Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение динамики изменения объёма розничного товарооборота и выявление резервов его роста.
1. Розничный товарооборот – основной показатель развития розничной торговли Республики Беларусь 4
1.1. Понятие, экономическая сущность, содержание и задачи розничного товарооборота 4
В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. 27
В структуре розничного товарооборота преобладающую долю занимают торговые сети частной формы собственности – 84 %, частной и иностранной – 12% и 4% соответственно.
График 7. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в объеме розничного товарооборота, %
Примечание: Официальный
сайт Национального статистического комитета
Республики Беларусь
Доля продовольственных товаров в объёме розничного товарооборта снижается, а доля непродовольственных – увеличивается соответственно. Это говорит о повышении уровня доходов населения и уровня жизни. Однако доля продовольственных товаров всю ещё высока по сравнению с данным показателем в экономически развитых странах.
Стоит отметить, что в период с 2005 по 2008 годы доля продовольственных товаров неизменно снижалась с 53,7% до 49,5%. Но в 2009 году доля продовольственных товаров в розничном товарообороте снова возрасла до 51,1 % и вернулась на уровень 2007 года. Однако в 2010 году доля продовольственных товаров снизилась до 50,1 %, но ещё не вернулась на лучший уровень данного показателя в 2008 году.
Активное развитие розничных сетей
Локальные
государственные и частные
Увеличение
количества торговых объектов ведет
к росту обеспеченности торговыми площадями
населения Беларуси, что закреплено в
концепции развития торговли на 2011-2015
гг. Согласно данной концепции к 2015 году
обеспеченность торговыми площадями должна
увеличиться в 2 раза с 362 кв. метров до
600-800 кв. метров на тысячу человек населения.
График
8. Обеспеченность торговыми площадями
в Беларуси, кв. метров на 1000 человек
Примечание:
Белорусский рынок розничной
торговли: итоги 2010 года. Отчёт с
I Международного форума «Рынок капитала
Республики Беларусь»
Обеспеченность
населения торговыми площадями
неизменно увеличивалась в
Инвестиции
Активным строительством и открытием крупноформатных торговых объектов занимаются не только продовольственные розничные сети. Так, в 3-ем квартале был открыт новый строительный гипермаркет
«Ома».
Общая площадь объекта
Тем не менее, сеть «Ома» - не единственный ритейлер, который планирует открытие строительных торговых объектов в Беларуси. Компания «Корпорация СБР» (Россия) планирует открыть от 10 до 15 строительных супермаркетов в Беларуси под брендом «Метрика».
Первый торговый объект компания намерена открыть в середине 2011 года.
В ближайшие несколько лет в Беларуси завершится строительство таких известных многофункциональных комплексов, как Магнит Минска, Маяк Минска, Минск-Сити, Каскад и др. Такие крупные торговые объекты могут способствовать приходу международных игроков на белорусский рынок розничной торговли. [8]
Кроме открытия новых торговых точек сети некоторые ритейлеры начали развивать программы лояльности клиентов - Гиппо и Евроопт внедрили дисконтные системы в магазинах своих сетей.
Торговые сети и в дальнейшем планируют открывать новые магазины путем строительства или покупки других сетей и последующей их модернизации и ребрендинга.
Розничная сеть Корона планирует построить гипермаркет в Витебске, а также торгово-развлекательный центр (ТРЦ) «Корона-Уручье» в Минске. В настоящий момент гипермаркет находятся в стадии строительства, а ТРЦ – на этапе предпроектной подготовки. В целом в Минске планируется построить 9 гипермаркетов в ближайшие несколько лет.
Розничная сеть Гиппо также намерена продолжить развитие сети в формате гипермаркет, а также построить несколько торговых и торгово-развлекательных центров в Минске.
Евроопт начал строительство первого супермаркета в своей сети в г. Гродно. До этого компания развивала свою розничную сеть в формате дискаунтер. Площадь супермаркета составит более 2.5 тыс. м. кв. Также торговая сеть Евроопт планирует открытие гипермаркета в Бресте общей площадью 9 тыс. м. кв.
Сеть Родная сторона планирует открытие 6 новых торговых объектов в дополнение к своим 37 функционирующим магазинам. 5 из них планируется открыть в Гродно, а 1 – в Бобруйске.
Такое массовое строительство в Беларуси связано с нехваткой торговых объектов современных форматов, а также свидетельствует о значительном усилении конкуренции на рынке розничной торговли в ближайшие 5 лет. Таким образом, по оценкам Capital Times,
небольшие сети розничной торговли будут за этот период либо куплены более крупными игроками, либо потеряют конкурентоспособность и уйдут с рынка.
Открытие гипермаркетов в Беларуси в 2005-2010
График
9. Крупнейшие торговые центры Беларуси
на 01.10.2010г., тыс. кв. метров
Примечание:
Белорусский рынок розничной
торговли: итоги 2010 года. Отчёт с
I Международного форума «Рынок капитала
Республики Беларусь»
Продолжающаяся либерализация в Беларуси и, в частности, на рынке розничной торговли (введение свободного ценообразования, сокращение налоговой нагрузки, отмена лицензирования и др.), а также отсутствие серьезной конкуренции и большой потенциал белорусского ритейла приводят к тому, что иностранные игроки все больше интересуются рынком розничной торговли в Беларуси.
Ряд иностранных ритейлеров либо уже начинают осуществлять деятельность в Беларуси, либо рассматривают возможность входа на белорусский рынок. Литовский розничный оператор Apranga рассматривает возможность входа в белорусский ритейл путем приобретения одной или нескольких компаний.
Курский ритейлер «Линия» уже открыл первый гипермаркет сети в Гомеле. Согласно заявленным планам, в Беларуси у розничной сети Линия должно быть открыто 4 гипермаркета.
Производитель и торговец косметикой Stenders (Франция) заключил договор франшизы с белорусской компанией и открыл одну торговую точку в Барановичах. Группа «Русский трикотаж» (Россия) проявляет интерес к рынку розничной торговли Беларуси и планирует инвестировать значительные средства не только в розницу, но и в производство.
Международный
оператор Marks&Spencer также планирует войти
на белорусский рынок. По неофициальным
источникам, компания уже зарегистрировала
юридическое лицо в Беларуси. В то же время
немецкий бренд Hugo Boss открыл свой фирменный
магазин в Минске.
2.3
Оценка влияния
факторов на величину
и структуру розничного
товарооборота
Объем
розничного товарооборота как стоимостного
показателя во многом определяется
уровнем розничных цен.
ТО1=69732млрд. руб.
ТО0=54736 млрд.руб.
ТО01=ТО1/ИПЦ=69732/1,099=63450 млрд.руб.
Общее изменение объёма товарооборота:
= = 69732 – 54736=14996 млрд.руб.
Tроста = = 127,4%
=69732 – 63450 = 6282 млрд.руб.
= = 63450 – 54736 = 8714 млрд.руб.
Таким образом в 2010 году по сравнению с 2009 объём товарооборота возрос на 14996 млрд.рублей в действующих ценах. В относительном выражении товарооборот вырос на27,4%. В том числе за счёт роста цен объём товарооборота возрос на 6282 млрд. рублей, а за счёт изменения физичесого объёма на 8714 млрд. рублей.
Можно
сделать вывод о том, что объём
товарооборота в большей
Соответственно
государственное регулирование
торговли должно создавать условия
для роста объём товарооборота
за счёт увеличения физического объёма.
3.
Совершенствование
управление розничным
товарооборотом в
Республике Беларусь
3.1
Обобщение неиспользованных
возможностей резервов
роста розничного товарооборота
Основные направления развития розничной торговли Республи Беларусь:
В сфере развития розничной торговли первостепенное внимание должно быть уделено вопросам совершенствования размещения торговой сети и, прежде всего, обеспечению доступности товаров и услуг для всех категорий населения.
Это может быть осуществлено за счет расширения действующей торговой сети путем её реконструкции и модернизации, а также за счет строительства новых торговых объектов.
Два основных направления развития розничной торговой сети:
- укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров.
Информация о работе Розничный товарооборот Республики Беларусь