Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение динамики изменения объёма розничного товарооборота и выявление резервов его роста.
1. Розничный товарооборот – основной показатель развития розничной торговли Республики Беларусь 4
1.1. Понятие, экономическая сущность, содержание и задачи розничного товарооборота 4
В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. 27
Государство
разрабатывает и принимает
Финансово-экономическое
регулирование — центральное
звено в системе
Защита прав потребителей — важная задача государства. Для предотвращения проникновения на рынок опасных для жизни и здоровья товаров широко используется система лицензирования торговли товарами народного потребления, их стандартизации и сертификации.
Государственное регулирование торговой практики сводится к разработке и принятию общих правил торговли, правил торговли отдельными товарами, установлению конкретных юрисдикций за их нарушение и т.д.
Среди форм государственного регулирования торговли одно из важнейших мест занимает лицензирование — комплекс государственных мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, дополнений и изменений к ним, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия, прекращением их действия и контролем за соблюдением всех требований и условий лицензии.
Лицензиат — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо (осуществляющее адвокатскую или частичную нотариальную деятельность).
Лицензирующие органы — это республиканские и местные органы управления, Национальный банк и др. Лицензирование розничной торговли осуществляют облисполкомы, Минский горисполком, городские и районные исполкомы (розничная торговля и общественное питание).
Лицензионные требования и условия — это совокупность требований и условий к соискателю лицензии при их выдаче.
Лицензирующие органы при соблюдении всех требований должны выдать лицензию в течение месяца. При нарушении условий лицензии она может быть аннулирована (продажа товаров с истекшим сроком годности, ненадлежащего качества, без акцизных марок и т.д.).
Главную роль в регулировании торговл играет система Министерства торговли Республики Беларусь. Для организации и координации торговой деятельности в республике в его составе сформированы следующие основные функциональные управления:
– Управление экономики и торговли и развития рыночных отношений;
– Управление финансов, цен, бухгалтерского учета и контроля;
– Управление организации потребительского рынка продовольственных товаров;
– Управление организации потребительского рынка непродовольственных товаров;
– Управление организации торговли и услуг;
– Управление организационно-кадровой работы и делопроизводства;
– Управление координации внешнеторговой деятельности и создания товаропроизводящей сети за рубежом;
– Управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой;
– Отдел общественного питания. [10]
Посредством этих управлений Министерство торговли осуществляет регулирующее руководство и контроль за деятельностью всех розничных торговых организаций на территории республики. К полномочиям Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования торговли, согласно Закону о торговле, относятся:
– разработка и реализация долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли;
– координация деятельности органов государственного управления и других организаций в области торговли;
– ведение торгового реестра;
– формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций;
– осуществление государственного контроля в торговле;
– мониторинг конъюнктуры внутренней и внешней торговли;
– иные полномочия в соответствии с законодательством. [10]
В непосредственном подчинении Министерства торговли находится республиканское торговое унитарное предприятие «Белювелирторг».
Руководство розничной торговлей на местном уровне осуществляют областные управления и Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома, которые находятся в двойном подчинении: по линии местных исполкомов и Министерства торговли. В их ведении находятся торговые организации муниципальной собственности (торги, торгово-производственные фирмы, объединения, крупные магазины). Управления потребительского рынка осуществляют планово-регулирующее руководство (распределение ресурсов, развитие розничной торговли сети, финансирование, организация учета, установление режимов работы магазинов и т.п.) и контроль за деятельностью всех организаций розничной торговли, находящихся на территории области или города. В городах с районным делением и районных центрах при исполкомах созданы отделы торговли и услуг, на которые возложены функции регулирования и контроль за деятельностью торговых организаций своего района или города.
Переход к рынку сопряжен с задачей кардинального обновления всего законодательства, и от этого не уйти. Создаваемые в сжатые сроки, в условиях лишь формирующихся рыночных отношений.еще не апробированные практикой, новые законы уже в силу только этих причин несовершенны. По мере становления рынка они требуют существенных корректировок. [12]
Таким
образом, объективное противоречие
между требованием стабильности
законодательства и необходимостью
его совершенствования на стадии
перехода к рынку чрезвычайно
обостряется. Реализуя функцию правового
обеспечения экономики, государство
вынуждено последовательно
Необходимость
внесения изменений и дополнений
в действующее законодательство
возникает реже, если правовое обеспечение
хода реформ осуществляется на базе четко
определенных, стабильных целей и
приоритетов социально-
Государственное программирование является особым методом регулирования, который не относится к группам экономических или административных методов, но координирует их применение для достижения заданных целей.
В соответствии с Программой развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы в современных экономических условиях основными принципами государственного регулирования торговли будут проведение единой торговой политики, координация вопросов развития торговой деятельности и обеспечения равных прав субъектов хозяйствования на осуществление торговли, совершенствование правового регулирования экономических отношений в сфере потребительского рынка, обеспечение в равной степени защиты прав и законных интересов потребителей.
Система государственного регулирования торговли было направлена на:
Вместе
с тем для обеспечения
Главный принцип в этой сфере: конкуренция - везде, где возможно, государственное регулирование - там, где необходимо.
В Беларуси в 2010 году было принято несколько важных законодательных актов, которые направлены на улучшение условий в белорусском ритейле.
Так, был принят Указ Президента Республики Беларусь №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 01.09.2010г., которым предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности, в т.ч. розничной торговли за исключением продажи алкогольных напитков и табачных изделий, с 1 января 2011 года. Сужение сферы контроля в данной сфере позволит "упростить условия осуществления предпринимательской деятельности для значительного количества субъектов хозяйствования, так как из порядка 240 тысяч выданных субъектам хозяйствования и действующих лицензий на осуществление отдельных видов деятельности около 155 тысяч (65%) составляют лицензии на розничную торговлю, табачные изделия и общественное питание. [16]
Тем не менее, государство планирует сохранить контроль над деятельностью розничных сетей путем введения нового инструмента - торгового реестра – и обязательной регистрации торговых сетей в нем. По оценкам экспертов, торговый реестр будет более мягкой формой лицензирования, так как процедура включения в торговый реестр должна быть проще по сравнению с получением лицензии. Однако, государственные органы будут иметь возможность исключить юридическое лицо из торгового реестра за нарушения. Оснований для исключения станет меньше в сравнении с лицензированием, и оно будет относиться только к одному торговому объекту, что способствует развитию крупных торговых сетей в Беларуси. В настоящее время данный документ проходит согласование в органах государственного регулирования. [16]
В Беларуси также продолжилась либерализация ценообразования. В 2010 году был принят Указ Президента Республики Беларусь №484, согласно которому отменено право правительства страны определять состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), для юридических лиц государственной формы собственности. Теперь состав затрат, включаемых в состав себестоимости продукции, будет носить рекомендательный характер.
Данный
указ действительно сможет упростить
порядок учета и сократить
документооборот, однако, по оценкам
аналитиков, не значительно повлияет
на снижение уровня цен. Кроме того,
методология определения
По инициативе Министерства торговли подготовлен проект президентского указа, предусматривающий введение ограничения на размер маркетинговых платежей, который может требовать розничная сеть у производителей. В проекте указа предлагается установить максимальный уровень таких платежей в размере 10% от цены приобретаемых товаров. [8]
По
оценкам аналитиков, данный законодательный
акт был инициирован
Тем не менее, многие эксперты и игроки рынка полагают, что указ не позволит ограничить размер маркетинговых платежей на уровне 10% от цены приобретения товара, так как розничные сети будут иметь возможность взимать плату под видом каких-либо других услуг.
При
этом на результаты выполнения данной
Программы существенное влияние
оказали изменения условий
В 2006 – 2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).
Предварительная
оценка выполнения основных показателей
Программы социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы свидетельствует,
что по большинству из них прогнозные
параметры достигнуты.
Таблица
4. Предварительная оценка выполнения
основных показателей Программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006 – 2010
годы
Показатели | В сопоставимых
ценах, 2010 год в процентах к 2005 году | |
программные показатели | оценка выполнения | |
Валовой внутренний продукт | 146 -155 | 146 |
Продукция промышленности | 143 - 151 | 144 |
Производство потребительских товаров | 150 - 157 | 158 |
Продукция сельского хозяйства | 134 - 145 | 123 |
Инвестиции в основной капитал | 198 - 215 | 222 |
Объем внешней торговли, включая услуги (по данным платежного баланса) – всего | 153 - 160 | 181 |
В том числе: | ||
Экспорт | 155 - 162 | 164 |
Импорт | 151 - 158 | 197 |
сальдо (в 2010 году, млн. долларов США) | +800 – 000 | -5370 |
Реальные денежные доходы населения | 149 - 156 | 175 |
Розничный товарооборот | 157 - 165 | 191 |
Платные услуги населению | 154 - 161 | 164 |
Снижение энергоемкости ВВП | 26 - 30,4 | 27,9 |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров |
23,5 - 26 |
26,7 |
Информация о работе Розничный товарооборот Республики Беларусь