Розничный товарооборот Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение динамики изменения объёма розничного товарооборота и выявление резервов его роста.

Содержание

1. Розничный товарооборот – основной показатель развития розничной торговли Республики Беларусь 4

1.1. Понятие, экономическая сущность, содержание и задачи розничного товарооборота 4

В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. 27

Работа содержит 1 файл

Конечный Алина 2.docx

— 323.29 Кб (Скачать)

     В структуре розничного товарооборота  преобладающую долю занимают торговые сети частной формы собственности  – 84 %, частной и иностранной – 12% и 4% соответственно.

      

     График 7. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров  в объеме розничного товарооборота, %

     

Примечание: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь  

     Доля  продовольственных товаров в  объёме розничного товарооборта снижается, а доля непродовольственных – увеличивается соответственно. Это говорит о повышении уровня доходов населения и уровня жизни. Однако доля продовольственных товаров всю ещё высока по сравнению с данным показателем в экономически развитых странах.

     Стоит отметить, что в период с 2005 по 2008 годы доля продовольственных товаров неизменно снижалась с 53,7% до 49,5%. Но в 2009 году доля продовольственных товаров в розничном товарообороте снова возрасла до 51,1 % и вернулась на уровень 2007 года. Однако в 2010 году доля продовольственных товаров снизилась до 50,1 %, но ещё не вернулась на лучший уровень данного показателя в 2008 году.

     Активное  развитие розничных сетей

     Локальные государственные и частные операторы розничной торговли в Беларуси продолжают собственное развитие, как посредством строительства новых торговых объектов, так и путем приобретения розничных сетей и отдельных торговых объектов.

     Увеличение  количества торговых объектов ведет  к росту обеспеченности торговыми площадями населения Беларуси, что закреплено в концепции развития торговли на 2011-2015 гг. Согласно данной концепции к 2015 году обеспеченность торговыми площадями должна увеличиться в 2 раза с 362 кв. метров до 600-800 кв. метров на тысячу человек населения. 

     График 8. Обеспеченность торговыми площадями в Беларуси, кв. метров на 1000 человек 

     

Примечание: Белорусский рынок розничной  торговли: итоги 2010 года. Отчёт с  I Международного форума «Рынок капитала Республики Беларусь»  

     Обеспеченность  населения торговыми площадями  неизменно увеличивалась в период 2005-2010 годов. В 2010 году на 1000 человек  приходилось 370 квадратных метров торговых площадей, а в 2005 – 265 квадратных метров. Таким образом показатель увеличился на 105 м2 или на 39,6% в абсолютном выражении.

     Инвестиции

  • По состоянию на 01.09.2010г. в Беларуси функционировало 34.9 тыс. магазинов (+2 тыс. к началу 2010 года) общей площадью 3.5 млн. кв. метров (+0.5 млн. кв. метров), 365 торговых центров (+45) общей площадью 466 тыс. кв. метров. Данное увеличение было обеспечено активными действиями крупных розничных сетей, направленными на экспансию:
  • Группа «Трайпл» выкупила у российской компании «Седьмой континент» франшизу на развитие сети гипермаркетов Prostore и открыла 2 новых гипермаркета в Минске.
  • В Гомеле был открыт первый в Беларуси гипермаркет сети «Линия» (Россия). Гипермаркет имеет торговую площадь 15 000 кв. метров и планирует обслуживать до 20 000 покупателей в день. Как и все гипермаркеты торговой сети, гомельская «Линия» работает в формате cash&carry. В ассортименте гипермаркета из 20 тысяч наименований продукции более 85% занимает продовольственная группа.
  • Розничная сеть Гиппо, развивающаяся в формате гипермаркет и магазин у дома, открыл в конце года новый гипермаркет в Гомеле. Общая площадь объекта составляет более 10 тыс.кв.м., торговая площадь – 5.5 тыс. м. кв.
  • Торговая сеть Корона открыла 3-ий гипермаркет сети в городе Бобруйск. Площадь торгового зала гипермаркета «Корона» составляет более 4 600 квадратных метров.
  • Остальные розничные сети также активно открывали новые торговые точки в Беларуси: Алми – в Гомеле, Родная сторона – в Мозыре и Солигорске, Рублевский – в Борисове и Витебске, Евроопт – в Жлобине, Бресте, Витебске, Орше и Новополоцке.[8]

     Активным  строительством и открытием крупноформатных торговых объектов занимаются не только продовольственные розничные сети. Так, в 3-ем квартале был открыт новый строительный гипермаркет

     «Ома». Общая площадь объекта составляет 8.6 тыс. кв. метров, в том числе торговых помещений - более 5.5 тыс. кв. метров. В гипермаркете представлено около 45 тысяч наименований товаров, в т.ч. практически каждая ассортиментная группа продукции представлена товарами от 300 белорусских производителей. До 2015 года сеть «Ома» планирует возвести в Беларуси еще 6 гипермаркетов, из них 3 - в Минске.

     Тем не менее, сеть «Ома» - не единственный ритейлер, который планирует открытие строительных торговых объектов в Беларуси. Компания «Корпорация СБР» (Россия) планирует открыть от 10 до 15 строительных супермаркетов в Беларуси под брендом «Метрика».

     Первый  торговый объект компания намерена открыть  в середине 2011 года.

     В ближайшие несколько лет в  Беларуси завершится строительство таких известных многофункциональных комплексов, как Магнит Минска, Маяк Минска, Минск-Сити, Каскад и др. Такие крупные торговые объекты могут способствовать приходу международных игроков на белорусский рынок розничной торговли. [8]

     Кроме открытия новых торговых точек сети некоторые ритейлеры начали развивать программы лояльности клиентов - Гиппо и Евроопт внедрили дисконтные системы в магазинах своих сетей.

     Торговые  сети и в дальнейшем планируют  открывать новые магазины путем строительства или покупки других сетей и последующей их модернизации и ребрендинга.

     Розничная сеть Корона планирует построить  гипермаркет в Витебске, а также торгово-развлекательный центр (ТРЦ) «Корона-Уручье» в Минске. В настоящий момент гипермаркет находятся в стадии строительства, а ТРЦ – на этапе предпроектной подготовки. В целом в Минске планируется построить 9 гипермаркетов в ближайшие несколько лет.

     Розничная сеть Гиппо также намерена продолжить развитие сети в формате гипермаркет, а также построить несколько торговых и торгово-развлекательных центров в Минске.

     Евроопт начал строительство первого супермаркета в своей сети в г. Гродно. До этого компания развивала свою розничную сеть в формате дискаунтер. Площадь супермаркета составит более 2.5 тыс. м. кв. Также торговая сеть Евроопт планирует открытие гипермаркета в Бресте общей площадью 9 тыс. м. кв.

     Сеть  Родная сторона планирует открытие 6 новых торговых объектов в дополнение к своим 37 функционирующим магазинам. 5 из них планируется открыть в  Гродно, а 1 – в Бобруйске.

     Такое массовое строительство в Беларуси связано с нехваткой торговых объектов современных форматов, а также свидетельствует о значительном усилении конкуренции на рынке розничной торговли в ближайшие 5 лет. Таким образом, по оценкам Capital Times,

     небольшие сети розничной торговли будут за этот период либо куплены более крупными игроками, либо потеряют конкурентоспособность и уйдут с рынка.

     Открытие  гипермаркетов в Беларуси в 2005-2010

  • 2005-2006 - Гиппо, BIGGZ, Корона, ProStore
  • 2007-2008 - Гиппо, Евроопт, Алми
  • 2009-2010 - Корона (2), ProStore (2), Гиппо, Линия
 

     График 9. Крупнейшие торговые центры Беларуси на 01.10.2010г., тыс. кв. метров 

     

Примечание: Белорусский рынок розничной  торговли: итоги 2010 года. Отчёт с  I Международного форума «Рынок капитала Республики Беларусь»  

     Продолжающаяся  либерализация в Беларуси и, в частности, на рынке розничной торговли (введение свободного ценообразования, сокращение налоговой нагрузки, отмена лицензирования и др.), а также отсутствие серьезной конкуренции и большой потенциал  белорусского ритейла приводят к тому, что иностранные игроки все больше интересуются рынком розничной торговли в Беларуси.

     Ряд иностранных ритейлеров либо уже начинают осуществлять деятельность в Беларуси, либо рассматривают возможность входа на белорусский рынок. Литовский розничный оператор Apranga рассматривает возможность входа в белорусский ритейл путем приобретения одной или нескольких компаний.

     Курский ритейлер «Линия» уже открыл первый гипермаркет сети в Гомеле. Согласно заявленным планам, в Беларуси у розничной сети Линия должно быть открыто 4 гипермаркета.

     Производитель и торговец косметикой Stenders (Франция) заключил договор франшизы с белорусской компанией и открыл одну торговую точку в Барановичах. Группа «Русский трикотаж» (Россия) проявляет интерес к рынку розничной торговли Беларуси и планирует инвестировать значительные средства не только в розницу, но и в производство.

     Международный оператор Marks&Spencer также планирует войти на белорусский рынок. По неофициальным источникам, компания уже зарегистрировала юридическое лицо в Беларуси. В то же время немецкий бренд Hugo Boss открыл свой фирменный магазин в Минске. 

 

     2.3 Оценка влияния  факторов на величину  и структуру розничного  товарооборота 

Объем розничного товарооборота как стоимостного показателя во многом определяется уровнем розничных цен. 

ТО1=69732млрд. руб.

ТО0=54736 млрд.руб.

ТО01=ТО1/ИПЦ=69732/1,099=63450 млрд.руб.

Общее изменение объёма товарооборота:

= = 69732 – 54736=14996 млрд.руб. 

  Tроста  = = 127,4%

 

=69732 – 63450 = 6282 млрд.руб.

= = 63450 – 54736 = 8714 млрд.руб.

  Таким образом в 2010 году по сравнению с 2009 объём товарооборота возрос на 14996 млрд.рублей в действующих ценах. В относительном выражении товарооборот вырос на27,4%. В том числе за счёт роста цен объём товарооборота возрос на 6282 млрд. рублей, а за счёт изменения физичесого объёма на 8714 млрд. рублей.

  Можно сделать вывод о том, что объём  товарооборота в большей степени  увеличился по причине роста продаж – 58% общего прироста товарооборота. Однако около половины приророста данного показателя было вызвано инфляцией. 

  Соответственно  государственное регулирование  торговли должно создавать условия  для роста объём товарооборота  за счёт увеличения физического объёма. 

 

     

3. Совершенствование  управление розничным  товарооборотом в  Республике Беларусь 

3.1 Обобщение неиспользованных  возможностей резервов роста розничного товарооборота 

     Основные  направления развития розничной  торговли Республи Беларусь:

  • Дальнейшая либерализация экономики
  • Внедрение современных методов розничной продажи – самообслуживание
  • Совершенствование ассортиментной структуры товарооборота
  • Развитие сети торговых объектов и объектов общественного питания
  • Привлечение иностранных инвестиций.

     В сфере развития розничной торговли первостепенное     внимание должно быть уделено вопросам совершенствования  размещения торговой сети и, прежде всего, обеспечению   доступности  товаров  и  услуг  для   всех   категорий  населения.

     Это   может быть осуществлено  за  счет  расширения  действующей торговой  сети  путем её реконструкции и модернизации, а также за  счет  строительства новых торговых  объектов. 

     Два основных направления развития  розничной  торговой  сети:

      - укрупнение размеров  магазинов   за  счет строительства и открытия  гипер- и супермаркетов и торговых  центров.

Информация о работе Розничный товарооборот Республики Беларусь