Инновационный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:11, доклад

Описание работы

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Работа содержит 1 файл

ин процесс и инфрострак право.docx

— 106.50 Кб (Скачать)

Инновационный процесс

Термины «инновация» и  «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций.

Различают три логических формы инновационного процесса:

  • простой внутриорганизационный (натуральный);
  • простой межорганизационный (товарный);
  • расширенный.

Простой инновационный  процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум  два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его  производитель и потребитель  могут совмещаться в одном  хозяйственном субъекте.

По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его фазы:

1. Создание и распространение

Создание инновации - последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства (еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации).

Распространение инновации - это перераспределение общественно-полезного эффекта между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями (это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п.)

2. Диффузия нововведения

Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени (иными словами диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения).

Одним из важных факторов распространения  любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим  окружением, существенным элементом  которого являются конкурирующие технологии.

В настоящее время выделяют 6 типов (моделей) инновационного процесса:

  1. Линейная (до 1960-х гг.);
  2. Рыночная (1960-е гг.);
  3. Интерактивная (1970-е гг.);
  4. Интеграционная (1980-е гг.);
  5. Сетевая (1990-е гг.);
  6. Информационная (2000 - наст.время).

В рамках линейной модели инновации, в качестве основного и единственного источника инноваций на национальном уровне рассматривалась система НИОКР. В этой модели фундаментальные исследования расположены в начале причинно-следственной цепочки. Они производят теории и открытия, которые переопределяются в прикладных исследованиях, затем тестируются в процессе разработки и после этого продаются на рынке как промышленные инновации. Результатом внедрения этой модели инноваций на практике стало распространение научных лабораторий.

В рамках рыночной модели инициатором инновационного процессы является «сигнал рынка», то есть инновационный продукт появляется вследствие возникновения спроса на него у потребителя.

Усиление конкуренции  и сокращение жизненного цикла товаров  привели к необходимости более  тесной взаимосвязи НИОКР с другими  стадиями инновационного процесса. Это  привело к появлению интерактивной модели, комбинирующей рыночную и линейную модели.

Сторонники подобной модели инновационного процесса утверждали, что поиск нового технологического решения базируется как на новых, так и существующих знаниях. Вследствие этого процесс НИОКР (линейная модель) следует запускать только после  того, как станет ясно, что рыночный запрос невозможно удовлетворить, опираясь на знания, уже накопленные фирмой.

Появление четвертой - интегрированной бизнес-модели инновационного процесса было вызвано развитием новых способов организации производства на японских предприятиях. В данных моделях акцент делался на интеграцию исследований и разработок с производством и на более тесное сотрудничество с поставщиками и покупателями. Итогом развития подобной модели стало появление совместных предприятий и стратегических альянсов.

Развитие сетевого подхода  в экономических исследованиях  привело к появлению пятой  модели инновационной системы – сетевой. Эта модель характеризуется наличием таких стратегических элементов как – корпоративная гибкость, ориентированная на потребителя стратегия, интеграция с основным поставщиком, наличие горизонтального технологического сотрудничества, использование электронных баз данных. Сетевая модель рассматривается как основа организации инновационных процессов на макроуровне.

Ключевым отличием пятой  модели инноваций является использование  информационных и коммуникационных технологий. Важность информации и  данных в инновационном процессе привела к появлению большого числа IT-решений, которые облегчают  хранение и обмен информации.

Появление последней, шестой модели, связано с увеличением роли знаний как основного фактора конкурентоспособности современной экономики. Ключевые характеристики шестой модели заключаются в том, что предприятия отличаются друг от друга информацией, которой они располагают, интенсивностью использования знания, а также тем, как они используют и преувеличивают эти знания.

 

3.2. Элементы инновационной инфраструктуры и их характеристика  

 

Охарактеризуем роль отдельных  элементов инфраструктуры и проблемы их развития.

1. Производственно-технологическая  инфраструктура призвана создать условия для доступа малых предприятий к производственным ресурсам. К ней относятся технопарки, инновационно-технологические центры, технологические кластеры и др.

Технопарк (ТП) сдает  свои площади инновационным предприятиям на лучших условиях, чем просто коммерческая аренда. Кроме аренды, здесь на льготных условиях предоставляется также  набор общих услуг (факс, телефон, доступ в Интернет, множительные, секретарские, бухгалтерские и юридические  услуги и пр.). Опыт работы ТП показывает правильность стратегии и ее высокую эффективность. Кроме того, здесь за счет обмена информацией и опытом между различными предприятиями рождаются новые проекты, новые решения, схемы сбыта и т. д. Немаловажным является также то, что в ТП отсутствуют условия для ведения теневой деятельности.

Организация этих структур реализуется через обустройство территории, оснащенной необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где малые предприятия (МП) могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Другой вариант – организация ТП на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много практически во всех регионах. Такие проекты уже начинают реализовываться в ряде регионов.

В последнее время стала  модной организация кластеров – совокупности предприятий, расположенных на одной ограниченной территории (на крупном предприятии или в пределах одного города) и более или менее тесно связанных производственными связями.

Центры коллективного  пользования производственным оборудованием. Очевидно, что обеспечение всех малых предприятий современным производственным оборудованием невозможно в силу того, что относительно небольшие объемы их производства не позволяют эффективно использовать современное производительное оборудование. При стоимости современного станка в несколько сотен тысяч долларов его покупку и эффективную эксплуатацию при выпуске собственной продукции может позволить себе только достаточно крупное предприятие. Таким образом, от использования новых технологий в производстве по этой причине оказывается отсеченным огромное количество малых и средних предприятий. Выход из этой ситуации возможен за счет коллективного использования оборудования в центрах услуг.

Организация центров коллективного  пользования позволяет экономически целесообразно обеспечить большому количеству предприятий доступ к  современным технологиям и дает много положительных побочных эффектов, способствующих переводу российской экономики  на инновационный путь развития.

2. Консалтинговая  инфраструктура – это совокупность консалтинговых организаций. Инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретается только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) «непрофессиональными» менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям (финансовым, экономическим, маркетинговым, а также по внешнеэкономической деятельности) представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие.

Комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры трансфера технологий (ЦТТ). В настоящее время ЦТТ создаются, как правило, при крупных вузах и академических институтах, ведь именно они обладают наиболее значительным заделом в области разработки новых технологий. ЦТТ создаются либо как структурные подразделения организаций, обладающих инновационными разработками, либо как самостоятельные юридические лица.

Основные проблемы, которые  стали проявляться с началом  развития сети ЦТТ – отсутствие квалифицированных кадров для их комплектования. Если проблема кадров будет решена, ЦТТ могут стать  одним из важных структурных элементов, стимулирующих развитие инновационной  деятельности в регионах.

3. Инфраструктура  подготовки кадров. Если более подробно рассмотреть проблемы подготовки кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Как отмечалось выше, нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее следует отметить, что в настоящее время большинство предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение новых продуктов на рынок. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5–10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента  и маркетинга высокотехнологичного производства ведут десятки вузов  страны, однако эффективность этой работы невелика. Лишь небольшое число  выпускников идет работать по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого количества центров трансфера технологий, созданных с участием Роснауки.

Наконец, следует отметить и дефицит квалифицированных  преподавателей для подготовки кадров. Во многих вузах преподавание ведут  специалисты, не имеющие практического  опыта в тех вопросах, которым  они обучают студентов. Обучение ведется по зарубежным разработкам  и пособиям, не отражающим в полной мере российскую специфику и реалии, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым потом в  течение нескольких лет приходится набирать опыт методом проб и ошибок.

В этой связи еще раз  следует отметить роль системы консалтинга.  
Поскольку обучение кадров – процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, необходимо предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции. Эта система не повторяет систему ЦТТ, хотя и должна работать с ней в тесной увязке, а обеспечивает разовый консалтинг по отдельным вопросам, возникающим у предприятий. Возможно, эту систему целесообразно строить как систему экспресс-обучения основам инновационных подходов.

4. Информационная  инфраструктура связана с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающая малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете.

Сложившаяся система достаточно эффективно решает ряд проблем. Так, техническая информация в настоящее  время доступна в больших объемах  практически по всем направлениям науки  и техники. Не представляет особых проблем  доступ к патентной информации. Основная информация, которая может оказывать  влияние на решение задач инновационного развития и по которой существует значительный дефицит, связана с  информацией о рынках.

Еще одна группа вопросов информационного обеспечения  инновационной деятельности связана  с доведением информации о новых  разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию.

Информация о работе Инновационный процесс