Автор: i*******@yandex.com, 27 Ноября 2011 в 21:47, доклад
Зерновой рынок по своей стратегической и социально-экономической значимости, и объемам товарооборота является одним из наиболее крупных сегментов продовольственного рынка. В переходный к рыночной экономике период наблюдалось сокращение объемов производства и реализации зерна, ресурсного потенциала, потеря современных интенсивных технологий, снижение уровня эффективности зернового хозяйства. Недостаток оборотных средств, высокие цены на ресурсы не позволяли осуществлять необходимые затраты, что приводило к низкой урожайности зерновых культур даже в благоприятные по природно-климатическим условиям годы.
потребителя. Поскольку общественные потребности и их уровень увеличиваются по мере развития производительных сил, постольку тенденция к улучшению качества носит объективный и закономерный характер. Во-вторых, в условиях развивающегося рынка сельскохозяйственная продукция должна быть конкурентоспособной. Товары, обладающие более высокими потребительными свойствами (при прочих равных условиях) по сравнению с другими пользуются
Таблица
5 – Показатели качества зерна пшеницы,
обеспечивающие надлежащий уровень конкурентоспособности
Показатели |
Значение показателей для зерна пшеницы | |
мягкой | твердой | |
Натура, г/л (не менее) | 750 | 745 |
Стекловидность, % (не менее) | 60 | 70 |
Содержание сорной примеси, % (не более) | 5 | 5 |
Содержание
зерновой примеси, % (не более)
в т.ч. проросшие зерна |
15
3 |
15
3 |
Массовая доля клейковины, % (не менее) | 23 | 22 |
Качество клейковины (группа не ниже) | II | II |
на рынке повышенным спросом. Появляется возможность увеличить долю производителя на рынке, а значит повысить его доходы. В-третьих, повышение
качества
сельскохозяйственной продукции является
важнейшим фактором роста экономической
эффективности производства. Качество
(полезность) товара, учет его в цене
позволяет предпринимателю
Относительно
зерновой продукции разработана методика
оценки конкурентоспособности товарных
партий зерна. Потребители отдают предпочтение
той партии зерна, у которой отношение
полезного эффекта к цене потребления
максимально по сравнению с другими аналогичными
партиями. Полезный эффект может быть
определен на основе оценки степени удовлетворения
потребности как отношение фактического
и базисного обобщенных коэффициентов
уровня качества. Коэффициент уровня качества
рассчитывается по формуле:
Mi * Ki * Ai
К = ---------------------------- ,
Mi
где Мi - масса зерна соответствующего качества;
Кi - оценка восприятия потребителя отдельного потребительского свойства;
Ai - коэффициент весомости соответствующего показателя на данном сегменте рынка;
n - количество показателей.
Производя качественное зерно, соблюдая все необходимые для этого условия (сохранность сортовой чистоты при уборке, сортировании и хранении), производитель зерна смело может устанавливать цены, соответствующие его качественным параметрам, и они могут быть гораздо выше.
На
практике для определения цен
оригинальных и элитных семян зерновых
и масличных культур селекционные центры
ориентируются на цены аналогичной товарной
продукции. Средние цены реализации зерновых
культур в Ульяновской области рассмотрены
в таблицах 6 и 7.
Таблица 6 – Средние цены реализации сельскохозяйственной продукции (в среднем за год; рублей за тонну)
Показатели |
Годы | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Зерновые культуры – всего | 3309 | 2693 | 2771 | 3943 | 5428 |
в т.ч. пшеница | 3704 | 2817 | 2846 | 4180 | 5583 |
рожь | 2349 | 2267 | 2362 | 3533 | 4784 |
просо | 2411 | 1692 | 2026 | 2997 | 3993 |
гречиха | 5716 | 5021 | 5801 | 5777 | 6366 |
ячмень | 2820 | 2387 | 2639 | 3579 | 5027 |
зернобобовые | 4327 | 3546 | 3375 | 5156 | 5995 |
овес | 2098 | 2518 | 2504 | 3285 | 4821 |
Так,
например, цена товарного зерна (пшеница,
кукуруза, рис, ячмень) принята в
размере 3 рубля за 1 килограмм. Базовая
цена товарного зерна
Таблица 7– Индексы цен на реализованную продукцию сельскохозяйственными предприятиями (декабрь к декабрю предыдущего года (%))
Показатели |
Годы | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Продукция сельского хозяйства | 127,8 | 107,6 | 105,8 | 141,8 | 103,8 |
Продукция растениеводства | 122,0 | 98,6 | 106,8 | 149,9 | 103,7 |
Зерновые культуры – всего |
121,5 | 95,9 | 114,0 | 153,8 | 105,0 |
|
119,2 | 97,3 | 114,1 | 159,1 | 99,7 |
|
131,8 | 90,8 | 112,8 | 150,0 | 116,8 |
|
104,5 | 103,0 | 100,0 | 104,0 | 112,6 |
|
109,3 | 95,7 | 114,1 | 108,4 | 98,3 |
|
123,0 | 91,6 | 115,0 | 146,8 | 121,7 |
|
110,6 | 98,3 | 107,7 | 117,5 | 97,1 |
|
129,9 | 97,7 | 119,5 | 143,6 | 109,4 |
увеличивается на 250%. При наличии дефицита семян добавка возрастает еще на 10% — на 0,75 руб. Следовательно, цена на оригинальные и элитные семена складывается из следующих величин: 3+7,5+0,75, итого 11,25 руб. Так устанавливается цена на оригинальные и элитные семена в данном случае при их реализации. Соотношение между ценами на товарное зерно, оригинальные и элитные семена составляют 1:3,7. из этого соотношения отчетливо видна выгода производителя.
Цена потребления - это объем средств, необходимых потребителю зерна в течение всего технологического процесса и складывается из цены реализации партий зерна, расходов на транспортировку, сортировку, очистку, сушку, хранение, переработку, налоги, страховые взносы и т.д.
Важным аспектом конкуренции на рынке зерна является также сервис. Сервис при производстве зерна и продуктов его переработки предназначается главным образом для сбытовика или розничного торговца, а не для конечного потребителя. В этом случае в целях обеспечения эффективного сбыта зерна и продуктов его переработки необходимо учитывать такие факторы сбыта, как уровень запасов, быстрота доставки, информация сбытового характера, предоставление скидок с цены или коммерческого кредита.
На конкурентную среду зернового рынка региона серьезно влияют ограничения экономического, политического, правового и медицинского характера, а также ограничения, связанные с деятельностью соответствующих институтов. В эту категорию входят тарифы, импортные квоты, поощрение экспорта, контроль за ценами, субсидии, антимонопольные законы, лицензирование, патентные требования, санитарные нормы и др.
Наиболее часто применяемыми ограничениями являются тарифы, импортные квоты, поощрение экспорта. Уровень и продолжительность применения тарифов оцениваются в зависимости от их воздействия на конкурентоспособность. Эти ограничения могут применяться для защиты внутреннего рынка зерна от импортной продукции или, наоборот, для сдерживания конкуренции на внешних рынках зерна.
Целью правовых ограничений (например, в виде антимонопольного законодательства) является обеспечение соответствия деятельности хозяйствующих субъектов стоящим перед государством задачам.
Санитарные нормы также являются одним из ограничений, устанавливаемых медицинскими или сельскохозяйственными органами государственного управления.
Знание всех этих ограничений помогает лучше понять функционирование зернового рынка и строить маркетинговую стратегию любой агропромышленной компании, отдельного региона и государства в целом.
В настоящее время конкуренция производителей, посредников и переработчиков на отечественном зерновом рынке оказывает незначительное влияние на уровень цен, что не дает верной картины соотношения спроса и предложения. Это затрагивает фундаментальные вопросы функционирования рынка, поскольку деятельность посредников и переработчиков усиливает проблемы сбыта зерна, приводит к нерациональному и неэффективному его использованию.
Что касается сельскохозяйственных предприятий Ульяновской области, то им для повышения конкурентоспособности зерновой отрасли и выхода на зерновой рынок, необходимо отойти от устаревших, неэффективных технологий и по возможности вовлекать в производство новые разработки и инновации. Экономическая ценность инновации определяется ростом прибыльности, расширением масштабов производства и возможностей накопления для последующего реинвестирования капитала.
Таким образом, успех любого товара на свободном рынке определяется, прежде всего, разнообразием его качественных показателей.