Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение динамики изменения объёма розничного товарооборота и выявление резервов его роста.
1. Розничный товарооборот – основной показатель развития розничной торговли Республики Беларусь 4
1.1. Понятие, экономическая сущность, содержание и задачи розничного товарооборота 4
В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. 27
Объем, структура, тенденции и перспективы развития розничного товарооборота зависят от множества условий. С одной стороны, они определяются всеми факторами, которые формируют спрос и предложение, а тем самым — емкость рынка; с другой — факторами эффективности управления ресурсами торговой организации и факторами внутреннего характера действия.
Факторы розничного товарооборота — объективные причины, явления и процессы в сфере товарного обращения, воздействие которых приводит к изменению розничного товарооборота. Их условно подразделяют на макро- и микроэкономические.
Таблица 2. Факторы, влияющие на объём товарооборота
Демографические:
Экономические:
Политические и законодательные:
Научно-технический прогресс:
Поведение
покупателей и специфика
Национально-бытовые:
Конкуренция:
Развитость торговой сети:
Обеспеченность товарами:
Качество торгового обслуживания:
Уровень конкуренции:
Примечание:
Р.П.Валевич, Г.А.Давыдова .Экономика организаций
торговли. –Минск: БГЭУ, 2010
Многообразие приведенных факторов, их разнонаправленность, различия в степени воздействия при наличии внутренних взаимосвязей обусловливают необходимость классификации на основе общих признаков
По значимости:
.
основные факторы (денежные
. второстепенные (ставки за пользование кредитами, политические и законодательные условия, специализация торговых объектов и др.).
По степени детализации:
По характеру действия:
.
интенсивные (обусловливающие
По времени действия:
По характеру участия в процессе товарного обращения:
Торговые организации одновременно выступают в качестве субъекта и объекта рыночных отношений. Они не только находятся под влиянием различных факторов, но и имеют возможность воздействовать на их динамику. Из сказанного вытекает необходимость разделения факторов на внешние и внутренние.
По данным зарубежных специалистов, 70—75 % банкротств Хозяйствующих субъектов в странах с развитой рыночной экономикой происходит под влиянием внутренних факторов и лишь 20—25 % — внешних. В условиях трансформационной экономики банкротства происходят (примерно в равных долях) под влиянием внешних и внутренних факторов. Следовательно, при разработке системы управления розничным товарооборотом важно тщательно анализировать и прогнозировать, как отразятся на развитии товарооборота в будущем прежде всего внутренние факторы.
В зависимости от направленности действия факторы характеризуются как позитивные и негативные. Позитивные благотворно влияют на деятельность организации, а негативные мешают ее развитию. Разработка и внедрение системы материального стимулирования, значительно повысившей мотивацию труда работников торговой организации и, соответственно, его эффективность, является примером, когда внутренний фактор играет позитивную роль. Поступление в продажу партии труднореализуемых товаров — случай противоположный.
Для оценки резервов роста товарооборота рекомендуется группировать сходные по степени воздействия внутренние факторы, а объединяющим элементом выступают:
Данная классификация условна, она не отражает всего многообразия факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы, их влияние на эффективность деятельности организации. Это помогает определить направление управленческого воздействия, усилить эффект от него или устранить негативное явление.
Выполнение плана и динамика развития розничного товарооборота зависят в первую очередь от следующих групп факторов внутреннего характера действия:
Зн + Пост = Троз + В + Зк,
где Зн — запасы товаров на начало отчетного периода; Пост — поступление товаров; Троз — розничный товарооборот, р.; В — прочее выбытие товаров; Зк — запасы товаров на конец отчетного периода.
В левой части представлены источники обеспечения потребности торговой организации в товарах (Зн + Пост), а в правой — потребность в товарах (Троз + В + Зк). Используя данную формулу, можно рассчитать объем товарооборота (Троз = Зн + Пост - В - Зк) и размер потребности (поступления) в товарах (Пост = Троз + В + Зк - Зн).
Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота положительно влияют размеры товарных запасов на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, но отрицательно — увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец периода.
На современном этапе развития отечественной экономики высокий динамизм рыночных изменений и обострение конкуренции требуют постоянного уточнения показателей реальной и потенциальной конкурентоспособности закупаемой продукции посредством учета факторов риска внешней среды. Последние представляют собой возможные изменения, не полезные для конкурентных качеств продукции, предлагаемой к закупке торговыми организациями.
С
точки зрения конкурентоспособности
продукции выделяйся две основные группы
факторов риска внешней среды.
Таблица
3. Группы факторов риска внешней
среды
Признак группировки | Пример наиболее распространенных факторов риска |
I.
Микроэкономические факторы | |
Изменения в общерыночной среде | Появление новой
ниши рынка
Перегруппировка существующих сегментов рынка Изменение типа конкуренции на рынке (рынках) |
Изменения в действиях конкурентов | Появление новых
конкурентов
Изменения стратегии производства и сбыта продукции существующими конкурентами |
Изменения в продуктах-конкурентах | Появление новой
продукции
Изменение свойств
уже созданной Появление новых
продуктов-заменителей |
Изменения потребителей | Изменение платежеспособного
спроса
Появление новых требований к продукции данного Вида |
II.
Макроэкономические факторы | |
Состояние и факторы изменения конкурентной среды | Введение новых стандартов качества продукции, изменение инновационной и инвестиционной политик Изменение политики налогообложения, ценообразования, кредитования Изменение внешнеторговой политики Изменение правил хозяйствования Изменение числа товаропроизводителей и условий закупки товаров |
Информация о работе Розничный товарооборот Республики Беларусь