом впервые за последнее  десятилетие стали отказываться от жёсткой привязки к курсу доллара  США. Этот момент стал ключевым в резком увеличении их интереса к ценным бумагам в национальной валюте.

Но вместе с тем именно укрепление курса тенге ещё более обострило  ставшую для нашего рынка ценных бумаг хроническую проблему недостаточности  привлекательных финансовых инструментов. Этот факт являются своеобразным стимулятором, благодаря которому государство  принимает срочные меры по расширению перечня инструментов, вследствие чего происходит увеличение эмиссии и  сделок с государственными ценными  бумагами.

Эмиссионная активность Национального  банка в 2012 году привела к значительному  увеличению доли нот в биржевом обороте. Биржевой оборот вторичного рынка государственных  ценных бумаг снизился благодаря  оттоку денег инвесторов на первичные  размещения, где Национальный банк регулярно удовлетворял почти весь спрос. Кроме того, инвесторы продавали  короткие облигации, чтобы купить более  длинные ноты, что и привело  к изменению структуры государственных  ценных бумаг на Казахстанской фондовой биржи.

 

 

 

 

 

III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В течении последних лет  в экономике страны в целом  и на финансовом рынке произошли  важные количественные и качественные изменения. Свидетельствами, подтверждающими  эти изменения, являются признание  Европейским Союзом и США экономики  Казахстана рыночной и присвоение тремя  ведущими авторитетными международными агентствами - Moody's, Standard&Poor's и Fitch – Республике Казахстан инвестиционный рейтинг.

Но современный этап развития региональной и мировой экономики, в которых ещё более усилились  процессы глобализации и как неизбежное следствие – рост конкуренции, обусловливает  необходимость проведения дальнейших реформ в реальном и финансовом секторах экономики, адекватных новым вызовам. Очевидно, что в этих условиях казахстанским  компаниям все труднее выдерживать  давление международной конкуренции.

Поэтому новая экономика  республики должна опираться на преимущества, которые открываются в результате ее активных усилий по реинтеграции в  мировое хозяйство. Необходимы решительные  и масштабные меры по переходу на качественно  новый уровень развития экономики. Высокоразвитый финансовый сектор должен способствовать соединению высших финансовых технологий по поддержке инноваций  с реальным сектором экономики, которому сегодня нужны прямые инвестиции.

По мере роста экономики, насыщение финансового рынка  ресурсами начали возникать проблемы с недостатком ликвидных финансовых инструментов. По большому счёту основная причина сложившейся ситуации заключается  в неразвитости рынка корпоративных  ценных бумаг и в первую очередь  рынка акций. Отсутствие рыночного  механизма перетока денег с финансового  рынка в реальный сектор экономики  всё более обостряет проблему не только этого рынка, но и становится тормозом развития экономики страны в целом. Не решив задачи качественного  роста фондового рынка, невозможно кардинально изменить ситуацию с  дефицитом инструментов на финансовом рынке.

Между тем вступление в  ВТО и открытость рынка капиталов  в условиях отсутствия на фондовом рынке привлекательных финансовых инструментов могут вызвать утечку свободного капитала из страны, поэтому  очень важно готовить предприятия  к выпуску акций и корпоративных  облигаций, расширяя тем самым перечень предлагаемых на фондовом рынке надёжных, ликвидных финансовых инструментов.

В данной ситуации основной задачей правительства Республики Казахстан является создание условий, стимулирующих внутренних инвесторов – население республики и различных  финансовых институтов – направлять свои сбережения и свободные средства в реальный сектор экономики. Для  эффективного развития фондового рынка  необходимы качественные, привлекательные  и конкурентоспособные финансовые инструменты, полноценный вторичный  рынок корпоративных ценных бумаг, что в конечном итоге и создаст  эти условия.

Улучшение ситуации на фондовом рынке может быть связано с  продолжением программы «голубые фишки», принятием новых законов об акционерных  обществах, рынке ценных бумаг и  инвестиционных фондах. Важным условием выхода предприятий на фондовый рынок  является переход на Международные  стандарты финансовой отчётности (МСФО) с 2006 года, а для страны это означает её становление в качестве равноправного  партнёра мирового экономического сообщества.

В этой связи финансовому  сектору страны важно суметь превратить имеющиеся в стране частные и  государственные сбережения в эффективные  инвестиции в реальный сектор экономики  и подключить средства частного сектора  к реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, программы возрождения  села, развития инфраструктуры, жилищного  строительства.

В связи с предстоящим  вступлением Казахстана в ВТО, в  части финансовых услуг, Ассоциацией  финансистов Казахстана направлены предложения по принятию соответствующих  подготовительных мер, связанных с  необходимостью вывода на рынки новых  финансовых инструментов для инвестирования экономики страны для дальнейшего  повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности отечественных  финансовых институтов. Эти меры основаные  на решениях, принятых  IV Конгрессом финансистов Казахстана, и определили направления развития финансовой системы, предусматривающие практическую реализацию следующих задач:

а) обеспечение устойчивости финансовой системы  и совершенствование системы управления рисками, включая подготовительные меры по поэтапному переходу к новому Соглашению по капиталу (Базель II);

б) повышение требований к дальнейшей капитализации институциональных  инвесторов; 

в) развитие рынка ценных бумаг и, прежде всего, рынка акций, путем продажи части пакетов  национальных компаний (голубые фишки); 

г) внедрение новых финансовых инструментов, позволяющих эффективно привлекать средства участников финансового  рынка и, прежде всего, накопительных  пенсионных фондов, включая ценные бумаги, выпускаемые для финансирования проектов в рамках индустриальной политики страны (проектные облигации), а также  производных финансовых инструментов для хеджирования рисков; 

д) ускорение перехода реального  сектора на Международные стандарты  финансовой отчетности.

Для Ассоциации финансистов  Казахстана и Агентства, как уполномоченного  надзорного органа приоритетом является, прежде всего, обеспечение устойчивости финансового сектора, путём регулирования, основанного на общепризнанных стандартах.

В Республике Казахстан рынок  акций сильно отстаёт от долгового  рынка. Причина кроется даже не в  том, что нет финансовых инструментов для инвестирования, а в том, что  как эмитенты, так и инвесторы  просто не верят в этот сегмент  рынка на данном этапе развития.

Инвесторам этот рынок  непривлекателен в виду неопределённой дивидендной политики и нежелания  эмитентов раскрывать необходимую  информацию. Эмитенты пока не осознают, что привлечение инвесторов в  капитал и повышение прозрачности бизнеса могут в целом существенно  стабилизировать бизнес и снизить  стоимость фондовой базы. Часть казахстанских акционеров не зациклена на дивидендах, в основном надеясь на доходы в будущем. В меньшей степени это касается акционеров-физических лиц. Но мировая практика свидетельствует, что инвесторы стремятся покупать либо акции с высоким уровнем ликвидности при устойчивом росте цен, либо низколиквидные корпоративные ценные бумаги, по которым прогнозируются значительные объёмы дивидендных выплат.

Информация о работе Рынок ценных бумаг Республики Казахстан