Розничный товарооборот Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение динамики изменения объёма розничного товарооборота и выявление резервов его роста.

Содержание

1. Розничный товарооборот – основной показатель развития розничной торговли Республики Беларусь 4

1.1. Понятие, экономическая сущность, содержание и задачи розничного товарооборота 4

В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. 27

Работа содержит 1 файл

Конечный Алина 2.docx

— 323.29 Кб (Скачать)
  • правовые нормы;
  • финансово-экономические рычаги;
  • защита прав потребителей;
  • регулирование правил торговли. [13]

     Государство разрабатывает и принимает законы и другие правовые акты, регулирующие хозяйственную деятельность, направленную на производство и потребление доброкачествен­ных товаров и услуг (Закон «О торговле», Закон «О защите прав потребителей», Декрет Президента «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.).

     Финансово-экономическое  регулирование — центральное  звено в системе государственного регулирования. Оно сводится к регулированию  цен на отдельные (социально значимые) товары и услуги, льготному кредитованию и льготному налогообложению, установлению предельно-допустимого уровня торговых надбавок и т.д.

     Защита  прав потребителей — важная задача государства. Для предотвращения проникновения  на рынок опасных для жизни  и здоровья товаров широко используется система лицензирования торговли товарами народного потребления, их стандартизации и сертификации.

     Государственное регулирование торговой практики сводится к разработке и принятию общих  правил торговли, правил торговли   отдельными   товарами,   установлению   конкретных юрисдикций за их нарушение  и т.д.

     Среди форм государственного регулирования  торговли одно из важнейших мест занимает лицензирование — комплекс государственных  мер, связанных с выдачей лицензий, их дубли­катов, дополнений и изменений  к ним, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия, прекращением их действия и контролем за соблюдением всех требований и условий лицензии.

     Лицензиат — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо (осуществляющее адвокатскую или  частичную нотариальную деятельность).

     Лицензирующие органы — это республиканские  и местные органы управления, Национальный банк и др. Лицензирование розничной  торговли осуществляют облисполкомы, Минский горисполком, городские  и районные исполкомы (розничная  торговля и общественное питание).

     Лицензионные  требования и условия — это  совокупность требований и условий  к соискателю лицензии при их выдаче.

     Лицензирующие органы при соблюдении всех требований должны выдать лицензию в течение  месяца. При нарушении условий  лицензии она может быть аннулирована (продажа товаров с истекшим сроком годности, ненадлежащего качества, без акцизных марок и т.д.).

     Главную роль в регулировании торговл играет система Министерства торговли Республики Беларусь. Для организации и координации торговой деятельности в республике в его составе сформированы следующие основные функциональные управления:

     – Управление экономики и торговли и развития рыночных отношений;

     – Управление финансов, цен, бухгалтерского учета и контроля;

     – Управление организации потребительского рынка продовольственных товаров;

     – Управление организации потребительского рынка непродовольственных товаров;

     – Управление организации торговли и услуг;

     – Управление организационно-кадровой работы и делопроизводства;

     – Управление координации внешнеторговой деятельности и создания товаропроизводящей сети за рубежом;

     – Управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой;

     – Отдел общественного питания. [10]

     Посредством этих управлений Министерство торговли осуществляет регулирующее руководство  и контроль за деятельностью всех розничных торговых организаций на территории республики. К полномочиям Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования торговли, согласно Закону о торговле, относятся:

     – разработка и реализация долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли;

     – координация деятельности органов государственного управления и других организаций в области торговли;

     – ведение торгового реестра;

     – формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций;

     – осуществление государственного контроля в торговле;

     – мониторинг конъюнктуры внутренней и внешней торговли;

     – иные полномочия в соответствии с законодательством. [10]

     В непосредственном подчинении Министерства торговли находится республиканское  торговое унитарное предприятие  «Белювелирторг».

     Руководство розничной торговлей на местном  уровне осуществляют областные управления и Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома, которые находятся в двойном подчинении: по линии местных исполкомов и Министерства торговли. В их ведении находятся торговые организации муниципальной собственности (торги, торгово-производственные фирмы, объединения, крупные магазины). Управления потребительского рынка осуществляют планово-регулирующее руководство (распределение ресурсов, развитие розничной торговли сети, финансирование, организация учета, установление режимов работы магазинов и т.п.) и контроль за деятельностью всех организаций розничной торговли, находящихся на территории области или города. В городах с районным делением и районных центрах при исполкомах созданы отделы торговли и услуг, на которые возложены функции регулирования и контроль за деятельностью торговых организаций своего района или города.

     Переход к рынку сопряжен с задачей  кардинального обновления всего  законодательства, и от этого не уйти. Создаваемые в сжатые сроки, в условиях лишь формирующихся рыночных отношений.еще не апробированные практикой, новые законы уже в силу только этих причин несовершенны. По мере становления рынка они требуют существенных корректировок. [12]

     Таким образом, объективное противоречие между требованием стабильности законодательства и необходимостью его совершенствования на стадии перехода к рынку чрезвычайно  обостряется. Реализуя функцию правового  обеспечения экономики, государство  вынуждено последовательно придерживаться правила оптимального вмешательства, соизмерять ожидаемый положительный  эффект от корректировки правовых норм с возможным ущербом от очередного нарушения правовой стабильности. [12]

     Необходимость внесения изменений и дополнений в действующее законодательство возникает реже, если правовое обеспечение  хода реформ осуществляется на базе четко  определенных, стабильных целей и  приоритетов социально-экономического развития, обоснованных государственных  программ.

     Государственное программирование является особым методом  регулирования, который не относится  к группам экономических или  административных методов, но координирует их применение для достижения заданных целей.

     В соответствии с Программой развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы в современных  экономических  условиях  основными  принципами государственного  регулирования  торговли  будут  проведение  единой торговой    политики,   координация   вопросов   развития   торговой деятельности  и обеспечения равных прав субъектов хозяйствования  на осуществление  торговли,  совершенствование правового  регулирования экономических отношений в сфере потребительского рынка,  обеспечение в равной степени защиты прав и законных интересов потребителей.

     Система    государственного   регулирования   торговли    было направлена на:

  • развитие  и  укрепление  нормативной  правовой  базы  в   сфере торговой деятельности;
  • формирование оптимальной конкурентной среды;
  • формирование товарных ресурсов для внутреннего рынка;
  • защиту  внутреннего рынка от необоснованного импорта товаров  и недобросовестной конкуренции;
  • централизацию  товарных ресурсов, необходимых  для  обеспечения государственных нужд;
  • совершенствование   порядка   и   механизмов,   лицензирования, кредитования, квотирования с учетом отраслевых особенностей;
  • регулирование  привлечения  иностранных  инвестиций   в   сферу торговли;
  • формирование финансово-торговых структур, включающих финансово-кредитные организации и производственно-торговые объединения;
  • повышение        устойчивости        функционирования         и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в  сфере торговли,   улучшение  качества  торгового  обслуживания  населения, сокращение издержек обращения при реализации товаров;
  • поддержку   инвестиционной  деятельности  в  отрасли,   включая приобретение новой торговой техники и оборудования, внедрения  новых технологий   в   торговый   процесс  и   обеспечение   использования современных информационно-коммуникационных технологий;
  • эффективный  контроль за осуществлением торговой  деятельности, соблюдением прав и интересов потребителей.

     Вместе  с тем для обеспечения динамичного  развития белорусской экономики  предстоит немало сделать по дальнейшей либерализации хозяйственной деятельности.

     Главный принцип в этой сфере: конкуренция - везде, где возможно, государственное  регулирование - там, где необходимо.

В Беларуси в 2010 году было принято несколько  важных законодательных актов, которые  направлены на улучшение условий  в белорусском ритейле.

Так, был  принят Указ Президента Республики Беларусь №450 «О лицензировании отдельных видов  деятельности» от 01.09.2010г., которым  предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности, в т.ч. розничной торговли за исключением продажи алкогольных напитков и табачных изделий, с 1 января 2011 года. Сужение сферы контроля в данной сфере позволит "упростить условия осуществления предпринимательской деятельности для значительного количества субъектов хозяйствования, так как из порядка 240 тысяч выданных субъектам хозяйствования и действующих лицензий на осуществление отдельных видов деятельности около 155 тысяч (65%) составляют лицензии на розничную торговлю, табачные изделия и общественное питание. [16]

     Тем не менее, государство планирует  сохранить контроль над деятельностью  розничных сетей путем введения нового инструмента - торгового реестра  – и обязательной регистрации  торговых сетей в нем. По оценкам  экспертов, торговый реестр будет более  мягкой формой лицензирования, так  как процедура включения в  торговый реестр должна быть проще  по сравнению с получением лицензии. Однако, государственные органы будут иметь возможность исключить юридическое лицо из торгового реестра за нарушения. Оснований для исключения станет меньше в сравнении с лицензированием, и оно будет относиться только к одному торговому объекту, что способствует развитию крупных торговых сетей в Беларуси. В настоящее время данный документ проходит согласование в органах государственного регулирования. [16]

     В Беларуси также продолжилась либерализация  ценообразования. В 2010 году был принят Указ Президента Республики Беларусь №484, согласно которому отменено право правительства страны определять состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), для юридических лиц государственной формы собственности. Теперь состав затрат, включаемых в состав  себестоимости продукции, будет носить рекомендательный характер.

     Данный  указ действительно сможет упростить  порядок учета и сократить  документооборот, однако, по оценкам  аналитиков, не значительно повлияет на снижение уровня цен. Кроме того, методология определения состава  затрат, включаемых в себестоимость  продукции, для юридических лиц, установленных в Указе, будет  определяться собственником или  руководящим составом предприятия, которым де-факто является государство  в лице его органов и институтов.

     По  инициативе Министерства торговли подготовлен  проект президентского указа, предусматривающий  введение ограничения на размер маркетинговых  платежей, который может требовать  розничная сеть у производителей. В проекте указа предлагается установить максимальный уровень таких  платежей в размере 10% от цены приобретаемых  товаров. [8]

     По  оценкам аналитиков, данный законодательный  акт был инициирован государственными предприятиями, которые не имеют  опыта и возможности платить  за подобные услуги торговым сетям, но до которых государство доводит  план по увеличению объема продаж продукции.

     Тем не менее, многие эксперты и игроки рынка полагают, что указ не позволит ограничить размер маркетинговых платежей на уровне 10% от цены приобретения товара, так как розничные сети будут иметь возможность взимать плату под видом каких-либо других услуг.

 

     

  1. Анализ  розничного товарооборота  торговых организаций  Республики Беларусь
 
    1. Анализ  выполнения плана  розничного товарооборота  в соответствии с  Программой социально-экономического развития Республики Беларусь

           В прошедшем пятилетии  работа всех органов управления, коллективов  и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы.

     При этом на результаты выполнения данной Программы существенное влияние  оказали изменения условий импорта  энергоресурсов и повышение цен  на них, ухудшение других внешних  факторов, обусловленных влиянием мирового финансово-экономического кризиса. [2]

     В 2006 – 2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

     Предварительная оценка выполнения основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты.  

     Таблица 4. Предварительная оценка выполнения основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы 

Показатели В сопоставимых ценах, 2010 год  
в процентах к 2005 году
программные показатели оценка  
выполнения
Валовой внутренний продукт 146 -155 146
Продукция промышленности 143 - 151 144
Производство  потребительских товаров 150 - 157 158
Продукция сельского хозяйства 134 - 145 123
Инвестиции  в основной капитал 198 - 215 222
Объем внешней торговли, включая услуги (по данным платежного баланса) – всего 153 - 160 181
В том  числе:    
Экспорт 155 - 162 164
Импорт 151 - 158 197
сальдо (в 2010 году, млн. долларов США) +800 – 000 -5370
Реальные  денежные доходы населения 149 - 156 175
Розничный товарооборот 157 - 165 191
Платные услуги населению 154 - 161 164
Снижение  энергоемкости ВВП 26 - 30,4 27,9
 
Ввод  в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров
 
23,5 - 26
 
26,7

Информация о работе Розничный товарооборот Республики Беларусь