Розничный товарооборот Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение динамики изменения объёма розничного товарооборота и выявление резервов его роста.

Содержание

1. Розничный товарооборот – основной показатель развития розничной торговли Республики Беларусь 4

1.1. Понятие, экономическая сущность, содержание и задачи розничного товарооборота 4

В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. 27

Работа содержит 1 файл

Конечный Алина 2.docx

— 323.29 Кб (Скачать)
    1. Факторы, влияющие на величину розничного товарооборота  в современных  условиях хозяйствования
 

  Объем, структура, тенденции и перспективы  развития розничного товарооборота зависят от множества условий. С одной стороны, они определяются всеми факторами, которые формируют спрос и предложение, а тем самым — емкость рынка; с другой — факторами эффективности управления ресурсами торговой организации и факторами внутреннего характера действия.

Факторы розничного товарооборота — объективные причины, явления и процессы в сфере товарного обращения, воздействие которых приводит к изменению розничного товарооборота. Их условно подразделяют на макро- и микроэкономические.

 

Таблица 2. Факторы, влияющие на объём товарооборота

    Демографические:

  • численность населения
  •   структура населения

    Экономические:

  • тенденции развития экономики, уровня безработицы
  • ставки за пользование кредитами
  • объем и структура рынка потребительских товаров
  • изменения в распределении доходов населения на потребление и сбережение
  • уровень инфляции
  • уровень цен
  • уровень денежных доходов
  • развитость внешнеторговых отношений

    Политические  и законодательные:

  • стабильность законодательства
  • роль государства в развитии экономики
  • государственное регулирование торговой деятельности

    Научно-технический  прогресс:

  • уровень развития производства потребительских товаров

    Поведение покупателей и специфика сегмента рынка:

  • число покупателей и их предпочтения
  • характеристики экономики обслуживаемого сегмента
  • денежные доходы населения
  • средняя стоимость покупки
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • объем товарных ресурсов
  • доля инновационных товаров в структуре производства
  • объем производства товаров национальными товаропроизводителями

    Национально-бытовые:

  • специфика национального потребления

    Конкуренция:

  • уровень конкуренции на данном региональном товарном рынке 
  • уровень конкуренции на рынке торговых услуг

    Развитость  торговой сети:

  • число и виды торговых форматов
  • размеры торговых площадей
  •   местоположение, режим работы, специализация торговых объектов

    Обеспеченность  товарами:

  • объем и структура закупок и их соответствие запросам населения
  • товарозвенность, товарооборачиваемость
  • ассортиментная структура товарооборота

    Качество торгового обслуживания:

  • квалификация и численность торговых работников
  • наличие инновационных торговых технологий
  • уровень потребления Организация:
  • методы продаж и стимулирования работников

   Уровень конкуренции:

  • доля рынка, принадлежащая конкурентам
  •   уровень конкурентоспособности торговой организации
 
 

     Примечание: Р.П.Валевич, Г.А.Давыдова .Экономика организаций торговли. –Минск: БГЭУ, 2010 
 

     Многообразие  приведенных факторов, их разнонаправленность, различия в степени воздействия  при наличии внутренних взаимосвязей обусловливают необходимость классификации на основе общих признаков

  По  значимости:

  . основные факторы (денежные доходы, объемы производства, развитость торговой сети и др.);

  . второстепенные (ставки за пользование  кредитами, политические и законодательные условия, специализация торговых объектов и др.).

  По  степени детализации:

  • простые — не поддающиеся дальнейшей детализации (уровень инфляции, доля инновационных товаров в общем объеме производства и др.);
  • сложные — допускающие расчленение на составляющие (товарооборачиваемость, характеристики обслуживаемого сегмента, уровень конкуренции, тенденции в развитии экономики и др.).

  По  характеру действия:

  • экстенсивные (размер торговых площадей, численность торговых работников, число потребителей и др.);

  . интенсивные (обусловливающие эффективность  использования ресурсного потенциала, изменения в распределении доходов населения на потребление и сбережение и т.п.).

  По  времени действия:

  • постоянные (численность и структура населения, объем товарных ресурсов, режим работы торговых объектов, специфика национального потребления и др.);
  • временные (уровень безработицы, товарозвенность, средняя стоимость покупки и др.).

  По  характеру участия  в процессе товарного  обращения:

  • объективные (число потребителей, объем товарных ресурсов, уровень денежных доходов, уровень цен, число и виды торговых форматов и др.);
  • субъективные (качество торгового обслуживания, поведение и предпочтения покупателей).

  Торговые  организации одновременно выступают  в качестве субъекта и объекта  рыночных отношений. Они не только находятся под влиянием различных факторов, но и имеют возможность воздействовать на их динамику. Из сказанного вытекает необходимость разделения факторов на внешние и внутренние.

  По  данным зарубежных специалистов, 70—75 % банкротств Хозяйствующих субъектов  в странах с развитой рыночной экономикой происходит под влиянием внутренних факторов и лишь 20—25 % — внешних. В условиях трансформационной экономики банкротства происходят (примерно в равных долях) под влиянием внешних и внутренних факторов. Следовательно, при разработке системы управления розничным товарооборотом важно тщательно анализировать и прогнозировать, как отразятся на развитии товарооборота в будущем прежде всего внутренние факторы.

  В зависимости от направленности действия факторы характеризуются как позитивные и негативные. Позитивные благотворно влияют на деятельность организации, а негативные мешают ее развитию. Разработка и внедрение системы материального стимулирования, значительно повысившей мотивацию труда работников торговой организации и, соответственно, его эффективность, является примером, когда внутренний фактор играет позитивную роль. Поступление в продажу партии труднореализуемых товаров — случай противоположный.

  Для оценки резервов роста товарооборота  рекомендуется группировать сходные  по степени воздействия внутренние факторы, а объединяющим элементом выступают:

  • личность руководителя и способность подобранной им команды управлять организацией в условиях рынка;
  • НТП, инновационная политика государства, товаропроизводителя, торговли;
  • совершенствование организации труда, управление организацией;
  • организационно-правовая форма хозяйствования;
  • социально-психологический климат в коллективе;
  • специфика отрасли;
  • качество и конкурентоспособность продукции, управление расходами и ценовая политика;
  • амортизационная и инвестиционная политика;
  • эффективность использования экономического потенциала торговой организации.

  Данная  классификация условна, она не отражает всего многообразия факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы, их влияние на эффективность деятельности организации. Это помогает определить направление управленческого воздействия, усилить эффект от него или устранить негативное явление.

  Выполнение  плана и динамика развития розничного товарооборота зависят в первую очередь от следующих групп факторов внутреннего характера действия:

  • обеспеченности товарными ресурсами и эффективности их использования;
  • уровня розничных цен и тенденций их изменения;
  • обеспеченности торговой организации трудовыми ресурсами и эффективности труда торговых работников;
  • состояния, развития и эффективности использования материально-технической базы торговли;
  • числа покупателей и их покупательных возможностей;
  • социально-психологического характера взаимоотношений продавца и покупателя.
  • Главным фактором успешного развития товарооборота является обеспеченность товарными ресурсами и эффективность их использования. Проводя анализ, прежде всего, проверяют достаточность товарных ресурсов для успешного выполнения плана, развития розничного товарооборота в динамике и более полного удовлетворения спроса покупателей. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Данная зависимость может быть выражена формулой балансовой связи:

Зн + Пост = Троз + В + Зк,

где Зн — запасы товаров на начало отчетного периода; Пост — поступление товаров; Троз — розничный товарооборот, р.; В — прочее выбытие товаров; Зк — запасы товаров на конец отчетного периода.

  В левой части представлены источники  обеспечения потребности торговой организации в товарах (Зн + Пост), а в правой — потребность в товарах (Троз + В + Зк). Используя данную формулу, можно рассчитать объем товарооборота (Троз = Зн + Пост - В - Зк) и размер потребности (поступления) в товарах (Пост = Троз + В + Зк - Зн).

  Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота положительно влияют размеры товарных запасов на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, но отрицательно — увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец периода.

  На  современном этапе развития отечественной  экономики высокий динамизм рыночных изменений и обострение конкуренции требуют постоянного уточнения показателей реальной и потенциальной конкурентоспособности закупаемой продукции посредством учета факторов риска внешней среды. Последние представляют собой возможные изменения, не полезные для конкурентных качеств продукции, предлагаемой к закупке торговыми организациями.

     С точки зрения конкурентоспособности  продукции выделяйся две основные группы факторов риска внешней среды. 

 

Таблица 3. Группы факторов риска внешней  среды 

      
Признак группировки Пример наиболее распространенных факторов риска
I. Микроэкономические факторы риска  конкретного рынка
Изменения в общерыночной среде Появление новой  ниши рынка

Перегруппировка существующих сегментов рынка Изменение  типа конкуренции на рынке (рынках)

Изменения в действиях конкурентов Появление новых  конкурентов

Изменения стратегии  производства и сбыта продукции существующими конкурентами

Изменения в продуктах-конкурентах Появление новой  продукции

Изменение свойств  уже созданной товаропроизводителем продукции

Появление новых  продуктов-заменителей Изменение  свойств существующих продуктов-заменителей

Изменения потребителей Изменение платежеспособного  спроса

Появление новых  требований к продукции данного

Вида

II. Макроэкономические факторы риска  конкурентной среды
Состояние и факторы изменения конкурентной среды Введение новых  стандартов качества продукции, изменение инновационной и инвестиционной политик Изменение политики налогообложения, ценообразования, кредитования Изменение внешнеторговой политики Изменение правил хозяйствования Изменение числа товаропроизводителей и условий закупки товаров

Информация о работе Розничный товарооборот Республики Беларусь